Побеседовать о школьном буллинге и ответить на наши вопросы любезно согласилась специалист по этой проблеме,
Светлана Богатырева, психолог, руководитель фонда Just Support.Как возникает буллинг? Психологические механизмы? Кого выбирают мишенью?
Это достаточно исследованное явление. Буллинг — это болезнь социальной динамики. То есть это проблема группы, проблема коллектива там, где кто-то хочет самоутвердиться за счет других.
В любой группе всегда возникают вопросы лидерства, так уж мы устроены. И не только мы, но и стадные животные. У всех, кто живет стаями, есть альфа-самец, бета и так далее. И когда люди объединяются в группы, по законам социальной динамики им необходимо выстроить иерархию, где будет лидер. И борьба за это лидерство, когда она деструктивная, и становится буллингом. Когда кто-то не умеет по-другому самоутвердиться и самовыразиться, хочет показаться крутым, самым важным, самым значимым — начинает происходить травля.
Травля, или буллинг, — это один из видов насилия. А насилие всегда связано с вопросами власти и контроля. Соответственно, и буллинг тоже. И власть — это про то, что группа начинает издеваться над меньшей группой учеников либо над одним ребенком. Или кто-то более сильный, как, например, учитель, над кем-то из детей. Или бывает даже такое, что группа детей над учителем. То есть кто хочет самоутвердиться за счет другого, тот и начинает буллить.
А мишенью может быть совершенно любой ребенок, который отличается от других по каким-то признакам. В практике встречается разное. Это может быть внешний вид: веснушки, рост, вес, торчащие уши, другая национальность и так далее. По социальному признаку: бедный — богатый. По успеваемости: двоечник среди успевающих и, наоборот, отличник среди не очень успевающего класса. Ну то есть фактически любой признак, который так или иначе ребенка выделяет, отправляет его в зону риска, где он может подвергаться травле. Ну а учительская травля — это, когда ребенок чем-то неугоден, чему-то не соответствует. И учитель решает вот таким способом надавить, повлиять, проявить власть.
Должен ли учитель вмешаться? Как именно он должен действовать?Конечно, взрослый должен вмешиваться. Более того, доказано, что буллинг — это проблема, которая не решается на том уровне, где она возникла. То есть сами дети внутри коллектива редко могут это самостоятельно решить. Разве что, если он только начинается. А если это уже затянувшаяся история, там участие взрослого человека обязательно. Причем это может быть кто-то постарше из детей, например, если буллинг идет в младших классах, то это какой-то старшеклассник, которого слушаются и которому доверяют. Но, как правило, за детский коллектив отвечает именно педагог, учитель, который им руководит. И поэтому да, он должен вмешиваться. И много примеров, когда учитель именно правильно расставляет границы, рамки, объясняет, что это недопустимо, контролирует детское поведение, помогает установить нормы общения. Тогда буллинга не возникает, и все заканчивается очень быстро. Поэтому, конечно, ключевая фигура — это педагог, классный руководитель, тот, кто главный. Кто имеет формальное лидерство в этом коллективе.
Как вести себя ребенку, который стал жертвой буллинга? Чем могут помочь родители? Есть ли варианты, кроме перевода в другую школу?Вот смотрите: если только начинающийся буллинг, это, как правило, бывает какой-то новый класс, заново сформированный из разных детей. Или ребенок только пришел в новый коллектив. Часто начинается такая проверка «на слабо». Деструктивные лидеры могут закидывать провокационные удочки, словесные или действиями. Как бы прощупывать. И вот здесь очень важно правильно отреагировать на это. Либо дать адекватный отпор. Но не сила на силу, чтобы драка пошла. А уметь ассертивно, в психологии это называется ассертивным поведением — очень твердо, настойчиво и жестко, но не жестоко, не агрессивно отвечать.
Некоторые дети умеют это делать — ставить границы. И тогда буллинг дальше не продолжится, если границы будут поставлены или самим ребенком, или при помощи каких-то взрослых.
А если это уже затянувшийся буллинг, давно происходит, то тут нужно подключать уже взрослых. И классного руководителя, и, возможно, инспектора по делам несовершеннолетних, если это всё уже сложные формы приобретает. Вызывать других родителей класса, собирать родительское собрание, ставить вопрос и подключать все доступные ресурсы. Детского омбудсмена: сейчас в каждом регионе есть уполномоченные по правам ребенка, которые должны участвовать в решении таких проблем. Возможно, медиатора со стороны. Сейчас школьные медиаторы в большом количестве подготовлены. Ну то есть максимально подключать специалистов.
Как должны действовать родителиРоль родителей в том, чтобы этого не игнорировать, не говорить: «Ай, это они так растут» или «Вот если мы сейчас вмешаемся, ребенок сам не научится решать проблемы». На самом деле это всё мифы. Нужно вмешиваться, решать, подключать все доступные каналы. И да, кроме перевода в другую школу, нужно все пути пробовать. Нужно подойти к классному руководителю, всех родителей класса собрать, специалистов, о которых я сказала, подключить, том числе администрацию школы. Если на уровне администрации это не решается, можно через портал Egov писать запросы, жалобы с приложением документов, доказательств. И адресовать это в Департамент по контролю качества в сфере образования или же в управление образования города, области, района. И наконец, в Комитет по охране прав детей. Все эти механизмы должны быть задействованы.
Ну а решение о переводе в другую школу должно приниматься только совместно с ребенком — как ему будет лучше. Потому что приоритет интересов ребенка всегда важен. Чтобы родители не уходили в какую-то «войнушку», а смотрели, что лучше именно для их ребенка.
Если буллинг вошел в такую стадию, когда стал уже просто опасным для психологического или физического состояния ребенка, тогда лучше переводить. А если ребенок говорит: «Нет, у меня в этом классе тоже есть друзья, давай будем решать», то, конечно, нужно правовыми механизмами искать ответы на этот вопрос, привлекая все возможные инстанции. Ну и в крайнем случае еще СМИ и соцсети — это очень хорошо работает, когда родители об этом пишут, подключается общественность. И, как правило, наши управляющие органы не замалчивают, а сразу выезжают и начинают разбираться в ситуации.