Позитивный эксперт

План мамы: перезагрузка дочери. Как за неделю пройти путь от двоечницы до отличницы

Всем привет! На связи Гульнур Латып, эксперт позитивного родительства, мама пятерых детей — от двух до семнадцати лет. Мой жизненный опыт и академические знания позволяют мне находить мягкие и эффективные решения в воспитании детей. И это моя колонка о главном и актуальном.
Для каждой мамы становится стрессом ситуация, когда ее ребенок полностью проваливается в учебе или демонстративно отказывается учиться. Я могу вам помочь. Мне довелось испытать подобные эмоции и выйти из них — с помощью навыков психологии — с победой для себя и дочери. С удовольствием поделюсь опытом во благо других семей. Эту историю я расскажу в виде диалога с ребенком, ведь, думаю, так читать будет интересно не только родителям, но и подросткам.

Моей средней дочери Сафине пятнадцать лет. Мы любя называем ее Фифи. Сейчас она учится в колледже Кембриджа, в Лондоне. Этот колледж принимает ребят с шестнадцати лет, но Сафина на собеседовании поразила их знаниями и эрудицией, поэтому они выдали ей приглашение с пометкой «исключение из правил». Сейчас Сафина отличница с многочисленными наградами, но было время, когда ее хотели оставить на второй год из-за низкой успеваемости. Это был восьмой класс. Мне пришла в голову идея воссоздать наш диалог с Фифи, чтобы предложить поразмышлять над нашей беседой.⠀

Фифи: Мама, у меня вопрос.

Я: Я слушаю тебя.

Фифи: В конце учебного года, когда я увидела свои итоговые оценки за учебный год и узнала, что остаюсь на второй год, то первое, о чем подумала: «О, УЖАС, МАМА МЕНЯ УБЬЕТ!»
Но, когда я пришла домой и рассказала об этом вам, вы даже не отругали меня. Вы так спокойно улыбались, что я начала искать подвох. Я до сих пор не понимаю вашей реакции. Почему меня не наказали? Вас не волнует моя успеваемость?

Я: Очень волнует! Но тогда я посчитала, что это очень хороший урок для тебя и я могу им воспользоваться.

Фифи: Я не понимаю, объясните мне, пожалуйста.

Я: Дочь, если бы я тебя отругала, то в твоей голове навсегда поселился бы страх совершать ошибки. А ведь ошибки — это наш опыт, они нужны, чтобы делать человека сильнее и умнее, и без них никак не обойтись!

Когда я услышала новость, что тебя оставляют на второй год, то в моей голове тут же возник план. Я решила, что через эту ситуацию научу тебя извлекать опыт из собственных ошибок и покажу пример, как нужно работать с провалами и не бояться их.

Фифи: Я хочу знать подробности, расскажите о своем плане.

Я: Помнишь, когда я сидела в кабинете твоего классного руководителя, то попросила пригласить тебя к нам?

Фифи (краснея): Да, помню.

Я: Во-первых, я хотела, чтобы учитель увидела, что ты сама отвечаешь за свои ошибки, во-вторых, я задумала «тройной контракт», для которого нужен диалог между тобой, учителем и мной. На встрече я узнала о том, что вся проблема твоей неуспеваемости в домашних заданиях, которые ты не сдавала с начала года по четырем предметам, и в двух ненаписанных СОРах.
Своим поведением я показала учителю, что занимаю твою сторону, но упомянула, что ты вернешься в старую школу, если не перейдешь в девятый класс.

Я знала, что ты категорически этого не хочешь, и твоя реакция была незамедлительной. Ты расстроилась, у тебя началась паника, а я продолжала вести разговор с учителем и защищать тебя:
— Сафина не смогла адаптироваться к вашей школьной системе, и я не могу ее за это винить, мы просто уйдем — и точка!

И тут вмешалась ты со словами: «Я хочу остаться в этой школе. Как я могу исправить оценки? У меня есть еще неделя! Дайте мне задания! Я все исправлю! Я докажу вам, что могу хорошо учиться. Пожалуйста, дайте мне второй шанс».

Твои предложения лились рекой, было заметно, что учитель радовался им.

Педагог молча открыла журнал, посчитала количество домашних заданий и дала ответ: «У тебя есть семь дней, ты можешь только ЧУДОМ успеть сдать все долги. Список я тебе вышлю».

Фифи: Да, я тогда очень сильно перепугалась. Я готова была на все, только бы перейти в следующий класс.

Я: Первая задача моего урока была достигнута! У тебя появился стимул и желание исправить оценки, но без моего давления, упреков и критики. Далее мы вернулись домой. Я видела, как ты переживаешь, и рекомендовала максимально разгрузить график на эту неделю для этого нелегкого дела. Помнишь, что ты сделала после?

Фифи: Да. Я попросила разрешения у вас не спать ночами, отменить все тренировки и обязанности по дому на этот срок, и вы согласились. Я тогда читала и писала днями и ночами. За пять с половиной дней сдала все домашние задания за учебный год!

Я: Это было сложно?

Фифи: Очень. Но я гордилась собой. А когда пришло время СОРов, я не знала, что мне делать дальше, ведь большинство учителей готовились к каникулам и возиться со мной не хотели. Они мне отказывали в пересдаче.

Я: А я подсказала тебе ходить за ними по пятам и не отставать (даже если придется следовать за ними домой), выпрашивая дать задания для исправления оценок.

Фифи: Я так стеснялась, и мне хотелось, чтобы вы сами, как взрослая со взрослыми, решили все мои проблемы.

Я: Если бы я их решила, то сделала бы тебя беспомощной перед провалами, а мне этого не хотелось.

Фифи: Вы отправили меня в школу, и я караулила всех учителей по предметам с низкой оценкой. Некоторые из них соглашались быстро, другие отмахивалась от меня. Но я не отставала от них.

Я: Это был второй урок. «Нет» не значит «нет»! Любого человека можно переубедить, ведь главное — найти к нему подход. Даже самые стойкие учителя, увидев твои искренние попытки, сдавались. Ты получила от них второй шанс!

Фифи: Сейчас так смешно вспоминать те дни — я преследовала всех педагогов школы.

Я: А какой был результат?

Фифи: Оценки исправили! Я закончила восьмой класс.

Я: Это был третий урок. Если нужен результат — не сдавайся! Перешагни через страх, стеснение, панику, и у тебя все получится.

Фифи: Это ГЕНИАЛЬНО, мама!

Я: Помнишь ли ты урок, который я тебе вновь преподала, когда мы сидели за праздничным столом и отмечали твой триумф?

Фифи: Да. Вы попросили меня поделиться выводами после всего пережитого за ту неделю.

Я: И какие они были?

Фифи: Первое. Я поняла, что все надо делать вовремя.

Второе. «Нет» всегда можно исправить на «да».

Третье. Если быть настойчивой, то все двери откроются, надо пробовать много раз и не сдаваться.

Четвертое. Взрослые уважают детей, которые не боятся своих ошибок и хотят их исправить. Мне нестыдно смотреть в глаза моим учителям — я вижу в них уважение.

Пятое. Я, оказывается, умная, если за неделю смогла сдать годовой материал.

Шестое и последнее. Все знания освежились в моей голове, и я чувствую уверенность в себе!

Я: Именно этого я и добивалась. Теперь ты умеешь извлекать из ошибок плюсы и стала лучшей версией себя. Поздравляю!
А теперь я подробнее расскажу, что именно я сделала и в чем заключался мой план:
1. Важно показать ребенку, что я, родитель, его тыл и опора, а значит, защитить дочь перед всем миром, чтобы она почувствовала себя в безопасности. Это ВАЖНЫЙ момент для детей — так взращивается их уверенность в завтрашнем дне, через чувство безопасности, которое им дают родители.

2. Я стимулировала ее на решение проблемы своими силами, без моего участия. Крайне необходимая техника, чтобы учиться отвечать за свои поступки, в психологии звучит как «умение брать на себя ответственность».

3. Вынести максимум выгоды из этой истории в виде уроков или, проще говоря, научиться делать полезные выводы в любых ситуациях. Этот бесценный навык сделал успешными сотни тысяч людей, ведь ему не обучишься на словах. Для такого навыка нужна практика.

4. Ошибки нужны каждому человеку для развития, ведь страх перед ошибками лишает нас возможности расти. От такого страха все цели остаются мечтами.

5. Помните фразу, которой нас раньше учили не сдаваться: «Если для тебя закрыты все двери, лезь через окно. Если и оно закрыто, то воспользуйся форточкой»? Такие метафорические фразы дети тяжело воспринимают и на деле, когда нужно чего-то добиться здесь и сейчас. Мамина поддержка и наставления брать настойчивостью очень доходчиво усваиваются подростком. Важно подсказать им путь в моменте.

6. Ценное осознание для ребенка: «Я не боюсь отказа». «Нет» всегда можно исправить на «да». Такой ребенок не станет останавливаться при появлении первого препятствия, а с легкостью обойдет его и продолжит свой путь.

7. Следующий урок — это вера в себя и свои силы. Вера в себя — это стартовая составляющая любого большого успеха. Через такие ситуации вы взрастите в ребенке убежденность в том, что у него все получится. Уверенность в себе перед лицом вызова, перед трудной задачей.

8. Последнее и самое главное — подтверждение моей любви. Я всегда детям повторяю: «Я люблю вас всем сердцем — неважно, что вы делаете и как себя ведете, я все равно вас люблю». Мне выпала возможность на деле показать истинность своих слов. Плохо ли ты себя повела или хорошо, я буду любить тебя одинаково. На ум сразу приходит цитата Эрмы Бомбек о том, что ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.

Кстати, по поводу Фифи хотела добавить, что в следующем году она получила звание «Прорыв года» по версии школы и удивила тогда всех учителей целеустремленностью, собранностью, мобильностью — эти качества она взрастила в себе в ту кризисную неделю и получила большой урок. Самое важное, что я хотела рассказать через историю с дочерью, — это замечать, что наши дети вырастают, и давать им проявляться, довериться и не забирать их опыт на себя. Самостоятельное проживание определенных эмоций и ситуаций развивает характер, делает его гибким, мощным, зрелым, и надо успеть до восемнадцати лет самостоятельно получить уроки, чтобы позже справляться с кризисными ситуациями, знать алгоритмы, делать правильный выбор и расти свободной личностью.