Как знание языков помогает держать наш мозг в тонусе

Билингвизм против деменции и альцгеймера?

27 февраля 2023

Дизайн обложки Кати Эл
Язык — это система коммуникаций, состоящая из слов, грамматики и звуков, используемых для выражения мыслей, чувств и идей. Он также является инструментом для культурного самовыражения, самобытности и сохранения, поскольку разные языки часто отражают различные культурные ценности, убеждения и перспективы. В новом материале The Voice Media рассказывает о преимуществах владения двумя языками.
СПРАВКА
Билингвизм — это способность человека свободно говорить на двух языках. Мультилингвизм подразумевает под собой способность человека свободно изъясняться на более чем двух языках.
Двуязычие может иметь много преимуществ, включая улучшение когнитивных способностей, например повышение гибкости ума и навыков решения проблем.

Двуязычные люди имеют уникальное преимущество в общении, поскольку их знания позволяют им лучше понимать различные культуры. Они способны легко ориентироваться в тонкостях смысла иностранных слов и ценить нюансы, которые существуют в одной культуре, но могут отсутствовать в другой. В результате их навыки общения становятся более отточенными, что позволяет им легче устанавливать социальные связи.

Ученые говорят о том, что билингвы обладают культурной открытостью, порожденной их знакомством с различными языковыми традициями. Овладевая иностранным языком, человек открывает дверь в богатый мир культурного своеобразия и наследия. Это расширяет кругозор, способствует более глубокому пониманию культурных различий и самобытности, и позволяет легко интегрироваться в многонациональные сообщества.

Согласно исследованию, опубликованному в 2018 году в научном журнале The International Journal of Bilingualism, билингвы владеющие арабским и английским, имеют значительное преимущество перед монолингвами в восприятии эмоций. Благодаря обилию синонимов, например в английском языке, билингвы способны выбрать наиболее подходящее слово для выражения того или иного чувства, что позволяет им понимать свои эмоции с большей точностью.

В некоторых странах на нескольких языках говорит лишь определенная часть населения. Даже если вы нечасто используете иностранный язык, в современном мире цифровых технологий умение говорить на чужом языке может оказаться необходимым для различных целей: перспективы трудоустройства и карьерного роста, особенно в таких областях, как IT, международный бизнес, дипломатия и образование, а также общение с людьми из разных языковых и культурных групп — все это окажется недоступным без знания языков.

В Индонезии, например, говорят на 726 языках, что делает ее второй по многоязычности после Папуа — Новой Гвинеи, где говорят на 823 языках. В Индии, по разным данным, насчитывается более 1,5 тысяч языков, хотя это, скорее, разные диалекты, а вот официально признаны конституцией лишь 22 языка.
Исследования особенностей билингвов

Мультилингвизм и билингвизм помогают не только в общении с разными социальными группами, но и приносят пользу здоровью. Язык — сложная задача для мозга, а если вы двуязычны, то это требует еще больше ресурсов. Раньше считалось, что знание более чем одного языка вредно для детей, так как они могут спутать их между собой, что впоследствии приведет к задержкам в развитии, девиантному поведению и даже шизофрении. Заблуждение сохранялось вплоть до 1962 года, а именно до эксперимента, который показал, что дети-билингвы лучше монолингвов справляются с тестами на вербальный и невербальный интеллект.

Люди знающие два языка на равном уровне имеют больше серого вещества, которое отвечает за сенсорное восприятие: речь, зрение, слух, память и эмоции. Кроме того, по сравнению с монолингвами билингвы имеют следующие особенности:

  • больший когнитивный контроль;
  • высокая гибкость мышления;
  • улучшение исполнительной функции, включая улучшение контроля внимания и рабочей памяти.

Эти преимущества справедливы для всех возрастов, от детей до пожилых людей. Кроме того, двуязычные дети имеют преимущества в визуально-пространственной и вербальной рабочей памяти по сравнению с детьми, говорящими на одном языке.

Еще больше плюсов наблюдается у пожилых билингвов. Одно исследование показало, что двуязычные пожилые люди имеют больший когнитивный резерв — защитный механизм, который позволяет мозгу лучше справляться с последствиями повреждений, вызванных травмами, заболеваниями и возрастными изменениями.

Это может быть одной из причин, почему у билингвов наблюдается более медленное снижение когнитивных способностей, чем у монолингвов, даже в случаях деменции, включая болезнь Альцгеймера. В среднем у билингвов снижение когнитивных способностей развивается на 4,5 года позже, чем у владеющих одним языком.

Двуязычие также может изменить неврологическую структуру мозга. Мозг билингвов отличается от мозга монолингвов не только фактической структурой нейронов, но и их активностью.

Кроме того, различия между билингвами обусловлены разнообразием индивидуального опыта. Например, человек может выучить два языка с рождения (одновременные билингвы) или выучить второй язык в процессе жизни. Несмотря на это, некоторые люди хорошо изъясняются на обоих языках, легко переключаясь между ними, в то время как у других преобладает один язык.

Билингвы, которые лучше знают второй язык и рано овладели им, имеют большее количество серого вещества в левой нижней теменной коре. Считается,что это играет важную роль в сбалансированном использовании двух языков. Проще говоря, это позволяет людям эффективно общаться на обоих языках в зависимости от ситуации и контекста.
Изучение второго языка взрослыми и детьми

Бытует мнение, что выучить второй язык в детстве легче, чем во взрослом возрасте, но это не всегда так. Чаще всего на это влияют индивидуальные особенности человека. Взрослые, с другой стороны, имеют преимущество: они знают, что такое язык и как он работает. Так, им известно, как строить предложения, они знают правила грамматики, пунктуации и орфографии. Детям же все это только предстоит освоить.

Однако есть один аспект, в котором дети превосходят взрослых, — это произношение. Чем меньше ребенок, тем лучше он или она улавливает тонкие различия в звуках. В результате дети лучше имитируют звуки нового для них языка, в то время как взрослым трудно говорить без акцента. Но, конечно, плохое произношение не определяет свободное владение языком и не мешает общению в реальной жизни.

Вместе с тем, порог беглости речи у детей ниже, чем у взрослых. Это означает, что они испытывают трудности в быстром проговаривании своих мыслей, речь может быть медленной и неуверенной. Для того чтобы вести разговор на самые разные темы, необходимо обладать широкими знаниями в разных темах. Дети, к сожалению, в силу своего возраста могут ими не обладать.
Сложности с беглым владением языка можно решить, создав условия для регулярной практики языка, например в школе и дома. Когда взрослым предоставляются условия для практики, то и они, как правило, успешно изучают языки.

Изучение второго языка имеет свои преимущества и недостатки как для взрослых, так и для детей. Дети лучше имитируют звуки нового языка, в то время как взрослые понимают структуру и могут эффективно его изучать, если предоставить достаточно возможностей для практики.
Известные билингвы
Аль-Фараби. Выдающийся ученый Востока, философ, математик, теоретик музыки, который знал более 70 языков мира и переводил античные философские тексты на арабский язык. Изучая учения Аристотеля, стал известен миру в качестве «Второго учителя».

Лев Толстой. Русский писатель, мыслитель, романист, автор таких романов, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», свободно изъяснялся на французском, английском и немецком языках, читал на чешском, итальянском и польском. Также он изучал турецкий, голландский, древнееврейский и болгарский языки.

Никола Тесла. Сербско-американский инженер и физик, изобретатель первого двигателя переменного тока, он также являлся полиглотом. Он свободно владел сербохорватским (сейчас: сербский и хорватский), английским, чешским, немецким, французским, венгерским, итальянским и латинским языками.

Джон Рональд Руэл Толкин. Известный английский писатель, поэт, лингвист, филолог, его авторству принадлежат трилогия «Властелин колец», повесть «Хоббит» и книга «Сильмариллион». Толкин был лингвистическим гением и мог говорить на 35 различных языках, включая латинский, древнеанглийский, французский и немецкий, а также разработал языки квенья, синдарин и талиска, которые встречаются в его книгах.