Успешный стартап должен пройти несколько этапов финансирования, которые уже стали
классическими.
Pre-seed: основатели вкладывают свои деньги, одалживают у друзей, родственников, знакомых, ищут молодых и неопытных инвесторов. Этот этап еще называют
FFF (friends, family and fools, то есть друзья, семья и дураки). Под «дураками» здесь подразумевают людей с деньгами, но не имеющих большого опыта инвестирования. На следующем этапе —
посевных инвестициях — уже ищутся венчурные фонды. Здесь идет доработка продукта, бизнес-план, расходы идут на содержание команды, аренду и другие первичные затраты.
Кстати,
венчурные фонды здесь упоминаются неслучайно. Venture (от английского слова рисковать) — это рискованное предприятие, то есть это фонд, вся инвестиционная стратегия которого выстроена на поиске таких новых компаний — стартапов, где велик риск как потерять вложенные средства, так и получить хороший процент в случае успеха. Как правило, они вкладываются небольшими порциями во множество стартапов, рассчитывая, что хотя бы часть из них выживут. Чуть ли не 70% стартапов
оказываются убыточными, но зато остальные приносят достаточный доход, позволяющий процветать этой индустрии. Так, по итогам 2022 года только в Азиатско-Тихоокеанском регионе стоимость венчурных инвестиций
составила 15 млрд долларов. Для венчурных инвесторов важно иметь железные нервы, хорошую интуицию и знания, чтобы знать, какой стартап взлетит, а какой нет.
На следующем этапе в ход идут
ангельские инвестиции.
Бизнес-ангелы — это частные венчурные инвесторы, которые выступают в своей образной роли ангелов-спасителей для стартапов и вытягивают их дальше по инвестиционному графику. Любопытно, что понятие это пришло из театральной среды: в начале прошлого века в Нью-Йорке так называли богатых спонсоров — горячих театралов, благодаря которым на Бродвейских сценах выходили новые постановки. Сейчас же это явление настолько стало распространенным, что каждый стартап на ранней стадии развития ищет своих ангелов. И многим бизнес-идеям это удается: например, знаменитый Джефф Безос в 1994 году
заполучил почти миллион долларов от 22 ангелов, каждый из них за это получил 1 % от компании Amazon. Удивительная доходность акций в 14 млн процентов сделала их обладателями 7 млрд долларов.
На этой стадии развития молодой бизнес расширяет штат, «ангелы» могут получить места в советах директоров и искать для стартаповского продукта первых клиентов. Американский социолог Эверетт Роджерс
назвал их
ранними последователями. Ранние последователи приносят не только первую прибыль, но и точную обратную связь о продукте, что позволяет компании вовремя «пофиксить баги», даже что-то исправить в стратегии развития и бизнес-плане. Эти отношения являются взаимовыгодными: первые клиенты получают новый продукт дешево, а взамен выполняют функции подопытной мыши, на которой стартап тестирует свое детище. У этой модели есть и обратная сторона: если у ранней версии продукта окажется много ошибок, то это может отпугнуть клиентов, а слава о сыром продукте закроет стартап уже на этом этапе развития.
К следующей точке —
к раунду А — стартап уже подходит с готовым продуктом, доработанном по итогам тестирования на ранних последователях, клиентской базой, четким планом развития. Здесь компания может рассчитывать на крупные инвестиции от венчурных фондов. В случае успешного привлечения средств стартап начинает масштабировать свои продажи. У успешного стартапа инвестиции, привлеченные на раунде А, в разы превышают все предыдущее финансирование. Компания начинает расширяться, получает классическую оргструктуру. Чем успешнее стартап, тем больше дополнительных раундов по привлечению новых инвестиций он может провести: раунд В, раунд С… Компания может искать инвесторов для новых рынков сбыта, расширяя географию своего присутствия, открывая филиалы и представительства.