Айсулу: Вы, кстати, упомянули Кыргызстан, и я вспомнила Узбекистан — это еще одна наша соседняя страна, с которой у нас много общего. И сейчас он у всех на слуху, потому что там креативная индустрия расцвела, и говорят, что Узбекистан уже обошел Казахстан и по цифрам, и по результатам.
Даурен: Узбекистан обожаем. В Ташкенте был в прошлом году, и мы прошли там по майскому или июньскому жаркому Ташкенту несколько марафонов пешком, заходили на все заводы, фабрики, знакомились со всеми командами, там действительно все развивается, растет. В 2024 году пройдет Всемирная конференция по креативной экономике, и Ташкент
выиграл в этой битве за право быть столицей. Можно сказать, что именно на глобальной карте креативных экономик они как бы опережают нас. Вопрос не в том, кто главнее, а в том, чтобы договариваться и чтобы все от этого выигрывали. Потому что на внешнем рынке нас воспринимают как единый регион — Центральная Азия. Каждая страна со своей идентичностью и самобытностью, но у нас общие цели, и мы могли бы объединить усилия для продвижения талантов Центральной Азии на мировой рынок.
Айсулу: Даурен, расскажите о ваших ближайших планах на год-два.
Даурен: Мы хотим показать эксперимент в действии: такой инкубатор. Это разными словами можно назвать: оранжерея продуктов, проектов, проверка гипотез… Это такое пространство, где проверяются, адаптируются (идеи —
Авт.), где участники получают взаимное обучение, развитие и усиление друг друга. Мы делаем все возможное чтобы, во-первых, организовать площадку нашего большого актового зала — это самая большая наша инвестиция для того, чтобы превратить его в трансформер для съемок, концертов, вечеров джаза, стендапа и кино, причем в разных форматах. Например, берешь билет на кино и не знаешь, какой будет фильм.
Второе. Мы хотим, чтобы «Дом» перешел на эко-стандарты. Мы начали пока с себя, получили неплохие результаты, многие резиденты практикуют сбор мусора для вторичной переработки. Также хотим сделать пространство удобным для людей с инвалидностью, сделать пеленальные столики для мам. Мы планируем также, чтобы «Дом» перешел на казахский язык.
Есть проект по улучшению озеленения, появления новых там видов кустарников. Мы хотели бы еще также, чтобы опен-эйр мероприятия были более подготовлены и не мешали нашим соседям. Освоить гостевой дом по соседству, его адрес: Барибаева, 38. Этому дому больше 200 лет, в нем 11 комнат и больше 100 квадратных метров площади. Мы хотим, наконец-то, в этом году до него добраться и сделать из него крутое пространство.
Айсулу: Ну вот, судя по таким планам, такое ощущение складывается, что вы сами как проект преодолели такую критическую точку, когда уже можете дальше расти. «Дом 36» уже окупил свои инвестиции или вы еще пока идете к этому?
Даурен: Мы несколько смешали роли: были в роли меценатов и благотворительного фонда, вели предпринимательскую деятельность, работали как бизнес-модель. За это время мы увидели настолько талантливых проектов, людей, идей — актуальных, интересных, которые в нас откликаются очень глубоко. И не могли с командой удержаться, чтобы не поддержать. Находили, конечно, поддержку других участников. Фактически краудфандинг был организован по многим проектам. То есть мы сами выступали в роли инвесторов многих проектов. Где-то мы вернули инвестиции, где-то мы «на ноль» вышли, а где-то зафиксировали убытки, точнее, списали на инвестиции в свое образование. Поэтому операционно «Дом» перекрывает все свои расходы. У нас есть еще другие услуги, помимо сдачи в аренду: мы оказываем консалтинговые услуги по развитию креативных индустрий и в сфере недвижимости; делаем спецпроекты с брендами, коллаборации, чтобы это была нативная реклама, без агрессии и манипуляции. Делаем ивенты, которые не ограничиваются локацией на Барибаева, проводим выездные резиденции. То есть много таких направлений деятельности, которые дают нам устойчивость, не кладем яйца в одну корзину, скажем так.
Айсулу: У меня есть один такой вопрос, больше как жительницы города Алматы, которая так или иначе иногда выходит куда-то тусоваться. Как вы думаете, не попал ли «Дом 36», в такую ловушку, когда большая часть мероприятий проходит в одном месте, и как будто бы уже немножко стирается граница между разными мероприятиями, и кажется, что там всегда одно и то же происходит? Смотрите, сейчас «Дом 36», по моим ощущениям, — это главная культурная площадка в Алматы, где проходит много мероприятий.
Даурен: Мы были бы рады, и хотим, и приложим максимум усилий, чтобы таких площадок было больше и в городе, и по стране. Вот у нас есть потрясающий «Дом кино», в котором непонятное караоке или бар. Есть другие дома, и есть разные сообщества: скейтеры, владельцы домашних животных и так далее. В каждом из них есть определенное ядро. И у нас получился такой Дом для разных сообществ, где они могут найти свою публику, своего зрителя, могут общаться, придумать какую-то коллаборацию… У нас, кстати, в этом году будет проект «Дом Ос». Не буду спойлерить, но осы, оказывается, самый неисследованный вид на Земле. А их значение для природы очень велико. И вот то же самое — креативный класс, то есть тоже недооцененный, не всеми понятый. Есть устойчивые фразы, наверное, ты поможешь мне с ними…
Айсулу: Художник должен быть всегда голодным или там еще что-то…
Даурен: Вот-вот. Оно есть и происходит, и в том числе в головах у многих, кто мог бы посмотреть на это, повлиять каким-то образом, где-то не мешать, потому что для развития креативной экономики можно кучу делать вещей и программ. Но если будет, например, та же самая цензура, то о каком развитии креативной мысли, творчества, свободы мы можем говорить? Поэтому тут очень много факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, но мы стараемся делать то, на что можем сами влиять, и делать это небольшими маленькими шагами каждый день. С людьми и для людей. Звучит как такой слоган, да?
Айсулу: Да. Но, значит, будем ждать «Дом Ос». Прям заинтриговали.
Даурен: В продолжение своего ответа на вопрос… Вопрос нашего позиционирования — это то, что мы нащупываем. То есть это не то, что выбито в камне. У нас есть неизменные ценности, а уже дальше мы смотрим: в каком формате, с какой частотой, с кем это делать, чтобы это не превратилось в солянку. К тому же, есть дефицит самих пространств — доступных площадок в разных частях города. Такая вот наша реальная действительность.