«Снять за 48 часов»: как у североказахстанского режиссера получилось несколько раз забрать главные номинации в конкурсе короткого метра

Конкурс короткометражных фильмов 48 Hour Film Race существует с 2015 года. Свои работы на фестивале могут представить все желающие из пяти стран Центральной Азии, независимо от их навыков, опыта и наличия съёмочной группы. В этом году в фестивале приняли участие 329 команд. По правилам конкурса, участники должны снять, смонтировать и сдать картину за 48 часов. Допускается заранее написать сценарий и музыку, подготовить костюмы и съемочную площадку. При этом каждый фильм должен содержать три элемента творческого задания — фразу, предмет и персонаж, — с которыми участники могут ознакомиться непосредственно перед стартом 48-часового творческого процесса. В этом году показ конкурсных фильмов прошел в Шымкенте, в рамках фестиваля Go Viral Central Asia.

Авторка The Voice Media Айжана Шайкенова поговорила с режиссером конкурсного фильма «Адаптация». Режиссер Александр Шингуров и команда Free Team победили в номинации «Лучшая научная фантастика / фэнтези».
48 Hour Film Race — это стремительный конкурс, участники которого за двое суток создают короткометражные фильмы. За 48 часов командам предстоит написать сценарий, снять, смонтировать и отправить организаторам фильм продолжительностью не более 4 минут. До 2019 года Александр Шингуров — режиссер из Петропавловска — скептически относился к формату конкурса.

— Мне рассказывали о конкурсе, я слышал о нем, но не хотел участвовать. Когда коллеги и друзья предлагали поучаствовать, я не понимал, что можно сделать за два дня?! C одной стороны, много лет занимался рекламой и привык к коротким форматам. Но здесь нужно было сделать художественный фильм. Первый опыт оказался удачным: мы сразу взяли «Лучший хоррор». Никто не ожидал. Победы вдохновляют, и мы решили продолжать. Фильм «Адаптация» — пятый конкурсный проект команды Free Team.

В личном разговоре мы с Александром долго беседуем о том, что можно снять за 48 часов? Всего лишь несколько действий. Но этого мало для полноценной истории. Режиссер настаивает, что важны сюжет, мысль, высказывание, отношение к окружающему, умение отделить все ненужное.

В этом году его работа стала лучшей научной фантастикой. Кстати, любимый фильм режиссера — «Назад в будущее». В свое время сценарий о путешествиях подростка во времени, написанный Бобом Гейлом, с трудом пробил себе дорогу к зрителю — заявка Роберта Земекиса была отвергнута разными студиями, компаниями и продюсерскими центрами более сорока раз. И только в Universal, после ряда доработок и череды консультаций, согласились снять картину, которой было суждено влюбить в себя миллионы зрителей. Именно просмотр этой картины стал знаковым для Александра. Если ребенком он мечтал стать полицейским или пожарным, то после увиденного на экране он решил связать свою жизнь с кино.

Хотел стать актером. Но Роберт Земекис не звонил. Мне никто не предлагал участия в фильмах, решил снимать самостоятельно. В 2000 году отец купил видеокамеру, и я пробовал себя в своих первых короткометражках. Это были боевики и фантастика, снятые очень наивно. С чего-то надо было начинать. Выпускником школы уже снимал тои и так учился монтажу. Начал изучать режиссуру, операторские и сценарные аспекты.

Такой подход к изучению, без академического опыта, был не из-за энтузиазма, а из-за необходимости. Через несколько лет Александру не сразу получится собрать команду, и в нескольких работах он сам будет заменять звукорежиссера или оператора.

В юности Александр продолжал мечтать связать свою жизнь с кино. Но в Северо-Казахстанской области, где он родился и живет, творческий труд не считается престижным, так как не всегда может обеспечить стабильный заработок. В Петропавловске не было высшего театрального образования, вместо этого он поступил на кафедру журналистики местного университета.

— Родители настаивали на высшем, и я подумал: в журналистике есть камеры, наверное, как-то приближусь к кино. Так и получилось: проводил время на студенческом телеканале, продолжал заниматься творчеством.
В университетские годы Александр действительно пробовал себя разных творческих направлениях: после записи своего рэпа у него появилась идея снять клип на трек. Так он познакомился с оператором Александром Янциным. Позже они и их друзья будут участвовать в творческом объединении Free Team.

В рамках конкурса «48 часов» они покажут 5 короткометражных фильмов. Кажется, что режиссер — вооружившись строчкой из Виктора Пелевина, что, если есть в произведении оригинальный дискурс, будет и гламур, — начал окунаться в омут вопросов о том, какие же условия необходимы для того, чтобы история короткого метра осталась в памяти и затронула душу.

Команда единомышленников — важный элемент полноценной художественной картины. Free Team обратила на себя внимание, заставила погрузиться зрителей в реальные и мнимые пространства авторов.

Кроме Александра Янцина, к команде присоединились друзья и коллеги Александра: оператором команды стал Дмитрий Рура, Евгений Лукьянов консультировал по свету, Антон Щелкунов участвовал в главных ролях, Давид Литвинов писал музыку и занимался саунд-дизайном, дополнительно приглашали фотографа Льва Осинцева.
Мы вместе обсуждаем, о чем снять фильм. Женя Лукьянов часто выступает идейным вдохновителем — например, он предложил совместить искусственный интеллект и национальную самоидентичность.

В совместном творчестве команды отслеживаются нестандартные решения по драматургии и съемке, человеческий посыл, свое я, образы. И все это в рамках условий конкурса — снять за 48 часов.
С 2019 года творческое объединение североказахстанцев отправило на конкурс 5 работ, представляя Казахстан. Все они говорят со зрителем на разном визуальном языке, но есть и кое-что общее: предлагаемые обстоятельства декоративности (на севере Казахстана не так много свободных локаций для съемки); крайний, до вычурности, эстетизм в изображении даже самых темных сторон человеческой натуры, включая подлость; бьющие через край эмоции.