Не можете представить свою жизнь без бесконечной ленты соцсетей? У нас для вас плохие новости

МОЛНИЯ. Как социальные сети вызывают тревожность?

23 февраля 2023

Иллюстрация: Катя Эл
Замечали ли вы, насколько высок уровень плохих новостей в социальных сетях? Война, социальные потрясения, насилие, природные катастрофы, убийства. Все это вызывает тревогу, не так ли? Но именно постоянный просмотр подобной новостной ленты, будь это страницы СМИ или социальных сетей, может привести к состоянию большей тревожности. В этой статье мы попытаемся ответить на вопросы, как работает думскроллинг и почему социальные сети способны вызвать у нас тревожность.
Что такое «думскроллинг»?
Мы беспрерывно прокручиваем новостную ленту, везде одни и те же удручающие новости. Останавливаемся? Конечно, нет! Мы продолжаем и все больше потребляем негатив. Это и есть думскроллинг.
Иными словами, думскроллинг (англ. doom — «гибель, судьба, рок» и scrolling — «прокрутка») — это склонность к долгому и навязчивому чтению, пролистыванию ленты плохих новостей, которые вызывают у человека негативные эмоции и демотивируют его.

Первые упоминания и использование термина были зафиксированы в 2018 году в сети Twitter. Но особую популярность он обрел во время пандемии коронавируса, когда значительно возросла аудитория социальных сетей — людей, публикующих и читающих новости.

Дело в цифрах

Сегодня некоторые ученые приходят к выводу, что думскроллинг — глобальная болезнь XXI века. Исследование Техасского технологического университета показало, что среди 1100 опрошенных респондентов 16,5% продемонстрировали признаки «крайне проблемного потребления новостей», у 27,3% было выявлено «умеренно проблемное» потребление. У тех, кто, по мнению ученых, страдал от думскроллинга, наблюдались признаки тревожности, такие как повышенный уровень стресса, беспокойства и общее ухудшение здоровья.

Вместе с тем, чуть больше половины респондентов испытывали минимальное влияние думскроллинга на свою жизнь (27,5%) или вовсе не испытывали проблем в связи с навязчивым чтением новостей (28,7%).

Эволюционная выгода

Эволюция натренировала нас уделять больше внимания негативным сообщениям: ведь с точки зрения выживания, знать об опасностях мира важнее, чем о его прелестях. Немецкий нейробиолог Марен Урнер объясняет, что «наш мозг обрабатывает негативные слова быстрее, лучше и интенсивнее, и это гарантирует, что мы лучше их запоминаем. Во времена саблезубого тигра или мамонта пропущенное негативное сообщение было, пожалуй, последним в вашей жизни».

Казалось бы, вот оно объяснение: чем больше плохих новостей мы читаем, тем чувствуем себя более подготовленными к неприятностям. Однако не спешите проводить параллели между реальной физической угрозой жизни и новостями о надвигающемся затяжном финансовом кризисе.

Осторожнее с новостями

Дело в том, что думскроллинг постепенно перегружает нашу нервную систему, мы начинаем страдать от стресса, беспокойства или депрессии. По словам клинического психолога, докторки философии Шерри Бентон, наше тело вырабатывает высокий уровень естественного стероида, называемого кортизолом. Это может нанести вред здоровью. У вас могут возникнуть проблемы с пищеварением, головные боли, проблемы со сном, а также ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и даже болезни сердца.

Проблема СМИ и соцсетей

Некоторые СМИ используют нашу слабость перед плохими новостями для своей выгоды: охватов, просмотров и вовлечения. Ни для кого не секрет, что шокирующие посты и видео вирусно распространяются в интернете, а пугающие заголовки генерируют большое число кликов и переходов. Но, как мы знаем, спрос рождает предложение, и СМИ отвечают на запросы потребителя контента. Как ни парадоксально, но мы охотнее верим новостям, поданным негативно, по сравнению со столь же настоящими, но позитивными новостями.

Добавьте к этому алгоритмы соцсетей и сервисов с рекомендациями: чем чаще вы смотрите посты с тревожными известиями, тем больше их вам показывают. А еще бесконечную ленту, из которой сложно выбраться и в которой легко потерять счет времени.
Не забывайте про медиагигиену

Изобилие информации заставило многих людей поверить, что им больше не нужно активно искать новости, чтобы быть в курсе общественных дел, и что важные новости будут находить их сами. Данное явление получило название News Finds Me. Одна из его характерных особенностей — пассивное потребление новостей, без проверки и обсуждения содержания. Исследование шестилетней давности уже говорило, что многие люди примут за чистую монету то, что им говорят и показывают. Именно поэтому, чтобы избежать фейковых новостей, важно уметь находить безоценочные источники фактов, на основе которых можно делать самостоятельные выводы.

Сегодня мы живем в нестабильном мире, где не существует единой формулы правильного потребления новостей. Каждый способен найти этот режим для себя самостоятельно. Важно не перейти тонкую грань между «быть в курсе событий» и «не тревожиться из-за уровня негативных новостей». Расскажем о нескольких стратегиях, которые помогут вам остановить порочный круг.

  • Отключите уведомления о новостях в социальных сетях
Для начала может быть полезно отключить уведомления приложений, которые часто могут запускать сеансы прокрутки новостной ленты.

  • Ограничьте время
Легко потерять счет времени при прокрутке Instagram, Twitter и других каналов, поэтому может быть полезно выделить определенное время дня для проверки новостей. Например, вы можете попробовать ограничить потребление новостей до 20 минут утром и 20 минут в конце рабочего дня.
Важно: воздержитесь от использования социальных сетей за 30 минут до сна, чтобы не испортить его качество и продолжительность.

  • Используйте вспомогательные инструменты
Если вы не можете уложиться в установленный лимит времени, попробуйте воспользоваться одним из следующих приложений:
Social Fever отслеживает использование социальных сетей и позволяет вам устанавливать ежедневные ограничения по времени, выдавая предупреждение, когда они превышены.
Программа StayFree , доступная как на смартфонах, так и на персональных компьютерах, может блокировать выбранные приложения и веб-сайты, чтобы ограничить их использование.

  • Ищите положительные истории
Наконец, важно сбалансировать потребление новостей. Основатель Центра зависимости от Интернета и технологий Дэвид Гринфилд рекомендует поставить перед собой цель: на каждую плохую новость, которую вы просматриваете, постарайтесь найти положительную.