Для каждой мамы становится стрессом ситуация, когда ее ребенок полностью проваливается в учебе или демонстративно отказывается учиться. Я могу вам помочь. Мне довелось испытать подобные эмоции и выйти из них — с помощью навыков психологии — с победой для себя и дочери. С удовольствием поделюсь опытом во благо других семей. Эту историю я расскажу в виде диалога с ребенком, ведь, думаю, так читать будет интересно не только родителям, но и подросткам.
Моей средней дочери Сафине пятнадцать лет. Мы любя называем ее Фифи. Сейчас она учится в колледже Кембриджа, в Лондоне. Этот колледж принимает ребят с шестнадцати лет, но Сафина на собеседовании поразила их знаниями и эрудицией, поэтому они выдали ей приглашение с пометкой «исключение из правил». Сейчас Сафина отличница с многочисленными наградами, но было время, когда ее хотели оставить на второй год из-за низкой успеваемости. Это был восьмой класс. Мне пришла в голову идея воссоздать наш диалог с Фифи, чтобы предложить поразмышлять над нашей беседой.⠀
Фифи: Мама, у меня вопрос.
Я: Я слушаю тебя.
Фифи: В конце учебного года, когда я увидела свои итоговые оценки за учебный год и узнала, что остаюсь на второй год, то первое, о чем подумала: «О, УЖАС, МАМА МЕНЯ УБЬЕТ!»
Но, когда я пришла домой и рассказала об этом вам, вы даже не отругали меня. Вы так спокойно улыбались, что я начала искать подвох. Я до сих пор не понимаю вашей реакции. Почему меня не наказали? Вас не волнует моя успеваемость?
Я: Очень волнует! Но тогда я посчитала, что это очень хороший урок для тебя и я могу им воспользоваться.
Фифи: Я не понимаю, объясните мне, пожалуйста.
Я: Дочь, если бы я тебя отругала, то в твоей голове навсегда поселился бы страх совершать ошибки. А ведь ошибки — это наш опыт, они нужны, чтобы делать человека сильнее и умнее, и без них никак не обойтись!
Когда я услышала новость, что тебя оставляют на второй год, то в моей голове тут же возник план. Я решила, что через эту ситуацию научу тебя извлекать опыт из собственных ошибок и покажу пример, как нужно работать с провалами и не бояться их.
Фифи: Я хочу знать подробности, расскажите о своем плане.
Я: Помнишь, когда я сидела в кабинете твоего классного руководителя, то попросила пригласить тебя к нам?
Фифи (краснея): Да, помню.
Я: Во-первых, я хотела, чтобы учитель увидела, что ты сама отвечаешь за свои ошибки, во-вторых, я задумала «тройной контракт», для которого нужен диалог между тобой, учителем и мной. На встрече я узнала о том, что вся проблема твоей неуспеваемости в домашних заданиях, которые ты не сдавала с начала года по четырем предметам, и в двух ненаписанных СОРах.
Своим поведением я показала учителю, что занимаю твою сторону, но упомянула, что ты вернешься в старую школу, если не перейдешь в девятый класс.
Я знала, что ты категорически этого не хочешь, и твоя реакция была незамедлительной. Ты расстроилась, у тебя началась паника, а я продолжала вести разговор с учителем и защищать тебя:
— Сафина не смогла адаптироваться к вашей школьной системе, и я не могу ее за это винить, мы просто уйдем — и точка!
И тут вмешалась ты со словами: «Я хочу остаться в этой школе. Как я могу исправить оценки? У меня есть еще неделя! Дайте мне задания! Я все исправлю! Я докажу вам, что могу хорошо учиться. Пожалуйста, дайте мне второй шанс».
Твои предложения лились рекой, было заметно, что учитель радовался им.
Педагог молча открыла журнал, посчитала количество домашних заданий и дала ответ: «У тебя есть семь дней, ты можешь только ЧУДОМ успеть сдать все долги. Список я тебе вышлю».
Фифи: Да, я тогда очень сильно перепугалась. Я готова была на все, только бы перейти в следующий класс.
Я: Первая задача моего урока была достигнута! У тебя появился стимул и желание исправить оценки, но без моего давления, упреков и критики. Далее мы вернулись домой. Я видела, как ты переживаешь, и рекомендовала максимально разгрузить график на эту неделю для этого нелегкого дела. Помнишь, что ты сделала после?
Фифи: Да. Я попросила разрешения у вас не спать ночами, отменить все тренировки и обязанности по дому на этот срок, и вы согласились. Я тогда читала и писала днями и ночами. За пять с половиной дней сдала все домашние задания за учебный год!
Я: Это было сложно?
Фифи: Очень. Но я гордилась собой. А когда пришло время СОРов, я не знала, что мне делать дальше, ведь большинство учителей готовились к каникулам и возиться со мной не хотели. Они мне отказывали в пересдаче.
Я: А я подсказала тебе ходить за ними по пятам и не отставать (даже если придется следовать за ними домой), выпрашивая дать задания для исправления оценок.
Фифи: Я так стеснялась, и мне хотелось, чтобы вы сами, как взрослая со взрослыми, решили все мои проблемы.
Я: Если бы я их решила, то сделала бы тебя беспомощной перед провалами, а мне этого не хотелось.
Фифи: Вы отправили меня в школу, и я караулила всех учителей по предметам с низкой оценкой. Некоторые из них соглашались быстро, другие отмахивалась от меня. Но я не отставала от них.
Я: Это был второй урок. «Нет» не значит «нет»! Любого человека можно переубедить, ведь главное — найти к нему подход. Даже самые стойкие учителя, увидев твои искренние попытки, сдавались. Ты получила от них второй шанс!
Фифи: Сейчас так смешно вспоминать те дни — я преследовала всех педагогов школы.
Я: А какой был результат?
Фифи: Оценки исправили! Я закончила восьмой класс.
Я: Это был третий урок. Если нужен результат — не сдавайся! Перешагни через страх, стеснение, панику, и у тебя все получится.
Фифи: Это ГЕНИАЛЬНО, мама!
Я: Помнишь ли ты урок, который я тебе вновь преподала, когда мы сидели за праздничным столом и отмечали твой триумф?
Фифи: Да. Вы попросили меня поделиться выводами после всего пережитого за ту неделю.
Я: И какие они были?
Фифи: Первое. Я поняла, что все надо делать вовремя.
Второе. «Нет» всегда можно исправить на «да».
Третье. Если быть настойчивой, то все двери откроются, надо пробовать много раз и не сдаваться.
Четвертое. Взрослые уважают детей, которые не боятся своих ошибок и хотят их исправить. Мне нестыдно смотреть в глаза моим учителям — я вижу в них уважение.
Пятое. Я, оказывается, умная, если за неделю смогла сдать годовой материал.
Шестое и последнее. Все знания освежились в моей голове, и я чувствую уверенность в себе!
Я: Именно этого я и добивалась. Теперь ты умеешь извлекать из ошибок плюсы и стала лучшей версией себя. Поздравляю!