Династия Жубановых: тепло традиций в камне и войлоке

В галерее отеля «Тянь Шань» проходит выставка «Здесь тепло», где представлены работы семьи Жубановых — Санжара Жубанова и его дочери Жанель. В центре их творчества — камень и войлок, символы кочевой жизни, отражающие философию номадов, их связь с природой и стремление к гармонии. Санжар в своих гравюрах на камнях продолжает дело древних художников, создававших петроглифы тысячи лет назад. Жанель, погружаясь в искусство валяния войлока, показывает, как древнейший материал может стать средством для выражения современной мысли и чувств.
Санжар Жубанов, вдохновленный наследием предков и историей казахских кочевников, создает уникальные гравюры на камнях. «В тишине степной красоты сама природа позволяет проникнуть в историю без слов», — делится Санжар. Он черпает вдохновение в петроглифах, оставленных кочевниками, и находит свои ответы на вопросы о том, что двигало древними художниками. Санжар использует камни с пустынным загаром, возникшим от воздействия Солнца за многие тысячи лет, и вручную выбивает на них свои рисунки. Этот процесс созидания помогает ему отождествлять себя с творцом эпохи бронзы, который рисовал сцены охоты на скалах.

Особенное внимание привлекает история о камне, который молния расколола на фамильных землях Жубановых, на котором его Ата выбил родовой знак — тамгу. Санжар восстановил этот символ, обнаружив еще более глубокую связь с древними корнями.
Жанель Жубанова окончила магистратуру по художественному текстилю, и войлок стал главной темой ее исследований во Франции. Любовь к казахским традициям и искусству не случайна: ее дедушка, Акрап Жубанов, внес огромный вклад в сохранение и развитие казахского декоративно-прикладного искусства. Именно он занимался восстановлением традиционных ремесел, включая художественное ткачество, металл и керамику, и собирал уникальную библиотеку по орнаментам, петроглифам и истории искусства. Жанель, ранее известная публике как художница, работающая в технике живописи, на этой выставке удивила зрителей своими войлочными работами. «Я чувствую войлок с детства», — рассказывает Жанель. В ее воспоминаниях остаются яркие образы того, как ее бабушка, следуя традициям, натирала пятки курдючным жиром и укутывала в шерстяные вещи, чтобы излечить простуду. Тепло, которое давали эти предметы, навсегда осталось в ее памяти и вдохновило на создание собственных работ из войлока.

Жанель подчеркивает, что войлок — это не только материал для практических целей, но и способ художественного самовыражения. Ее коллекция на выставке была создана в течение девяти месяцев, когда она ожидала рождения ребенка. Будучи вдохновленной сакральным искусством петроглифов, Жанель создала серию войлочных панно с изображениями животных и сцен, которые отражают философию степного бытия. «Я валяла войлок практически на одном дыхании, — рассказывает она, — поэтому все получилось таким живым, динамичным и необычным».
Санжар и Жанель продолжают семейные традиции, соединяя искусство камня и войлока в рамках одной выставки. Симбиоз мягкого войлока и твердого камня, по словам Жанель, олицетворяет философию казахского кочевого мировоззрения, подобного гармонии инь и ян.

Выставка «Здесь тепло» семьи Жубановых — это не только демонстрация художественных произведений, но и символ преемственности, связи с природой и историческим достоянием. «Я продолжаю традиции моего деда», — говорит Жанель, подчеркивая важность сохранения культурного наследия. За неделю выставка собрала множество восторженных отзывов и практически все работы были проданы.