Диагноз «болезнь Альцгеймера» может быть поставлен по результатам теста на биомаркеры
Рабочая группа, созданная Ассоциацией Альцгеймера, опубликовала «Переработанные критерии диагностики и стадирования болезни Альцгеймера». Необходимость пересмотра вызвана появлением специфических препаратов против бета-амилоида, с одной стороны, и новых биомаркеров, в том числе для ранней диагностики — с другой. В обновленном документе перечислены биомаркеры, аномальные значения которых дают возможность ставить диагноз даже бессимптомным лицам.
Над обновленными критериями диагностики болезни Альцгеймера работали представители академической науки, медицины, промышленности, Национального института старения США (NIA) и Управления по контролю продуктов и лекарств (FDA); в работе участвовали эксперты из США и Европы. Потребность в обновлении критериев вызвана одобрением первых таргетных терапевтических агентов для лечения БА — моноклональных антител против патогенного бета-амилоида (леканемаба и донанемаба), а также выявление точных биомаркеров заболевания не только в спинномозговой жидкости, но и в плазме крови.
Новые критерии определяют БА как биологический процесс, который впервые обнаруживается по аномальным биомаркерам определяющих его нейропатологических признаков (бляшки амилоида-β и нейрофибриллярные клубки тау), до появления симптомов.
Авторы комментария в Nature Medicine (в их числе были члены рабочей группы) среди биомаркеров выделили три категории: биомаркеры пути амилоид-β-протеинопатии (A); биомаркеры фосфорилированного и секретируемого тау в биологической жидкости, которые становятся аномальными на ранних стадиях заболевания (T1); и биомаркеры нейрофибриллярной патологии тау, которые становятся аномальными на поздних стадиях (Т2). Эти биомаркеры группируются в ядро 1 (А и Т1) и ядро 2 (Т2).
Аномального значения биомаркера, входящего в ядро 1, достаточно для постановки диагноза, в том числе у бессимптомных лиц, и принятия клинических решений. Биомаркеры ядра 2 могут быть использованы для определения тяжести заболевания и прогнозирования.
В ядро 1 входят, в частности, позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) амилоидной нагрузки мозга, соотношения Aβ42/40, p-tau181/Aβ42, t-tau/Aβ42 в спинномозговой жидкости и анализы плазмы с точностью не менее 90% по отношению к эталонному стандарту. Хотя ни один анализ биомаркеров плазмы крови еще не получил одобрения регуляторов, это может вскоре произойти. Некоторые анализы, например, на p-tau217,продемонстрировали высокую диагностическую точность. Тем не менее тестирование на биомаркеры должно помогать, а не заменять клиническую оценку пациента и проводиться под наблюдением врача.
Критики нового документа делают упор на то, что не следует ставить диагноз БА людям, у которых симптомы могут и не проявиться. «Хотя верно, что многие бессимптомные люди с аномальными биомаркерами БА не будут испытывать симптомов в течение жизни, это происходит из-за увеличения показателей смертности от всех причин с возрастом, а не потому, что патология БА является доброкачественной в доклиническом периоде», — отвечают авторы комментария. В то же время раннее начало лечения увеличивает шансы на успех. Использовать же термин «болезнь Альцгеймера» как синоним возрастных когнитивных нарушений любой этиологии, как это практикуется сейчас, не только ненаучно, но и вредно.
«Эффективное лечение всегда будет зависеть от способности диагностировать и стадировать биологические факторы, вызывающие заболевание. Комитет признает, что осуществимость внедрения критериев для биологической диагностики и стадирования болезни Альцгеймера в клиническую практику различается в разных регионах, даже в странах с высоким уровнем дохода. Мы ожидаем, что растущая доступность и точность биомаркеров крови сделает эти критерии более широко применяемыми», — пишут авторы в заключение.