The Voice of the Silk Road
Кликните для полного погружения в атмосферу
3-4 мая в Алматы пройдет седьмой сезон Visa Fashion Week Almaty. Центральным сюжетом этого важного события для индустрии моды стал Великий Шелковый путь — древняя торговая дорога, соединившая Азию и Европу. Сплав культур, технологий и традиций, произошедший благодаря Шелковому пути, стал основой узнаваемой во всем мире центральноазиатской эстетики.

О том, какую роль его наследие играет в современной казахстанской моде, мы поговорили с дебютантами показа VFWA молодыми дизайнерами Айтансык Жанбыршиной и Нурали Канкелді.

Великий Шелковый путь — это одно из тех исторических явлений, которое оказало колоссальное влияние на мир, каким мы знаем его сегодня. И пусть именно шелк дал ему название, караваны, много месяцев следовавшие с Востока на Запад и обратно, везли не просто предметы роскоши, редкие фрукты или диковинные работы ремесленников, они распространяли культуру и искусство народов и племен, живших вдоль Пути.
01
Дизайнер и основатель бренда Mullida представит на Visa Fashion Week новую коллекцию бренда Origin, вдохновленную историей родного Актау и Казахстана.

В беседе с нами Айтансык рассказала о работе над коллекцией и о том, какое отражение в ней нашли такие темы, как природа, экология и одежда казахских женщин Адаевского уезда.
02
Дизайнер и основатель бренда Ray Leeqs вырос в творческой семье. Даже сейчас, начав свою карьеру в фэшн-индустрии, Нурали часто обращается к картинам своего дедушки, находя в них мотивы для вдохновения.

В беседе с нами Нурали рассказал о концепции ментального номадизма, экспериментах с кроем и о сочетании исторического и современного.
03
Семь — сакральное число для многих народов, в том числе и для казахов.
О том, как разрабатывался концепт седьмого сезона Visa Fashion Week Almaty, о ценностях проекта и поддержке молодых дизайнеров мы поговорили с генеральным директором VFWA Бауыржаном Шадибековым.

04
Великий Шелковый путь
01
Великий Шелковый путь — это одно из тех исторических явлений, которое оказало колоссальное влияние на мир, каким мы знаем его сегодня. И пусть именно шелк дал ему название, караваны, много месяцев следовавшие с Востока на Запад и обратно, везли не просто предметы роскоши, редкие фрукты или диковинные работы ремесленников, они распространяли культуру и искусство народов и племен, живших вдоль Пути.
Великий Шелковый путь, несомненно, оказал влияние на казахское прикладное искусство, привнося новые мотивы, технологии и изобретения. А также поспособствовал тому, что мотивы ювелирных изделий и декора одежды племен и этносов, проживавших на территории современного Казахстана, стали известны далеко за пределами Великой степи.

Спустя много столетий наследие Шелкового пути остается актуальным. Это не только экономические связи между соседствующими государствами, но и осмысление собственной идентичности и источник для вдохновения современных центральноазиатских дизайнеров. Участники Visa Fashion Week Almaty Айтансык Жанбыршина и Нурали Канкелді в своей работе часто обращаются к мотивам казахского прикладного искусства, образцам ювелирных изделий прошлых столетий и истории родных мест. Мы попросили их рассказать о коллекциях своих брендов, которые они представят в первый день Недели моды.
Айтансык Жанбыршина
02
Айтансык Жанбыршина решила стать дизайнером
в 14 лет и с тех пор морально готовила себя к поступлению в Лондонский колледж моды. Проучившись там два года, Айтансык перевелась в Институт Марангони — престижную школу моды и дизайна во Флоренции. В 2020 году она окончила институт, вернулась в Казахстан и основала собственный бренд Mullida.

«Mullida в переводе с испанского означает «пышность». Мои вещи довольно пышные и объемные, и мы искали на разных языках подходящее слово. Наше лого похоже на калейдоскоп: если смотреть с разных перспектив на одну дверь, то видишь разные силуэты и текстуры. То же самое с нашими клиентками. Они могут видеть один топ, но стилизовать его по-разному, чтобы проявить свою индивидуальность».

Коллекция Origin, которую бренд представит на Visa Fashion Week, третья по счету для дизайнера. Во время работы над ней Айтансык особенно вдохновляла история родного Актау и всего Казахстана, в целом.
«Природа, история, переселение кочевников, сакская царица Томирис, пещеры, раскопки – все это вдохновляло меня на создание новой коллекции».

Идея серебристого платья с пышными оборками была перенята от одежды женщин из Адаевского уезда. Тогда считалось, что чем больше слоев в одежде, тем богаче девушка. Айтансык сохранила оборки и перенесла их на современный лад от-кутюр. Другой яркий элемент коллекции — темно-сиреневая шляпа — вдохновлена растением-эндемиком, похожим на сирень, которое растет в пустыне. Техника smocking позволила собрать ткань в виде цветов.

На создание коллекции ушло два месяца. Айтансык работала вместе с командой начинающих дизайнеров, которых она обучает.

— В процессе работы мы стремимся поскорее увидеть результат. Иногда появляется новое вдохновение и желание переделать, пересоздать.
«Нам сложно остановиться на моменте, остается чувство незавершенности».
Девушка признается, что вместо мечтаний предпочитает ставить цели. Она хочет, чтобы казахстанская мода вышла на новый уровень, а ее бренд начал сотрудничество с иностранными фотографами, стилистами и брендами. Из мировых дизайнеров Айтансык восхищается работами Эльзы Скиапарелли, Джона Гальяно, Дэниэла Роузберри и Алессандро Микеле. Как молодой казахстанский дизайнер, она хотела бы посотрудничать с последними двумя — арт-директором модного дома Schiaparelli Роузберри и бывшим арт-директором модного дома Gucci Микеле. Ей нравится то, как их визионерство развивает бренды с многолетней историей.

— Участие в Visa Fashion Week Almaty — это гордость для моего города, для моей команды и тех людей, кто нас поддерживает, — заключает она.
Нурали
Канкелдi
03
Основатель и дизайнер бренда Ray Leeqs Нурали Канкелді рос в творческой семье. Наблюдая за работами мастеров, Нурали понял, что хочет связать свою жизнь с дизайном одежды:

— Дедушка был заслуженным живописцем РК, и мне всегда было интересно, как бы он оценил мое творчество. Помню, как в детстве ходил к дедушке в мастерскую, оставлял на его холстах мазки. Я вдохновляюсь его работами, они очень масштабные, в них он вкладывал исторические сюжеты. Это сыграло немаловажную роль в выборе профессии. Раньше всё было в дефиците, второй дедушка сам шил одежду детям. Бабушка тоже художница, всегда занималась рукоделием, в ее мастерской наблюдал, как она шьет, вышивает, пишет картины. Она заслуженный деятель искусств Казахстана. В детстве часто посещал музей, она работала реставратором. Любила показывать разные выставки и экспонаты. Сейчас, когда возникают поиски источников, бабушка подсказывает, на какие исторические элементы стоит обратить внимание. Рассказывает о своей кочевой жизни в детстве.
– объясняет Нурали.
Интерес к моде был у Нурали всегда: он смотрел по телевизору модные показы, читал журналы о моде. Творческая обстановка в доме лишь поддерживала этот интерес. В свою работу Нурали вкладывает культурные и семейные ценности, экспериментирует с формой и кроем.

— Концепция бренда Ray Leeqs – это выражение понятия «ментальный номадизм». Это значит, что одежда вариативная, экспериментальная.
В каждую коллекцию я вкладываю личное послание, играю с культурными кодами. Бренд создан для людей, которые ведут активный образ жизни, для тех, кто выбирает эксперимент.

В 2021 году Нурали окончил Академию искусств имени Жургенова, где учился на факультете моды и дизайна костюма. Сразу после его окончания у молодого человека появились мысли о создании бренда.
«Я стараюсь совмещать и носибельную одежду,
и творчество».
Рассказывая о работе над последней коллекцией, которую он представит на Visa Fashion Week Almaty, Нурали объясняет, что за вдохновением он отправился на природу: горы, камни, природные текстуры и мотивы. Элементы казахской культуры XIX века тоже внесли свой вклад в создание одежды:

— Дедушка был заслуженный живописец РК, и мне всегда было интересно, как бы он оценил мое творчество. Помню, как в детстве ходил к дедушке в мастерскую, оставлял на его холстах мазки. Я вдохновляюсь его работами, они очень масштабные, в них он вкладывал исторические сюжеты. Это сыграло немаловажную роль в выборе профессии. Раньше всё было в дефиците, второй дедушка сам шил одежду детям. Бабушка тоже художница, всегда занималась рукоделием, в ее мастерской наблюдал, как она шьет, вышивает, пишет картины. Она заслуженный деятель искусств Казахстана. В детстве часто посещал музей, она работала реставратором. Любила показывать разные выставки и экспонаты. Сейчас, когда возникают поиски источников, бабушка подсказывает, на какие исторические элементы стоит обратить внимание. Рассказывает о своей кочевой жизни в детстве — рассказывает Нурали.

В планах Нурали и дальше развивать бренд Ray Leeqs, открыть магазин, наладить производство, расширить команду:

— Visa Fashion Week — это важное событие. В моих мыслях всегда было желание в ней поучаствовать, а тут меня пригласили, и я очень рад и благодарен. Для меня это опыт, возможность представить свою новую коллекцию.
Бауыржан Шадибеков
04
Концепция седьмого сезона Visa Fashion Week Almaty — «Шелковый путь». И она выбрана далеко не случайно: в этом году Неделя моды будет впервые представлена в Ташкенте. Это невероятное международное мероприятие, которое останется в истории индустрии, объясняет генеральный директор VFWA Бауыржан Шадибеков, ведь впервые две большие страны объединяются, чтобы показать моду Центральной Азии всему миру.

По словам Бауыржана, новое поколение молодых дизайнеров — это будущее модной индустрии, поэтому VFWA и компания Visa, титульный партнер мероприятия, поддерживают представителей фэшн-индустрии в своих начинаниях, организовывая показы и медиаосвещение их брендов.

— Тенденции в мире моды меняются очень быстро, иногда за ними сложно уследить. При выборе дизайнеров и коллекций для Visa Fashion Week мы обращаем внимание на ДНК бренда, на философию и историю дизайнера. Но нас очень привлекают эко-тренды, например апсайклинг. Это очень интересная техника, которая позволяет перерабатывать материалы и заботиться таким образом о планете. В этом сезоне у нас есть молодой дизайнер Ray Leeqs, который работает именно в этом направлении, — рассказывает Бауыржан.
Как говорит Бауыржан, экологически устойчивые бренды делают акцент на качестве, используя более долговечные материалы и отделку. Одежда из таких материалов прослужит дольше, а значит, нанесет меньший вред экологии. Именно таким брендам Visa Fashion Week стремится дать площадку.

— Я всегда хочу верить в лучшее и вижу результаты. Меня окружают очень талантливые люди, и я сейчас не только о дизайнерах. В этой индустрии множество профессий, и каждый работает, чтобы уровень модной индустрии Казахстана процветал. Я уверен, что неделя моды с каждым годом будет масштабироваться и выйдет на мировой уровень, — говорит Бауыржан.
Экологичность — одна из центральных ценностей команды VFWA.
Бауыржан признается, что сложно назвать одного фаворита этого сезона Visa Fashion Week, потому что все участники очень индивидуальны и по-своему влюбляют в свои бренды. Например, бренды Mullida, ELENAREVA, ROX представят интересные коллекции, которые хочется рассматривать долго и детально, а коллекции Inclover, Meruert Tolegen немедленно захочется забрать в свой гардероб.
Титульным партнером мероприятия является компания Visa — мировой лидер в индустрии цифровых платежей. Visa Fashion Week Almaty — важная часть глобальной имиджевой кампании Visa, главной задачей которой является поддержка малого и среднего бизнеса.

Авторки: Айсулу Тойшибек, Айзере Малайсарова, Жанна Анвари
Продюсирование съемок: Жанна Анвари

Верстка и дизайн: Катя Эл

Источники:
  1. Байпаков К. Великий Шелковый путь на территории Казахстана.
  2. Таженова А. П. Истоки казахского народного орнамента, Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2012, № 6.
  3. Ижанова Р. Д., Даулетова И. Г. «Историко-культурные предпосылки в технологии изготовления казахской национальной одежды», сборник материалов международной научной конференции «Наука: теория и практика», 2022.

Иллюстрации:

  1. Байпаков К. Великий Шелковый путь на территории Казахстана.