Рождение ребенка и первый декрет
«Беременность была для нас долгожданной, так как из-за моей болезни на тот период мы переживали, что могут возникнуть сложности. К рождению малыша я активно готовилась: по рекомендации купила книгу Марии Монтессори и уже тогда начала интересоваться развивающими игрушками».
В октябре 2016 года в возрасте 26 лет Фариза родила мальчика. Первые месяцы материнства дались ей сложно. Надо было совмещать материнство и быт, и хотя со стороны супруга оказывалась помощь, ей это далось нелегко. Когда сыну Фаризы исполнилось два месяца, ее здоровье ухудшилось, и она попала в больницу.
«Тот период для меня был очень сложным: я была вдали от сына порядка четырех месяцев, за малышом ухаживала моя мама. Помню, когда лежала в больнице, заказывала ему первые игрушки, и для меня было важно, чтобы они были правильными и соответствующими возрасту.
Спустя время мы с семьей переехали в Шымкент, где я познакомилась с девушкой — SMM-специалистом, ставшей для меня большой мотивацией к развитию. На тот момент у меня была книга, как выбирать правильно игрушки от нуля до шести лет по методике Монтессори или делать их вручную. Однако, переехав в Шымкент, я обнаружила, что там найти развивающие игрушки очень сложно.
Пришла идея продавать их самой, в первую очередь для того, чтобы покупать игрушки сыну по доступной цене. В действительности первое, что подтолкнуло меня к такому роду бизнеса, — это мой малыш, я хотела его развивать».
Начало пути и первые сложности
«Мой муж тогда очень меня поддержал. Он хотел, чтобы у меня появилось какое-нибудь хобби и я могла отвлечься от повседневной рутины. Я начала уговаривать его закупить игрушки в большом объеме, но это требовало немалых вложений, которых на тот момент у нас не было. Спустя время выяснилось, что многие магазины тогда закупали товар на барахолках. Я начала искать поставщиков, и первый наш заказ был на 30 тыс. тенге. Страха не было вообще».
Фариза прошла курс по СММ, открыла аккаунт в Инстаграме для своего первого магазина игрушек и начала вести страницу самостоятельно. Аудитория увеличивалась, стали поступать первые заказы. «Я помню наши первые доставки: выезжала сама на автобусе в целях экономии. Я радовалась каждой проданной игрушке, каждому отзыву».
Как рассказывает Фариза, когда ее сыну было чуть больше года, она начала поиски детских развивающих центров. Где-то был скудный материал занятий и игрушки не по возрасту, где-то цена была неоправданно завышена. Вновь, исходя из собственной потребности, она начала задумываться об открытии развивающего центра для детей.
«В 2019 году я пошла на обучение педагога по раннему развитию, где познакомилась с женщиной, у которой ранее уже был центр раннего развития. Так мы решили стать партнерами и открыть новый центр. Нашли помещение, произвели закупку товара, между тем мой партнер начала отступать, и я осталась одна. Было страшно, но амбиции превосходили страх. В августе того же года я запустила центр в помещении в 40 квадратных метров, и дело пошло».
По словам Фаризы, все занятия она вела сама — так же, как и готовила ежедневные программы, отчего уставала и ничего не успевала. Фариза с супругом решили отдать четырехлетнего сына в детский сад, где его адаптация проходила крайне сложно: «Я оставляла ребенка и ехала в центр заниматься с чужими детьми, меня начала мучить совесть. И каждый раз, когда я оставляла его, он плакал, а мое сердце обливалось кровью. Тогда я чувствовала себя плохой мамой».
Позже, по решению Фаризы, бизнес был успешно продан, однако продавать игрушки она тогда не переставала. Как отмечает Фариза, все вырученные с продажи центра деньги она пустила на покупку новой партии игрушек. Наступил карантин, ставший точкой роста для ее онлайн-магазина. Однако ссор между супругами становилось больше. По ее словам, муж настаивал на том, чтобы Фариза прекратила вести бизнес. Несмотря на непонимание и сложности, ими было принято решение открыть офлайн-магазин, и в феврале 2021 года им это удалось.
«Клиентов становилось больше, но я начала выгорать. Бывали моменты, когда мне самой приходилось таскать тяжелые коробки, так как курьеры не хотели помогать, а супруга рядом не было. Просить помощи у прохожих я не могла. Было также сложно постоянно работать с людьми, так как клиенты бывают разные. Иногда от отчаяния я думала, что пора все бросать. Решила взять на работу продавца и менеджера, что в разы облегчило мне работу».
О сложности ведения бизнеса женщиной и важности семейной поддержки
Как говорит Фариза, женщине развивать бизнес в Казахстане очень сложно, если нет поддержки извне. По ее словам, на казахстанскую женщину возлагается слишком много ответственности: надо всё везде и сразу.
«Даже сейчас, будучи мамой одного ребенка, я многое не успеваю, и знаете, это нормально. Женщине надо помогать в быту, вызывать клининг, например, раз в месяц. Пользоваться услугами няни, что тоже нормально. Нет смысла крутиться самой как белка в колесе. Вопрос «семья или бизнес» часто останавливал меня, потому что семья для меня важнее. Однако, если бы сейчас мне сказали закрыть свое дело и сидеть дома, я бы точно не смогла».
По словам Фаризы, сейчас супруг поддерживает ее по-особенному, что для нее важно. Он видит плоды большого труда и то, какой путь был пройден. «Здорово заниматься тем, что тебе так нравится», — говорит она.
Фариза отмечает, что у женщин-предпринимателей не все идеально, как часто кажется со стороны. Один ребенок или пять, но уставать — это нормально. Невозможно угодить каждому и успеть все. «Молодые мамы особенно стремятся поскорее отдать ребенка в детской сад и начать чем-то заниматься, но ведь всему свое время. Сейчас я понимаю, что женщине важно наслаждаться материнством. Главное, чтобы между мамой и папой были любовь и гармония.
Материнство — это волшебный период, дети быстро растут. Со временем можно пробовать то, чем нравится заниматься. Главное, не сравнивать себя с другими, а особенно с собой — до декрета. Все трудности временны, важно заземляться и наслаждаться моментом».