Анвар, расскажите о вашем фильме. К чему название «Аластау» и что же там происходит?
— В этом фильме достаточно много отсылок к казахской культуре, традициям и ее нарративам. Путь главного героя — это побег от смерти, основная структура была вдохновлена легендой о Коркыт Ата, которая также присутствует в фильме в образе мифа о божестве, которое поддерживает жизнь в ситуации взрыва солнца и постапокалипсиса. Антагонистами выступают «албасты» в свободной интерпретации — демоны, пришедшие из ядерной пыли. В одном из эпизодов герои совершают ритуал «Аластау» — в этом фильме это жертвоприношение ради восстановления лесов. Весь фильм снят в густом синем цвете, отражая время суток, когда по поверьям объединяется мир живых и «аруахов» — духов предков.
Я не иллюстрировал легенды и традиции напрямую, а создавал интерпретации. Безусловно, в этом фильме нет исторической достоверности, но мне хотелось достичь погружения и передать некую эссенцию нашей культуры, то состояние, когда вы находитесь в степи после заката. Это особое чувство, когда пространство захватывает дух, Фрейд называл океаническим чувством. Я бы назвал это чувством степи.
Вы можете описать творческий процесс создания фильма?
— На создание работы с момента формулирования идеи и до финальных титров ушло около трех лет; это мой дипломный проект для Венской академии, где я обучаюсь в департаменте видеоискусства. На протяжении всей моей художественной практики меня всегда интересовала тема наших представлений о будущем, а точнее, того, насколько лимитированы и западноцентричны нарративы, связанные с футуризмом.
На сегодня мы переживаем кризис воображения о том, каким будет мир через множество столетий. Точное определение этому кризису предложил теоретик Марк Фишер, приводя в своей книге «Капиталистический реализм» емкую цитату о том, что мы можем представить сотни сценариев конца света, но ни одного сценария конца капитализма.
Пространство наших фантазий о будущем во многом основано на идеях западных писателей середины XX века, в которых мы встречаем милитаристские корабли, колонизацию других планет и многие другие клише, которые могут совершенно не откликаться, например, в нашем контексте.
Какие идеи вы вкладывали в свою работу?
— Я просмотрел фильмографии киностудий стран Центральной Азии и обнаружил, что в Казахстане и соседних республиках снимается достаточно большое количество исторических блокбастеров, боевиков и комедии, но нет ни одного прецедента научной фантастики. Далее я обратился к литературе и из известных произведений обнаружил только «Тавро Кассандры» Чингиза Айтматова.
Эти данные открыли понимание того, что наше воображаемое охвачено фантазиями о прошлом, но мы практически не представляем себя в будущем. Однако, на мой взгляд, традиционная культура имеет огромный потенциал для ее объединения с эстетикой футуризма, наша богатая мифология и множество традиции — это не застывшая и архаичная культура, как в какой-то момент истории внушалось советским императивом, а большая и актуальная база данных истории и визуальности, требующие переосмысления для деколонизации будущего.
На каком этапе вы столкнулись с первыми трудностями, были ли они?
— Основные трудности были связаны исключительно с практическими моментами воплощения идеи, пришлось урезать множество образов ввиду дороговизны их реализации; мы снимали два года в те моменты, когда была возможность финансировать съемки исключительно из личных средств. Однако в проекте участвовало большое количество творческих людей, художников, которые привнесли свое видение и поддержали проект.
Как вы отреагировали, когда узнали о показе на Венецианской биеннале?
— В определенный момент в нашем проекте возникла потребность в видеопроизведении. Наряду с другими работами, я передал свой фильм на рассмотрение и был приятно удивлен, когда узнал о его одобрении. Сказать честно, у меня не было таких амбиций, и я предлагал рассмотреть работы Алмагуль Менлибаевой, чьей практикой в видеоискусстве я очень вдохновляюсь. Однако перед нами была поставлена задача показать работы художников, которые ранее не были широко представлены на Венецианской биеннале, и после всех этапов отбора приоритет отдали моей работе, в основном из-за качества исполнения.
К сожалению, в нашем контексте видеоискусство не так развито в связи с отсутствием финансирования, не у всех художников есть возможность реализовать продакшен, который на каждом этапе требует вложения. Моя мотивация была создать достойную дипломную работу, и я не мог представить, что она будет показана в рамках официального павильона Казахстана. Для меня это большая честь.
Венецианская биеннале — одна из самых престижных художественных выставок международного масштаба. В этом году основная концепция выставки раскрывает проблемы миграции и культурного плюрализма. Участие Казахстана в биеннале дает возможность обменяться опытом с другими странами и презентовать Казахстан на мировой арене.
60-я Венецианская биеннале «Иностранцы повсюду» откроется 20 апреля и будет проходить в течение семи месяцев — до 24 ноября 2024 года.