Эволюция и тренды финансовой инклюзии в Казахстане

Финансовая инклюзия — возможность получения доступа к качественным финансовым услугам. По всему миру активно развивается финансовый рынок рынка, и именно инклюзивность является важным аспектом в этом росте. В Казахстане была составлена «Карта доступности», по которой 204 отделения банков в таких городах, как Астана, Алматы, Шымкент, уже предоставляют больше комфорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Банки Казахстана создают больше инклюзивных отделений для людей с инвалидностью, а еще обучают персонал, например, создают удобные сайты, мобильные приложения и создают технологии — как QR-оплата для важной инклюзивности финансовой грамотности.
Фото: Адия Сабит
Финансовая инклюзия соприкасается и с людьми из малонаселённых пунктов, со взрослым поколением, и с теми, кто попал в долговую яму, а значит, их счета были заблокированы. Так в стране образовалась уязвимая часть населения, которой нужна помощь в решении отрицательных последствий финансовой системы.
Финансистка Адия Сабит, экспертка по инвестициям и финансовым услугам. Она специализируется на выборе фондов частного капитала.
Эволюция и тренды финансовой инклюзии в Казахстане
«Мы занимаемся альтернативными инвестициями в зарубежные фонды частного капитала, недвижимости и хедж-фонды», — начинает свой рассказ Адия.

— Адия, расскажите о том, как развивается финансовая инклюзия в Казахстане и как государство регулирует этот сектор.

Ключевой составляющей финансовой инклюзии является доступ к переводам, платежным услугам, депозитным и кредитным операциям, а также страховым продуктам. По данным Всемирного банка за 2021 год, 81% взрослого населения Казахстана имеет как минимум один аккаунт в банке или в другом финансовом учреждении. По этому показателю мы находимся на 55-м месте в мире, после Болгарии и Украины.

Повышение финансовой инклюзии является одним из приоритетных направлений утвержденной Правительством РК Концепции повышения финансовой грамотности на 2020–2024 гг. В рамках этой концепции Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) недавно приняло Единый национальный стандарт финансового обслуживания лиц с инвалидностью.

В послании 2023 года Президент также поручил Национальному банку в течение этого года завершить процесс внедрения Национальной платежной системы. В рамках этого проекта Национальный банк еще в 2022 году запустил систему мгновенных платежей (СМП), упрощающую проведение онлайн-переводов клиентам других банков.

— Как финансовые технологии (Fintech) влияют на развитие бизнеса и финансовую инклюзию в Казахстане?

Многие Казахстанцы открыли себе карты только ради доступа к мобильным переводам и QR-оплате. Наверное, вам уже известно, что в плане проникновения безналичных платежей мы являемся ведущей страной в СНГ.

Из интересного стоит также подметить проект Digital tenge. Проект еще находится на стадии внедрения. Но в теории он должен снизить потери при осуществлении госвыплат и обеспечить прозрачность расходов.

— Какую роль играют казахстанские банки в развитии финансовой инклюзии?

Они играют важную роль. С одной стороны, даже в вышеперечисленных примерах именно банкам предстоит провести работу по адаптации отделений к единому стандарту. Эффективность СМП также зависит от сервиса и поддержки банков.

С другой стороны, правительство недавно начало требовать у банков предоставлять в налоговую информацию о категории лиц, получающих более 100 переводов в месяц в течение трех месяцев подряд. Вследствие этого некоторые ИП перешли на наличный расчет, несмотря на то, что отказ в принятии платежей с использованием платежных карточек может привести к штрафу в размере 40 МРП.

— Как можно уменьшить негативные последствия для людей и бизнеса в финансовой системе?

Мне импонирует концепт Age-friendly banking. Многие пожилые люди все еще предпочитают получать услуги через офисы банков, а не онлайн. Это означает, что, с одной стороны, неплохо было бы ввести уроки финансовой грамотности для старшего поколения. С другой стороны, лучше не забывать о потребностях этой группы населения при цифровизации финансового рынка.

Финансовая инклюзия играет важную роль в развитии экономики Казахстана, обеспечивая доступность для всех слоев населения. Несмотря на все усилия по предоставлению качественных услуг и поднятию вопроса о финансовой инклюзии, люди с особыми потребностями и старшее поколение все еще сталкиваются с финансовыми трудностями. Как сказала Адия, нужно учитывать особенности и потребности различных групп населения, чтобы обеспечить равный доступ к финансовым возможностям.

К сожалению, случаи дискриминации людей с особыми потребностями все еще случаются. Раннее журналист Султан Темирхан поднимал вопрос о кредитах для лиц с инвалидностью. Он написал о кейсах, где люди с ограниченными возможностями здоровья рассказывают о реальных случаях дискриминации в банковских отделениях по стране.