Ее призвание — живопись: как Айша Галимбаева стала первой художницей Казахстана

Все мы знаем истории выдающихся казашек: героинь Советского Союза Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой; первой женщины, взявшей на себя управление целым ханством Айганым, или имена девушек-батыров Айтолкын, Есенбике и Айбике. Но как часто вы слышали историю самой первой казахстанской художницы, основательницы национальной школы живописи Айши Галимбаевой? The Voice Media рассказывает об исключительной судьбе женщины, повлиявшей на историю живописи в Казахстане.
Контекст

До начала XX века роль женщины в казахской семье была гораздо ниже, чем у мужчины. Общественное неравенство полов во всех сферах жизни в то время объясняет многое, в том числе и отсутствие женщин в живописи и искусстве в целом. В условиях тотальной несвободы активным деятельницам сложно было проявлять талант, приходилось преодолевать непростые обстоятельства. Это одна из причин, почему фигура Айши Галимбаевой — пример отстаивания себя и своих прав в искусстве.
\
Начало

Айша Галимбаева родилась в Алма-Атинской области, в селе Есик. Детство девочка провела у подножия гор Алатау, среди невероятной природы родного края, которая и воспитала в ней исключительный эстетический взгляд. Ее талант проявлялся с самого раннего детства. Бурные реки, цветущие сады и бескрайние степи вдохновляли будущую художницу на творчество уже тогда. Айша увлекалась шитьем из войлока, проявляла дизайнерские способности, составляя сложные узоры для ковров и подушек. Параллельно будущая художница рисовала портреты девушек-казашек в национальных костюмах, за что часто получала осуждение от родных и близких.
Несмотря на это, девушка поступила в театрально-художественное училище Алматы, затем в московский ВГИК . Способности Айши не остались незамеченными: она стала автором многих эскизов к популярным в то время фильмам: «Путь Абая» (1949), «Поэма о любви» (1954), «Девушка-джигит» (1955). Ею был накоплен и выполнен первый альбом «Казахский национальный костюм» — его она писала во время экспедиции, накапливая опыт и насмотренность со всех уголков страны. Альбом стал невероятной галереей современников. Редкие и неповторимые образцы национальных платьев отражали нежную натуру женщин, мужские и женские костюмы сохраняли принадлежность их к жузам. Среди них костюм Фатимы — жены пос­леднего хана Бокеевской Орды Жангира, ювелирные украшения адайцев, головные уборы женщин разных возрастов с изумительными узорами и много других аксессуаров конца XIX — начала XX века.
Мастер цвета

По возвращении в Казахстан Айша начинает собственный путь в искусстве. Девушка стала настоящим мастером цвета. Красный, белый и желтый — яркие оттенки отлично гармонировали и создавали неповторимые образы на полотне. Она очень любила изображать предметы на своих картинах. «Чайная посуда», «Апорт», «Дастархан» — все эти произведения выполнены с особой внимательностью к фактурам. Она буквально обрывками выхватывала эпизоды из своей жизни и профессионально переносила их на холст, давая волю фантазии. Можно смело заявить, что Айша стала прародительницей жанра казахских натюрмортов.
Сильная женщина

Классик национального изобразительного искусства – так называют Айшу Галимбаеву. Несмотря на трудные времена, голод и войну, ее произведения отличает неповторимый оптимизм. Художница создавала красочные образы, которые восхищают ценителей искусства не один десяток лет. Помимо натюрмортов, она изображала казахских женщин: выразительные женские лица с глубокими глазами и яркими чертами, которые передают множество эмоций. Красавицы облачены в национальные костюмы, обязательно с украшениями или узорами на платьях.

Маленькая беззаботная девочка с удивленным взглядом, молодая и энергичная актриса кино, работница фабрики, опытная и любящая мать, заботливая бабушка — это лишь часть тех, кого изображала Айша. С помощью кистей и холстов она воспевала силу женщины, ее внутреннюю и внешнюю красоту.
Вклад

Айша Галимбаева относится к первому поколению казахских художников. Она смогла заявить о правах женщин творить искусство и стать частью истории не только в живописи, но и в кино. С таких, как она, начиналась национальная школа. Новаторские идеи Айши стали новой волной развития изобразительного искусства Казахстана, а ее работы — часть золотого фонда казахской живописи и по сей день вдохновляют молодое поколение художниц. За свою жизнь она получила немало званий и наград, но самые главные — это свобода творить красоту через живопись, которая рождается в душе у человека, чей взгляд соприкасается с ее полотнами.