Рассказ о том, как Ерсин Балтагул стал Харуки Кимбодзаном.

Боец из Степи в Стране восходящего солнца

Фото: Japan Times
Для многих борьба сумо связана со множеством стереотипов. Более того, об этом виде единоборства до обидного мало знают. А ведь прямо сейчас в самом престижном чемпионате, какой только существует на планете, спортсмен из Казахстана показывает одни из лучших результатов, претендуя в недалеком будущем на самые высокие позиции. Редактор The Voice Media Рафаэль Нуртдинов попробовал разобраться в некоторых аспектах этого интересного вида спорта и поговорил с президентом Ассоциации борьбы сумо РК, заслуженным тренером Багланом Идрисовым об успехе Ерсина Балтагула.
Мифы и традиции сумо

«Ударяя друг друга» — буквально так переводится слово «сумо» с японского языка. Это исконно японский вид боевых искусств, которому насчитывается уже более 1300 лет. Сумо — это множество традиций, которые складывались веками и которые невозможно перенести в другие страны мира, не потеряв его духа. Да, вы можете заниматься этим видом борьбы за пределами Японии, но это уже будет любительское сумо. Профессионально же этим можно заниматься только на Японских островах.

Типичный образ сумоиста — огромный, неповоротливый человек со странной прической на голове, полуголый. Кажется, что два таких человека на ринге будут толкаться бесконечно долго и смотреть на это скучное занятие никто не будет. Однако ничто из сказанного не соответствует действительности. Во-первых, сумоисты тренируются почти весь день, их мышечной массе могут позавидовать борцы UFC. Они придерживаются строгой диеты, которая позволяет держать баланс между мышечной и жировой массой.

Сам же поединок в среднем длится всего лишь десять секунд, это очень динамичная схватка, в которой просто нет места медлительности. Например, первый из боев казахстанца Кимбодзана против японца Бушодзана длился всего около шести секунд.

Манера медленно передвигаться до и после схватки обманчива: большая мышечная масса не позволяет спортсменам делать резкие движения, они полностью сосредоточены на том, чтобы выложиться на 100% именно во время поединка. Кроме того, сумоисты должны быть максимально сдержаны в проявлении эмоций. Схватка — это столкновение двух гигантов на скорости автомобиля, в ходе которой спортсмены могут получать травмы, порой болезненные, но они практически никогда не проявляют своих чувств — таковы требования древних традиций.

Сумо — это, конечно же, не только спорт, но и большое шоу. На это шоу приходят и женщины, и дети, и старшее поколение. Всё японское общество внимательно следит за этим малопонятным для нас зрелищем. У каждого из спортсменов образуется своя фан-база.

Всем туристам,посещающим Японию, рекомендуют сходить хотя бы на один турнир по сумо за зрелищность и непередаваемую атмосферу.

«Сумо [в Японии] — вид спорта номер два после бейсбола», — говорит Баглан Идрисов.

Что же касается традиций, то они в сумо очень сильны, сохраняется даже историческая терминология: начиная от «ринга», который и не ринг вовсе, а дохё, сложенный из глины и песка, а по его периметру разложена рисовая солома. Судьи-гёдзи — это больше, чем просто рефери, это еще и синтоистские священнослужители. Традиционное общество — патриархальное, а значит, и настоящим сумо могут заниматься только мужчины. Правда, в любительском сумо уже есть женские соревнования, так что недалек тот день, когда и женщины-профессионалы появятся.
Волосы, точнее странная прическа, — это особым образом собранный пучок, который должен смягчить удар для головы при падении борца оземь. Из одежды у сумоистов на дохё только, опять-же, очень необычный пояс, который называется «маваси». Вообще, это просто длинный (длиной в девять метров) кусок ткани, обмотанный пятикратно вокруг тела и между ног спортсмена.

Отдельного упоминания стоит красивейшая одежда судей-гёдзи: они носят придворную одежду, какую носили в эпоху Муромати 800 лет назад, регламентируется даже ношение носков. А вместо свистка или какого-то другого привычного нам судейского атрибута гёдзи используют гумбай — ритуальный веер.
Всем туристам,посещающим Японию, рекомендуют сходить хотя бы на один турнир по сумо за зрелищность и непередаваемую атмосферу.
Лучшие из лучших

Поединки профессиональных сумоистов упорядочены в шесть дивизионов: от самой слабой дзёнокути до самой сильной макуути. Всего в году проводится шесть турниров-басё: трижды в Токио, по одному в Осаке, Нагое и Фукуоке. Все начинающие борцы должны пройти этот путь, чтобы добраться до главного титула — ёкодзуны. Схватки между ёкодзуной и другими бойцами проводятся в последние дни турнира и становятся самыми захватывающими. Стать ёкодзуной не только престижно и сложно — как правило, нужно дважды подряд победить басё, плюс получить согласие специального судейской коллеги — но и выгодно. Так, по данным 2018 года, в период своего нахождения на вершине ёкодзуны получают 26 тыс. 500 долларов ежемесячно. «Тот, кто становится ёкодзуной, считается чемпион чемпионов, и его почитает и знает вся Япония, независимо от того, какую страну он представляет», — добавляет Баглан Идрисов.

Кстати, то, что иностранный боец может занять высший ранг среди профессионалов стало практически нормой: монголец Тэрунофудзи — уже седьмой борец не японского происхождения добивается звания ёкодзуны. В 1990-е годы тенденция усиления зарубежных сумоистов стала настолько пугающей, что регулирующая организация сумо решили искусственно ограничить их число: теперь в каждой команде, иначе «комнате», или хэя, может быть не больше одного иностранца. Это притом, что число лицензий для учеников, которые желают стать профессионалами ограничено, а количество борцов в каждом из дивизионов так же строго регулируется. Так что иностранному спортсмену не только пробиться в число лучших сумоистов, но и вообще стать профессионалом очень сложно. Возможно, именно такой многослойный отбор и приводит к обратному эффекту: лучшими из лучших все чаще становятся иностранцы.

Одним из них стал казахстанец Ерсин Балтагул. 24 июня ему исполнится 26 лет, а профессиональную карьеру он начал всего лишь два с половиной года назад. Как говорится в одной из биографических справок спортсмена, не обошлось в его судьбе без удачи: однажды Казахстан посещал 68-й ёкодзуна Асасёрю, на одной из тренировок он заметил юного, тогда еще 17-летнего спортсмена и предложил ему переехать в Японию, заниматься сумо. Сначала Ерсин прошел все этапы любительского сумо, где проявил свои незаурядные способности, например завоевав второе место на любительском чемпионате Японии в 2019 году. Так, шаг за шагом он дошел до заветной цели — стать профессионалом. «Кимбодзан завоевал первое место среди гакусай сумо — среди студентов Японии. Это дает право стать профессионалом, к чему и стремился наш борец, поступив в токийский университет по предложению Асасёрю, великого монгольского борца, который завоевал императорский турнир больше 20 раз», — рассказывает Баглан Идрисов.

Как уже говорилось, для иностранцев существуют квоты — Ерсин дождался ухода одного из иностранцев, чтобы стать членом одной из «комнат», где его и нарекли японским именем Кимбодзан в честь самой большой горы в японской префектуре Кумамото. По словам Баглана Идрисова, «выступления нашего соотечественника просто завораживают и привлекают всё большее внимание японской публики». На момент написания статьи Кимбодзан сверхудачно выступил в первом для себя турнире в высшем дивизионе — макуути, где одержал 11 побед в 15 поединках, притом что еще год назад казахстанец выступал в третьем дивизионе.

Любители спорта, конечно, люди нетерпеливые и хотят знать всё заранее. Не могли мы не задать вопрос нашему собеседнику о ближайшем будущем, о том, какие же есть шансы у казахстанца добраться до высших рангов сумо — одзэки или даже подняться на ранг и выше стать ёкодзуной.

— Я уверен: у нашего борца очень перспективное будущее. Через пару лет он станет и одзеки, и, возможно, ёкодзуной. Для этого есть практически всё: великолепные физические данные, опыт дзюдо (в детстве Балтагул занимался этим видом спорта — Авт.), огромное желание побеждать. Если вспомнить борца Балта из Эстонии и грузина Коккай, то они доросли до одзеки, а вот до звания ёкодзуны не дошли. Оба в прошлом чемпионы Европы по вольной борьбе среди юниоров. Но им всегда преграждал путь Асасёрю, а потом и другие монголы — Хакухо и Какурю просто закрыли путь к самому высшему титулу всем, не зная себе равных, — говорит Баглан Идрисов. — Сейчас похоже такой конкуренции нет. И стечение этих обстоятельств может сыграть на руку нашему борцу, — добавляет он.
А что же на родине Кимбодзана?

Однако, несмотря на большие успехи казахстанца, создается впечатление, что новости об этом виде спорта остаются практически незаметными. Баглан Идрисов объясняет это тем, что сумо — это не олимпийский вид спорта.
— В нашей стране сумо развивалось успешно до 2006 года, — рассказывает он. — Отмечу, все строилось на моем личном финансировании. А министерство спорта не обращало внимания на наши достижения: ни на серебряные медали, ни на бронзовые личные и командные, среди взрослых и юниоров. Никто не спросил и не поинтересовался: как же они существуют и добиваются успехов? Ни разу не экипировали команду на чемпионат мира или Азии. Договаривался с компанией «Мизуно», благо были тесные контакты с руководством компании, и покупал со скидкой. Ни одна из 52 японских компаний, которые тогда были представленных в Казахстане, не отозвалась на предложение о сотрудничества и спонсорстве.

И все же Баглан Идрисов надеется, что в Казахстане сумо будет развиваться и случился аналогичная Монголии история, когда первый монгольский борец сумо хоть и не был яркой звездой, но долгое время провел в макуути: «Он создал фонд своего имени и, аккумулируя спонсорские японские средства, помог национальной федерации растить будущих ёкодзун и одзеки».

Речь о монгольском сумоисте Киокусюзана Нобору (имя при рождении Даваагийн Батбаяра), который у себя на родине стал национальным героем, оказывая гигантскую поддержку сумо в Монголии и открыв дорогу в профессиональную японскую лигу для 25 борцов. Пример его действительно вдохновляющий: если до него (а Нобору дебютировал в низшем дивизионе в 1992 году) среди профессионалов не было ни одного монгольца, то сейчас, спустя 31 год, пять из последних шести ёкоудзун, в том числе и действующий Тэрунофудзи — монголы, а сумоист Асасёрю считается сильнейшим за всю историю.

— Для успешной работы необходимо государственное участие. Но... Для получения гослицензии необходимо зарегистрировать областные федерации. Областным же управлениям спорта это в нагрузку, если каждый вид спорта будет существовать и просить хоть малой помощи. У всех [в приоритете] лишь олимпийские медали и соответствующие награды, грамоты. Вот и варимся в собственном соку, имея хороших ребят, но не имея финансирования. Надеемся, на светлую дорогу Кимбодзана, — заключает Баглан Идрисов.