Что происходит с казахстанским арт-рынком сегодняИскусствоведка Виктория Ерофеева
в исследовании о феномене художественных самоорганизаций в странах Центральной Азии рассказывает, что в странах Центральной Азии культура и искусство, так же как и другие системы, сильно централизованы. Государственные музеи, союзы художников, галереи (как частные, так и государственные), как правило, создаются не художниками, а чиновниками или бизнесом и в своей структуре имеют привычную иерархию начальников и подчиненных. Но сегодня в креативной сфере такой подход кажется отсталым и недееспособным.
2023 год запомнился казахстанцам большим количеством фестивалей современного искусства. Заметен интерес к арт-рынку в Казахстане и «внутренностям» индустрии. Это выражается даже не столько в цифрах продаж, сколько в стремительно набирающих популярность ярмарках и выходе современных художников в информационное пространство. В это время кафедры художественного образования выпускают сотни талантов, многие из которых позже станут ключевыми фигурами в казахстанской арт-среде. А андеграундные художники устраивают заметные перформансы, обсуждаемые в СМИ. С другой стороны — слабая господдержка культуры и искусства и неразвитое меценатство, консерватизм государственных институций, цензура, а также экономическая и политическая нестабильность.
Владислав Слудский — известный в казахстанском арт-комьюнити куратор и арт-консультант. Свой путь он начинал арт-менеджером, занимаясь административной частью управления процессами и организацией. Спустя четыре года начал курировать небольшие проекты, а спустя десять лет консультировать клиентов и бизнесы в вопросах, связанных с современным искусством и культурой. Мы поговорили о том, что необходимо знать перед погружением и изучением современного искусства в Казахстане.
— Владислав, как вы думаете, почему все больше казахстанцев интересуется приобретением современного искусства?
— Это естественный процесс для любой растущей экономики и для молодого государства. Появление более крепкого среднего класса и тридцать лет нациостроения заставляет обращать внимание на собственную культуру, и это касается не только современного искусства. Рост интереса мы видим и в музыке, и в кино, и в фешен-индустрии.— А как влияет коллекционирование искусства на жизнь и быт? Коллекционирование доступно только привилегированному классу казахстанцев?
Безусловно, миф о доступности искусства только для сверхбогатых — это всего лишь миф. Да, есть очень дорогие произведения искусства. Но есть и не очень. Коллекционирование — это соучастие, это в первую очередь понимание того, что тот или иной художник рассказывает нам о том времени, в котором мы живем. Поэтому жить с современным искусством легко и приятно. Казахстанцы тратят деньги на дорогие сумки, поездки за границу, автомобили и подарки. На фоне того, насколько себя хорошо чувствует рынок товаров и сервисов лакшери, современное искусство далеко не самое дорогое удовольствие для тех важных задач, которые оно помогает решить. Помимо того, что в доме появляется некий стейтмент, это еще и про самообразование, нетворкинг, новые знакомства, которые иногда приводят к чему-то большему, чем просто к наслаждению искусством.— Какие выходы на художников сейчас доступны? Необходимо обращаться лично к художникам или сначала изучить креативный рынок?
— Любые способы саморазвития и соучастия на рынке хороши. Можно и напрямую, если чувствуете силы не навредить себе и рынку подобной коммуникацией. Условно, что-то не то сказать в студии художника, — и через галереи, где многим, возможно, легче знакомиться с миром искусства, музеи и некоммерческие организации, выставки — насмотренность важна. Коллекцию я бы начинал не с того, что человек хочет и может купить, а с того, что хочет, но не может.Владислав рассказывает о том, что примерный бюджет для приобретения картин у казахстанских художников оценивается от 500 до 10 000 долларов.