«Я уехала за границу и стала академическим номадом»: история девушки из Казахстана

Академические номады, или цифровые кочевники, — понятие довольно распространенное в современном мире. Это специалисты, которые удаленно работают, учатся и одновременно путешествуют по миру. Одна из таких — наша героиня Аяулым Сарыбаева. Реальная версия «Эмили в Париже»: она молодая и амбициозная девушка из Казахстана. Наша героиня имеет опыт работы в ЮНЕСКО и других международных организациях в Париже, где она продвигала ключевые инициативы своей страны на глобальной арене. Авторка The Voice Media Мадина Нуркина поговорила с девушкой и узнала, что ее сподвигло изменить свою жизнь.

Аяулым посетила 33 страны и более 190 городов, свободно владеет пятью языками и вдохновляет своих подписчиков мечтать масштабно и достигать своих целей.

— Родившись в Казахстане, она успела назвать домом восемь стран и обучалась в шести университетах Европы, получив полные стипендии.

— В 17 лет она начала учебу в Испании, а в 19 лет уже жила в США по летней программе и обучалась во Франции по программе Erasmus.

— В 21 год стала обладательницей престижной стипендии Erasmus Mundus, которая позволила ей учиться в Великобритании, Франции, Испании и Португалии.

— Жила и работала в Париже, где также прошла программу наставничества Women@Dior модного дома Dior.
— Расскажите о себе и о том, как начался ваш путь как «цифрового кочевника»?

Мой путь к жизни цифрового кочевника начался еще в детстве, когда я всегда мечтала путешествовать и узнавать новые культуры, языки и способы жизни. Будучи родом из Шымкента, я, как и многие другие, всегда задавалась вопросом, что же будет за пределами родного города и страны. И с каждым годом мое желание исследовать мир только усиливалось. После окончания школы в 2016 году я поступила в университет в Алматы, где выбрала факультет переводчиков-синхронистов. Но учеба в университете была для меня не только возможностью получить образование, но и шансом увидеть мир. С самого начала я искала возможности для обмена, чтобы учиться и работать за рубежом. Моей целью было изучать языки, полностью погружаться в культуру разных стран, практиковать знания и, что самое важное, расширять кругозор.

Я всегда была уверена, что проживание в разных странах помогает понять себя и мир вокруг гораздо глубже. После университета я получила несколько таких возможностей, и одна из них привела меня в Париж. Это был важный момент в моей жизни: я устроилась работать в ООН, что позволило мне применить свои языковые навыки на практике и работать в международной среде, где я могла взаимодействовать с людьми из разных уголков мира. Однако спустя некоторое время я поняла, что жизнь в одном месте, даже если это Париж, не дает мне той свободы и гибкости, к которой я всегда стремилась. И так, через четыре месяца после того, как переехала в Париж, я решилась на значительный шаг: уволилась с работы и начала новую главу своей жизни, став цифровым кочевником.
— Ваш первый и последующий опыт путешествия. Каким он был?

После того как я начала учебу в университете в Алматы, я решила выбрать испанский как второй язык. Это было важное решение, которое сыграло ключевую роль в моем дальнейшем развитии. В то время, когда я только начала искать возможности для обучения и обмена, социальные сети еще не были так развиты, как сейчас. Я не могла просто зайти в блог или влог какого-нибудь человека и найти массу информации о том, как можно учиться или работать за рубежом, как это делаю сегодня. Однако я все равно нашла программу академической мобильности через Erasmus+, которая стала моим первым шагом в международный опыт.

Когда мне было 17 лет, я поехала в Испанию на второй курс бакалавра по обменной программе. Училась в университете Vigo на северо-западе страны, недалеко от Португалии. Этот опыт был моим первым настоящим путешествием в Европу, и он оказал на меня огромное влияние. Я не только улучшила свои знания испанского языка, но и погрузилась в испанскую культуру. Я была поражена, как много людей вокруг меня говорят на нескольких языках: на трех, четырех, пяти. Это открыло мне глаза на то, как важно быть многоязычным в современном мире. После этого я поняла, что хочу учить больше языков и расширять горизонты в разных культурах.

По возвращении в Казахстан я сразу же начала углубленно изучать испанский и довела свой уровень до B1 и, французский язык, что также открыло новые возможности для общения и расширения кругозора. Я была уверена, что знание нескольких языков — это ключ к большим возможностям в жизни, и мне хотелось расти в этом направлении.

Мой третий международный опыт был в США, куда я поехала летом на программу Work and Travel. Я провела три месяца в штате Массачусетс, на полуострове Кейп-Код, работая с американцами и живя в американской семье. Это был уникальный опыт, который позволил мне погрузиться в американскую культуру. Я не просто работала, я жила с местной семьей, что дало мне возможность увидеть, как устроена повседневная жизнь в Америке. Это была моя мечта с детства — пожить с американцами, понять их культуру и образ жизни. Этот опыт был очень ценным для меня, потому что, несмотря на все различия, я поняла, насколько важным является культурное взаимодействие и обмен. Он открыл мне глаза на то, как важно быть открытым к новым культурам и понимать, что у каждого народа своя уникальная история и традиции.

— С чего началась ваша карьера?

После моего путешествия в Америку я получила замечательную возможность: меня пригласили в Университет Poitiers во Франции по программе Erasmus Plus, которая была полностью профинансирована Европейским союзом. Эта программа стала моим новым шагом в академическом пути, и сразу после возвращения в Казахстан, не сделав большого перерыва, я снова собрала чемоданы и отправилась во Францию. Это был мой третий обмен за время учебы, и я уже начала чувствовать себя академическим кочевником, так как именно в эти годы поняла, как важны такие возможности для роста и саморазвития.

Когда я вернулась в Казахстан после Франции, мир внезапно изменился: начался карантин, границы закрылись, и планировать дальнейшие поездки стало практически невозможно. Это был момент неопределенности, когда все учебные и карьерные планы оказались на паузе. Однако для меня это стало временем самопознания. Я решила не спешить с поступлением в магистратуру, особенно когда учеба переходила в онлайн-формат, что существенно меняло восприятие всего процесса. Вместо того чтобы сразу начинать магистратуру, я решила посвятить этот год себе: волонтерила, работала в международных организациях, участвовала в конференциях, создавала проекты.

Этот год стал важным для меня, потому что я начала осознавать, что переводческая деятельность, несмотря на все свои плюсы, уже не является тем, что меня полностью устраивает. Мои обмены и международный опыт вдохновили меня на изучение международных отношений и межкультурных коммуникаций. В частности, во Франции я изучала политику США и Великобритании, и этот предмет стал для меня настоящим откровением. Я поняла, что хочу развивать карьеру в области международных отношений и межкультурных взаимодействий.

Итак, я подала документы на магистратуру в несколько университетов Европы и США. И, к счастью, меня приняли в пять университетов — это была невероятная удача и результат моих усилий за эти годы. Я была готова перейти на новый уровень и начать новую главу своей жизни с учетом того опыта, который я приобрела за годы учебы и путешествий.
— Вас приняли в университет. Как вы выбрали свою дальнейшую профессиональную направленность?

Меня приняли в магистратуру в три университета в США и один в Италии, а также на программу Erasmus Mundus. Я выиграла эту стипендию и стала единственной студенткой из Казахстана в своей программе, что добавило мне еще больше мотивации и гордости.

В рамках программы Erasmus Mundus я училась в четырех странах. Первая страна — Великобритания, и первый семестр я провела в Глазго, в одном из топ-100 университетов мира. Затем меня ждала Испания: я училась в Автономном университете Мадрида на юридическом факультете, где, кстати, учился и король Испании. После этого был семестр во Франции, в Университете Экса-Марсель, в южной части страны, а затем осенняя школа в Барселоне, где мы с другими студентами программы проводили две недели на учебных занятиях. Еще у нас была зимняя школа в Лиссабоне, в Португалии, что сделало мой опыт еще более разнообразным и ценным. За время учебы в этих странах я получила не только академическое знание, но и уникальные культурные переживания, что стало важной частью моего личного и профессионального роста.

Однако, несмотря на интенсивное академическое обучение, я также должна была определиться с выбором профессионального пути. В программе Erasmus Mundus была возможность выбрать либо академический, либо профессиональный путь. Я выбрала профессиональный, и в рамках этого пути мне нужно было искать стажировку, что стало очередным вызовом. Я подалась на несколько стажировок в международные организации, и в итоге получила несколько предложений в трех разных странах. Самым важным из них было приглашение от штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. Это была огромная возможность для меня — работать в одной из ведущих организаций системы ООН. Я приняла решение переехать в Париж, чтобы продолжить свою карьеру в ЮНЕСКО и в дальнейшем — в других структурах ООН.

— Как вы совмещаете работу и путешествия?

Когда я училась на бакалавра, то успела пожить и учиться в трех странах, а в магистратуре уже смогла стать частью программы Erasmus Mundus, которая позволяла мне учиться в четырех странах Европы. Кроме учебы, я активно участвовала в международных конференциях, где представляла свою страну и обучалась на различных культурных и образовательных мероприятиях. Например, я была молодежным делегатом на конференции в Египте, Франции и в других странах. Эти конференции стали важной частью моего образования и позволили мне не только расширить кругозор, но и встретиться с людьми из разных уголков мира. Через эти программы я поняла, что могу совмещать путешествия с учебой, и это открыло для меня совершенно новые возможности.

Во время учебных каникул и летних перерывов я начала путешествовать не только по учебным маршрутам, но и в поисках новых стран для проживания и работы. Я проживала месяцами в таких странах, как Турция, Латвия, Грузия и Швеция, и за это время успела не только погрузиться в атмосферу местной культуры, но и познакомиться с людьми и профессиональными возможностями в разных уголках мира. Этот опыт был бесценным, так как помог мне лучше понять, как можно сочетать учебу и путешествия, делая каждое пребывание в новой стране частью моего личного и карьерного роста. Мой путь был непростым, но он стал возможен именно благодаря моему стремлению учиться, узнавать новые культуры и быть мобильной, как академический и цифровой кочевник. Через этот опыт я стала более смелой и не боюсь новых возможностей. И сейчас беру карьерный брейк: выхожу замуж, строю новый этап своей жизни и дальше намерена продолжать искать другие возможности в Париже и по миру.
— Чем вас привлекает другая культура?

Изучение языков и погружение в разные культуры — это не только полезный инструмент для общения, но и способ глубже понять себя и мир вокруг. Я всегда мечтала стать глобальным человеком, путешествующим по миру, и с детства вдохновлялась передачами о путешествиях. В какой-то момент эта мечта стала реальностью, и я поняла, что путешествия не только про новые места, но и про самопознание. Когда ты оказываешься в новой культуре, ты изучаешь не только ее, но и себя: как ты адаптируешься в новых ситуациях, как взаимодействуешь с людьми, как воспринимаешь различия.

Для меня изучение языков — это способ открыть дверь в новый мир. Знание языков позволяет не просто общаться, а погружаться в культуру, традиции, менталитет людей. Я считаю, что важно изучать другие языки, потому что это открывает возможности для личного роста, для карьеры, для общения и для того, чтобы быть более открытым к миру. Путешествуя, ты расширяешь круг общения и можешь встретить людей из самых разных уголков планеты. Я всегда удивляюсь, как часто встречаю людей, с которыми нас связывают общие знакомства, истории, и это удивительное ощущение, что мир, несмотря на свою огромность, на самом деле очень маленький.

Для меня путешествия — это не просто отдых, это возможность открывать новые горизонты не только в физическом плане, но и в эмоциональном, ментальном. Они вдохновляют меня продолжать стремиться к новым целям, открывать новые страны и языки, чтобы полностью ощутить всю многогранность мира и всего, что он может предложить. Меня всегда вдохновляло путешествие, возможность увидеть мир, узнать о других культурах и погрузиться в их уникальность. Это ощущение, когда ты видишь мир в другом свете, когда каждый уголок имеет свою историю и особенности, стало моей мотивацией двигаться дальше.

Я также считаю, что изучение языков — это ключ к истинному пониманию культуры. Язык позволяет проникнуть в душу народа, понять его историю, ценности, образ мышления. Кроме того, языки и путешествия дают возможность расширять круг общения. Я, например, встречала своих иностранных друзей случайно в разных странах, будь то в Мадриде, где встретила знакомую из Шотландии, или в Анталии, где случайно наткнулась на одногруппника из Монголии. Эти случайные встречи, как и знакомства в разных странах, создают уникальную сеть связей и открывают возможности для общения с людьми, которые могли бы стать твоими близкими друзьями по всему миру.

Изучение языков и погружение в культуру помогают понять не только другие страны, но и развивать себя как личность. Это позволяет узнать о себе что-то важное, что ты не мог бы осознать, если бы не пережил этот новый опыт. Поэтому я всегда стремлюсь к новым знаниям, открываю для себя новые языки, страны и культуры, ведь именно в этом я вижу смысл своей жизни и мотивацию для роста.

— Академический номад — кто он?

Что касается цифрового кочевничества, я не могу точно сказать, что я полностью соответствую этому понятию в данный момент. Хотя раньше, когда я активно путешествовала и работала удаленно, мне это было близко, сейчас у меня нет постоянной работы, которая позволила бы полностью погрузиться в этот образ жизни. Однако могу поделиться своими впечатлениями и сравнениями, например обучения в Европе и в Казахстане, и почему в Европе легче стать цифровым кочевником.

Первое, что меня поразило в Европе — это отсутствие ярко выраженной иерархии между студентами и преподавателями. В отличие от Казахстана, где роль профессора намного более авторитетна и студенты часто избегают задавать вопросы или оспаривать мнение преподавателя, в Европе такая практика намного гибче. Меня удивило, насколько близки студенты и преподаватели, несмотря на профессиональную дистанцию. В некоторых странах есть так называемые office hours — время, когда студенты могут подойти к своему профессору с вопросами и трудностями. Такая открытость и доступность помогает создать более комфортную образовательную атмосферу и способствует лучшему усвоению материала.

Кроме того, важно отметить, что во время магистратуры я изучала Южную Европу и Средиземноморье. Эти впечатления помогли мне понять, как различные образовательные системы и подходы к обучению могут сильно влиять на восприятие учебного процесса и развивать умение адаптироваться в разных культурных контекстах.

— Какие рекомендации вы можете дать казахстанцам, стремящимся к подобному образу жизни?

Улучшайте язык — это, безусловно, первое и самое важное, что нужно сделать. Язык — это ключ к коммуникации и возможностям. Я рекомендую стремиться к свободному уровню владения хотя бы одним иностранным языком, чтобы у вас была возможность работать, учиться и вести дела без языковых барьеров.

Ищите единомышленников и создавайте окружение: находясь в своей стране, в первую очередь ищите людей, которые разделяют ваши цели и стремления. Это могут быть друзья или коллеги, с которыми вы можете обсудить планы, обменяться опытом и практиковать язык. Создание такого окружения поможет не только в языковой практике, но и в расширении горизонтов.

Изучайте международные возможности: даже если вы не можете сразу начать путешествовать, уже сейчас важно искать программы, стажировки, конференции или другие события, которые могут помочь вам выйти на международную арену. Эти возможности откроют вам новые двери, и позволят узнать больше о разных культурах, и могут стать отличным шагом к началу путешествий.

Развивайте профессиональные навыки: совмещение работы и путешествий требует гибкости и определенных профессиональных навыков. Если вы хотите быть цифровым кочевником, нужно не только изучать культуру и языки, но и постоянно развивать навыки в сфере, которая позволяет работать удаленно. Это может быть дизайн, маркетинг, программирование, написание контента, консультирование и так далее.

Постоянно расширяйте сеть контактов: нетворкинг играет ключевую роль в жизни цифрового кочевника. Общайтесь с людьми из разных стран, находите коллег и партнеров для проектов. Чем больше у вас будет контактов, тем легче будет находить работу и возможности для путешествий. Участие в международных мероприятиях, онлайн-курсах и профессиональных сетях поможет вам создать важные связи.

Будьте готовы к адаптации: работа и жизнь в разных странах — это постоянный процесс адаптации. Будьте открыты к новым условиям, культурам и методам работы. Путешествия и жизнь в других странах дают вам возможность изучать себя и развиваться. Чем более гибкими вы будете, тем легче вам будет достигать целей.