В подборке документальный и художественные фильмы (и даже один мультфильм) с разных концов света.

Фестивальное наслаждение на Берлинале-2023: от немецкого «любовного квадрата» до «отцов и детей» по-китайски

10 марта 2023

Кадр из фильма «Красное небо»
Берлинский международный кинофестиваль, также известный как Берлинале, входит в тройку самых престижных кинофестивалей в мире. Он был основан в 1951 году и проводится ежегодно. В разные годы здесь побеждали Михаэль Ханеке и Андрей Тарковский.

Фестиваль состоит из нескольких программ, включая конкурсную, в рамках которой проходят мировые премьеры новых фильмов как маститых, так и начинающих режиссеров со всего мира, а также вручаются призы: «Золотой медведь» за лучший фильм, «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль, лучшую женскую роль.

Кроме основной, на фестивале представлены другие, не столь известные программы. Так, «Панорама» — это международные фильмы, исследующие новые формы повествования и кинематографические техники. На «Форуме» демонстрируются экспериментальные и документальные фильмы. «Ретроспектива» посвящена историческому и классическому кино. «Поколение» — для молодой аудитории.

В рамках Берлинале каждый год происходят многочисленные премьеры фильмов разных жанров и стран производства. Последний фестиваль завершился буквально на днях, и мы бы хотели рассказать о самых запомнившихся кинокартинах.
«На Адаманте» (реж. Николя Филибер)

«Адамант» — это отдельное учреждение дневного пребывания, расположенное на реке Сена в Париже, где оказывают помощь взрослым людям с психическими заболеваниями. Его уникальная плавучая структура служит для пациентов местом, где они могут восстановить силы и воспрянуть духом. Команда специалистов стремится противостоять дегуманизации психиатрической помощи.

Николя Филибер — известный французский режиссер-документалист, его работы отличаются наблюдательным стилем и умением зафиксировать личные моменты жизни героев. Филибер получил множество наград за свою работу, в том числе премию «Сезар» за лучший документальный фильм в 2003 году за «Быть и иметь» и премию Луи Деллюка в 1999 году за фильм «Город Лувр».

«20 тысяч пород пчел» (реж. Эстибалис Урресола Солагурен)

Восьмилетняя Коко не вписывается в ожидания остальных и не понимает почему. Все вокруг упорно называют ее Айтором, но она не узнает себя ни в этом имени, ни в глазах других. Ее мать, Ане, переживая профессиональный и душевный кризис, пользуется каникулами, чтобы поехать с тремя детьми в дом своей матери, где живут ее мать Лита и тетя Лурдес, тесно связанная с пчеловодством и производством меда. Это судьбоносное лето заставит этих женщин из трех совершенно разных поколений столкнуться со своими сомнениями и страхами.

Последний короткометражный фильм испанки Эстибалис Урресолы Солагурен «Cuerdas» был отобран для показа на Каннском кинофестивале и номинировался на премию «Гойя». В 2023 году она представила свой первый полнометражный фильм «20 тысяч пород пчел», который был отобран для участия в официальном конкурсе Берлинале.

«Красное небо» (реж. Кристиан Петцольд)

Леон и Феликс планировали провести лето в доме отдыха на Балтийском побережье. Они хотели не только поработать над своими проектами, но и насладиться дружеским обществом друг друга. Однако их планы нарушает приезд Нади и Девида, которые приносят с собой много позитивной энергии. Они вчетвером экспериментируют с любовью, но Леону трудно открыться из-за давления его незаконченной рукописи. Издатель должен приехать к ним в гости, но во время его приезда вспыхивает лесной пожар, и драма отношений принимает новый оборот. В фильме сочетаются символизм и реализм, он одновременно смешной и трагичный.

Кристиан Петцольд — немецкий кинорежиссер, сценарист и продюсер. Известен своим стилем повествования, в котором исследуются темы идентичности, истории, памяти и часто фигурируют сложные женские главные герои. Петцольд выпустил несколько признанных критиками фильмов, включая «Барбару», за которую получил «Серебряного медведя» на Берлинале-2012, и «Феникс», выигравший премию Европейской киноакадемии за лучшую режиссуру в 2015 году.

«Художественное училище, 1994 год» (реж. Лю Цзянь)

В 1990-е годы группа студентов Китайской южной академии искусств занимается академической деятельностью и одновременно готовится к встрече с миром. Китай становится все более открытым для западного влияния, и жизнь студентов осложняется отношениями, общением, творчеством, стремлениями и ценностями, стимулируемыми этими новыми идеями. Они должны решить, кем хотят стать, лавируя между традиционным и современным образом жизни.

Лю Цзянь — китайский аниматор и режиссер, его фильмы известны своим уникальным визуальным стилем и исследованием китайской культуры и общества. Первый полнометражный фильм «Пирсинг», который был показан на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси, получил несколько наград на международных кинофестивалях. В 2017 году состоялась премьера его второго полнометражного фильма «Хорошего дня», который был отобран для участия в официальном конкурсе на Берлинском международном кинофестивале.

«Башня без тени» (реж. Чжан Лу)

Гу Вэньтун — разведенный ресторанный критик, который отдал свою дочь на воспитание сестре после семейного инцидента, в результате которого он прекратил общение с отцом. Хотя герой и затаил обиду на отца, в конце концов узнает, что тот живет один в Бэйдайхэ, прибрежном городке в 300 километрах к северо-востоку от Пекина. По мере развития отношений с молодой коллегой и фотографом по имени Оуян Вэньхуэй, которая также родом из Бэйдайхэ, Вэньтун начинает переосмысливать свою роль отца, сына и любовника.

Чжан Лу — известный кинорежиссер корейско-китайского происхождения, посвятивший себя рассказам о корейско-китайской общине. После работы профессором китайской литературы в Яньбяньском университете, создал короткометражный фильм «11», который был отобран для участия в Венецианском кинофестивале. Его последующие полнометражные фильмы, такие как «Зерно в ухе» и «Сон в пустыне», принесли ему репутацию талантливого режиссера с уникальным кинематографическим стилем.