Японский жанр, полюбившийся миллионам людей по всему миру

Аниме как часть современной поп-культуры

17 февраля 2023

Иллюстрация: Катя Эл
Сегодня кажется, что аниме смотрят все: Билли Айлиш и Илон Маск делятся своими фаворитами в твиттере, голливудские режиссеры черпают идеи фильмов из аниме, а поклонники жанра создают многочисленные сообщества. В 2000-х фанаты и представить себе не могли, что такое возможно, ведь тогда это было увлечением для узкой аудитории.

Среди нового поколения подростков аниме не менее популярно, чем компьютерные игры, а взрослые перестают стесняться, что до сих пор пересматривают «Наруто». И все-таки — каким образом японская анимация сумела занять столь значимое место в современной поп-культуре?
От дешевой анимации к мировой эстетике

Аниме — это не просто анимация, придуманная в Японии, это целый мир, который включает в себя большое количество жанров и стилей. Его история берет начало в первой половине XX века, когда японские кинорежиссеры начали экспериментировать и находить новые решения, используя западные техники мультипликации. Изначально термин «аниме» закрепился в Японии как обозначение для дешевой и поточной анимацией. И именно желание сократить производственные издержки заложило основу будущей эстетики, которую сегодня знают в всем мире.

Основоположником традиций современного аниме можно считать мангаку (автор манги) и аниматора Осаму Тэдзуку. Именно он создал узнаваемые визуальные приемы: крупный план, звуковые эффекты с использованием букв, манера рисовки больших глаз персонажей для передачи эмоций и линии, обозначающие направление движения.

Бум аниме на Западе

В конце 80-х — 90-х годах прошлого века аниме начало покорять западных зрителей. В англоязычных странах настоящим успехом пользовалось полнометражное аниме «Акира». Затем наступила эпоха «Покемона» и «Сейлор Мун» — на них выросло поколение детей девяностых. Уже к началу нового тысячелетия аниме сформировалось как самостоятельный элемент поп-культуры.

Гик-революция

К концу 2000-х годов среди авторов кино и сериалов оказалось множество любителей фантастики, игр, комиксов и аниме, которые делали частые отсылки к любимым произведениям в своем творчестве. Помимо этого подрастало новое поколение, которое смотрело «Наруто» или американские фильмы и сериалы, вдохновленные аниме, например «Король Лев», «Матрица», «Аватар: легенда об Аанге». Гики — люди, увлеченные популярной культурой, — постепенно начали выходить из тени.

Кроме того, на растущую популярность жанра повлияла доступность и развитие интернета. Больше не нужно было стоять в очереди за пиратскими дисками или кассетами (а лицензионные найти было невозможно), теперь появилась возможность смотреть его на различных платформах, причем зачастую легально и в отличном качестве.

Сейлор-Мун из одноименного аниме
В 2021 году 36% зрителей во всем мире смотрели аниме. Это приблизительно 2,88 млрд человек.
Парадокс добра и зла

Добро и зло не существуют как отдельные феномены. В нашей действительности существуют реальные вещи, в которых, как инь и ян, заключены и добро, и зло. В этом и есть особенность аниме: здесь стираются грани, где нет четкого деления на черное и белое. Так, «Атака титанов» превратилась в драму о столкновении двух идеологий, где зрители смогли наблюдать, как Эрен Йегер прошел множество испытаний, изменившие его представления о мире.

А «Тетрадь смерти», например, предлагает ответить зрителю на такой каверзный вопрос: может ли человек взять на себя роль бога и вершить человеческие судьбы? Создатели картин дают вам выбор самостоятельно решить, кого вы считаете злодеем, а кого нет. Именно за счет детально продуманного характера персонажей, фанаты жанра зачастую занимают сторону антагониста. Таким образом, аниме дарит осознание того, что людям свойственно совершать ошибки, но это не делает их отрицательными героями.

В японской базе данных медиаискусства на 2022 год насчитывается более 136 700 различных наименований в категории анимации.
Вечная юность

Японская анимация, многое впитавшая от американской, французской и советской школ, долгое время копила потенциал и жанровое разнообразие. Любой, самый взыскательный зритель может найти здесь что-то для себя близкое: от классических жанров, таких как комедия, драма, боевик, до специфических — мéха, сёдзё, сёнен.

Эксперт по аниме Такамаса Сакураи считал, что жанр получил популярность и массовое признание из-за его нетрадиционного характера: «Японское аниме нарушило соглашение о том, что мультфильм — это то, что смотрят только дети».

В сюжетах аниме поднимается множество различных тем, однако чаще всего оно обращается к проблемам подростков и молодых людей. Именно поэтому черты героев часто гипертрофированы, а эмоции бьют через край. Но многие зрители, даже если они давно переросли возраст среднестатистического любителя аниме, хотят именно этой искренности и яркости чувств, которая так контрастирует с тем, что происходит в их жизни.

Мировое признание

Сегодня мангу (японский комикс) можно купить почти в любом крупном книжном магазине, кунай и протектор Наруто легко заказать доставкой, а голливудские киностудии покупают права на экранизации аниме. Можно с уверенностью сказать, что японская анимация заняла свое место в мировой поп-культуре. Она становится смелее, все чаще говорит о социальных проблемах, а герои становятся все более сложными. И если в прошлом году мы увидели долгожданную премьеру «Человека-бензопилы», то сейчас, затаив дыхание ждем финальный сезон «Атаки титанов»: оба сериала настоящая революция для мировой анимации.