Изучаем бизнес-лексикон, чтобы лучше понимать новую экономику.

Единороги из инкубаторов, или Словарь стартапера

Кажется, что частые упоминания стартапов к месту и не к месту уже порядком набили оскомину, а каждая бизнес-новость пестрит малознакомыми терминами, вроде ангелов и единорогов. Что же, пора, наконец-то, в этом разобраться раз и навсегда. Редакция The Voice Media подготовила для вас небольшой гайд по новой экономике.

3 апреля 2023

Дизайн обложки: Катя Эл
Начнем с азов
Итак, что же такое стартап? Строгого определения нет, а точнее, у каждого экономиста-теоретика свое определение, но все стартапы объединяет наличие новой идеи и необходимость финансирования на первых этапах его жизненного цикла. Стартапом не может быть нефтяная компания, банк или служба доставки, пусть даже это «молодая и перспективная» команда. Нет, здесь главное — новизна идеи. Если вы придумали, как эффективно перерабатывать пластиковый мусор в Мировом океане или как добывать никель на астероиде — поздравляем, вы можете в перспективе стать стартапом.

В отличие от начинающих предпринимателей, которые возможно осваивают новые ниши и зарабатывают на новых идеях, стартапы в конечной точке своего развития видят выход на публичный рынок, в идеале — выход на IPO. Кроме того, стартап — это команда. Нельзя быть стартапом в одиночку.

Один из стереотипов – что за стартапом стоит маленькая и молодая команда. Однако это не так. Здесь все зависит от масштаба идеи и амбициозности основателей: в стартап могут пригласить много профессионалов с большим опытом работы.

Другая сторона медали — необходимость больших финансовых вложений. В случае успеха, деньги основателей будут лишь малой долей от общих инвестиций. Самое главное для основателей на всем жизненном цикле проекта — привлекать новые и новые инвестиции. Если компания не получает должное финансирование, то она начинает стагнировать и превращаться в компанию-зомби. Этот термин стал популярным в период, называемый «пузырем доткомов», когда в Японии государство искусственно поддерживало на плаву убыточные фирмы с большим количеством сотрудников.
Где достать деньги?
Успешный стартап должен пройти несколько этапов финансирования, которые уже стали классическими.
Pre-seed: основатели вкладывают свои деньги, одалживают у друзей, родственников, знакомых, ищут молодых и неопытных инвесторов. Этот этап еще называют FFF (friends, family and fools, то есть друзья, семья и дураки). Под «дураками» здесь подразумевают людей с деньгами, но не имеющих большого опыта инвестирования. На следующем этапе — посевных инвестициях — уже ищутся венчурные фонды. Здесь идет доработка продукта, бизнес-план, расходы идут на содержание команды, аренду и другие первичные затраты.

Кстати, венчурные фонды здесь упоминаются неслучайно. Venture (от английского слова рисковать) —  это рискованное предприятие, то есть это фонд, вся инвестиционная стратегия которого выстроена на поиске таких новых компаний — стартапов, где велик риск как потерять вложенные средства, так и получить хороший процент в случае успеха. Как правило, они вкладываются небольшими порциями во множество стартапов, рассчитывая, что хотя бы часть из них выживут. Чуть ли не 70% стартапов оказываются убыточными, но зато остальные приносят достаточный доход, позволяющий процветать этой индустрии. Так, по итогам 2022 года только в Азиатско-Тихоокеанском регионе стоимость венчурных инвестиций составила 15 млрд долларов. Для венчурных инвесторов важно иметь железные нервы, хорошую интуицию и знания, чтобы знать, какой стартап взлетит, а какой нет.

На следующем этапе в ход идут ангельские инвестиции. Бизнес-ангелы — это частные венчурные инвесторы, которые выступают в своей образной роли ангелов-спасителей для стартапов и вытягивают их дальше по инвестиционному графику. Любопытно, что понятие это пришло из театральной среды: в начале прошлого века в Нью-Йорке так называли богатых спонсоров — горячих театралов, благодаря которым на Бродвейских сценах выходили новые постановки. Сейчас же это явление настолько стало распространенным, что каждый стартап на ранней стадии развития ищет своих ангелов. И многим бизнес-идеям это удается: например, знаменитый Джефф Безос в 1994 году заполучил почти миллион долларов от 22 ангелов, каждый из них за это получил 1 % от компании Amazon. Удивительная доходность акций в 14 млн процентов сделала их обладателями 7 млрд долларов.

На этой стадии развития молодой бизнес расширяет штат, «ангелы» могут получить места в советах директоров и искать для стартаповского продукта первых клиентов. Американский социолог Эверетт Роджерс назвал их ранними последователями. Ранние последователи приносят не только первую прибыль, но и точную обратную связь о продукте, что позволяет компании вовремя «пофиксить баги», даже что-то исправить в стратегии развития и бизнес-плане. Эти отношения являются взаимовыгодными: первые клиенты получают новый продукт дешево, а взамен выполняют функции подопытной мыши, на которой стартап тестирует свое детище. У этой модели есть и обратная сторона: если у ранней версии продукта окажется много ошибок, то это может отпугнуть клиентов, а слава о сыром продукте закроет стартап уже на этом этапе развития.

К следующей точке — к раунду А — стартап уже подходит с готовым продуктом, доработанном по итогам тестирования на ранних последователях, клиентской базой, четким планом развития. Здесь компания может рассчитывать на крупные инвестиции от венчурных фондов. В случае успешного привлечения средств стартап начинает масштабировать свои продажи. У успешного стартапа инвестиции, привлеченные на раунде А, в разы превышают все предыдущее финансирование. Компания начинает расширяться, получает классическую оргструктуру. Чем успешнее стартап, тем больше дополнительных раундов по привлечению новых инвестиций он может провести: раунд В, раунд С… Компания может искать инвесторов для новых рынков сбыта, расширяя географию своего присутствия, открывая филиалы и представительства.
Все идет не по плану
Как мы уже сказали выше, риски и стартапы — вещи взаимосвязанные. Ни один основатель новой компании не может быть до конца уверен, что все сложится как надо. Так, еще в 2014 году было подсчитано, что 90% стартапов терпят неудачу и не приносят в итоге ожидаемого дохода своим инвесторам. С чем же связана такая печальная статистика? Лидирует слабый интерес клиентов (42 %), неудачный поиск инвесторов (29 %), кадровые проблемы (23 %), то есть те причины, которые, казалось бы, можно было просчитать еще на этапе формализации идеи и написания бизнес-плана. Но конкурентный рынок слишком непредсказуем, все учесть очень сложно. Если задуматься, то все же 10 % удачных компаний — это не такой уж и маленький процент успешности.
У меня классная идея. Зачем мне инвестиции?
Да, как ни странно, но есть кейсы, когда стартапы практически не привлекали внешние инвестиции. Вот лишь некоторые компании, которые собирали свои инвестиции только на посевной стадии, а венчурный капитал не привлекали.

ShutterStock — сервис стоковых фотографий, которым пользуются десятки тысяч пользователей по всему миру — стоит миллиарды долларов, а начиналась с 30 тысяч личных фотографий Джона Орингера, фотографа-любителя.

GitHub — интернет-хостинг, который помогает, наверное, всем айтишникам мира в разработке ПО и управлении версиями — только за 2022 год принес один миллиард долларов. Его первые годы он финансировался исключительно тремя его основателями, а первые серьезные инвестиции в 100 млн долларов они получили только через пять лет со дня основания компании.

Ipsy — компания из бьюти-индустрии, работающая на ежемесячной подписной модели и предоставляющая подписчикам косметичку из пяти образцов косметики. Компания была основана в 2011-м, в 2016-м с ней работали 10 тысяч влогеров, которые публиковали одно-два видео в месяц, посвященные подписке на косметику. Стартап не тратил деньги на рекламу, все шло органично, за счет подписчиков. В 2017-м было объявлено о достижении цифры в 3 млн подписчиков. Если на раунде А Ipsy привлекла только 3 млн долларов, то на раунде В — уже 100 млн долларов, при этом стоимость компании оценивали в 800 млн долларов.

И это только самые яркие примеры, которые на слуху. Есть множество «невидимых единорогов», которые «пасутся» в непубличных сферах B2B, то есть бизнес предоставляет услуги бизнесу или B2G, когда бизнес предоставляет услуги государству, занимая нишевые позиции, приносящие в то же время прибыль.
А что насчет единорогов?
Здесь все просто: так называют компании, которые смогли привлечь один миллиард долларов инвестиций. Вы не поверите, но это возможно и таких компаний было и есть немало. Термин придумала американская венчурная инвесторка Эйлин Ли, посчитав, что такие стартапы так же редки, как и мифические единороги. Тем не менее бизнес-единороги все-таки встречаются чаще, чем «живые». Компания CBInsight даже ведет постоянную перепись и насчитала их в марте 2023 года… 1208 штук по всему миру. В совокупности единороги привлекли астрономические 3,9 трлн долларов.

Топ-5 рейтинга действующих стартапов возглавляют ByteDance (КНР, 225 млрд долларов, искусственный интеллект), SpaceX (США, 137 млрд долларов, космос), SHEIN (КНР, 100 млрд долларов, электронная коммерция), Stripe (США, 50 млрд долларов, финтех), Canva (США, 40 млрд долларов, интернет-софт и приложения). Как видим, экономическое американо-китайское доминирование отражается и в мире стартапов.
Кстати, те стартапы, которые стали публичными, то есть перестали быть частными, перестают так же считаться стартапами. Поэтому таких гигантов, как Facebook или Google вы теперь не увидите в различных топах — они уже не стартапы.
Такое безумное количество как самих единорогов, так и инвестсредств, вращающихся в них, говорит, конечно же, об определенном кризисе и переоценке их стоимости. Появился даже термин «пузырь единорогов», когда в середине 2010-х выяснилось, что 91 % венчурных инвесторов считают, что единороги переоценены чуть ли не в два раза от их истинной стоимости. Впрочем, этим разговорам уже восемь лет, а стартап-экономика успешно пережила пандемию. Однако, возможно, главное испытание все-таки еще впереди: замедление мировой экономики 2022 года, торговая война между США и Китаем, сложности в банковской сфере. Крах Silicon Valley Bank, который называют главным инвестиционным банком Силиконовой долины, явный признак того, что какие-то тектонические сдвиги в сторону будущих трудностей для стартапов уже начались.

Мир стартапов многогранен и интересен. Мы рассмотрели лишь часть аспектов и за бортом осталась экосистема стартапов, «долина смерти» и внутренние стартапы, мы не рассказали, наконец, как успешные стартапы становятся «обычными» публичными компаниями, то есть выходят на IPO. Об этом мы расскажем вам в следующей нашей статье.