Ты упомянула возможные гастроли «Черного куба». Хотелось бы поговорить про инфраструктуру современного искусства. Будучи независимой художницей, как выглядит твой план: наработать нетворкинг в регионах, поехать с «Черным кубом» в KIIZSPACE (арт-пространство в Шымкенте — Авт.)?
Мне нужно собрать всю информацию в одну папку, а потом буду отправлять в разные галереи и пространства, но если захочу, то и сама поставлю. Этот проект может быть везде: и в ауле, и за границей. Я поняла, что этот проект будет актуален в любом месте: неважно, где ты живешь, мы все испытываем неуверенность, чувствуем себя одиноко.
Ты думала об ответственности говорить с людьми, приходящими в «Куб»?
Да, это большая ответственность, потому что человек приходит и изливает душу. Кто-то рыдает, кто-то боится сказать и к каждому нужно найти подход. До меня как-то до***лись: «Почему ты принимаешь в «Кубе» абьюзеров?» Я же не провожу кастинг: тебе можно, а тебе нельзя. Я этого человека не знаю. Возможно, какие-то его принципы не соответствуют моим, но когда ты находишься внутри и этот человек приходит к тебе с проблемой, то я пытаюсь и его понять, как-то помочь. Одна из вещей, которую я осознала благодаря «Черному кубу»: каким бы ни был человек, в каждом есть и светлая сторона, и темная. Я как будто более милосердна была, что ли, к людям, потому что если бы в жизни ко мне пришел человек со своим вопросом, то я подумала бы: «Что за бред?» А внутри ты всё понимаешь и пытаешься помочь. Это очень большая ответственность. Когда зашел первый ребенок, я реально испугалась, думала, почему родители впустили его первым? Конечно, это галерея, где всё безопасно, но я удивилась. Оказалось, что с детьми работать даже легче: у них нет серьезных проблем, они рассказывают о своих мечтах, что им нравится, чего они боятся. Слушать их было интересно. Кто-то приходил и с политическими вопросами, в духе «я мечтаю, чтобы умер патриархат», «умер Путин». В такие моменты понимаешь, что ты делаешь исследование времени, понимаешь, что проблемы людей также связаны и с тем, что происходит в мире. Кто-то переживал из-за Qantar. Были и релоканты из России, и люди из Украины.
В какой-то момент нужные слова начали приходить ко мне сами, сложилась особая атмосфера внутри, которая располагает к тому, чтобы помочь человеку, а другому человеку — чтобы раскрыться, потому что если бы мы встретились в кофейне, то вряд ли у нас получился такой глубокий разговор. Оказалось, что людям особо негде высказаться: в интернете их осудят, в жизни им скажут: «Хватит ныть, иди работай».
Вот есть твой творческий путь: и мемы, и искусство, — и в целом твой образ в интернете построен на сатире. И это воспринимается, как такая менее серьезная ниша, неэлитарная. Насколько эта ниша актуальна для казахстанского искусства?
Мне кажется, что за юмором мы маскируем серьезные вещи, потому что людям легче воспринимать проблему и травму через юмор. Я шутила даже о Qantar. Хотя это не тема для шуток, но мне писали, что им было легче справиться. Во-вторых, я считаю, что искусство на серьезных щах не актуально и не интересно. Когда человек сидит [и говорит] о высоком с серьезным лицом, мне кажется, что это тупо. Я, наоборот, думаю, что через юмор мы подаем какие-то сложные вещи в удобной форме. Я, с одной стороны, стебу эзотерику, а с другой стороны, делаю это серьезно. Грани, где я стебу, а где не стебу, нет.