ОБЩЕСТВО

«Эстетика недопотребления»: как в Казахстане поддерживают популярный тренд

Изображение: Pexels
Зумеры продолжают борьбу против общества потребления. Сегодня в американском, европейском и в казахстанском комьюнити молодых людей активно продвигаются идеи экономии. Готовить сэндвичи с собой на прогулку, а не покупать их в кофейнях, подклеивать порванную обувь, зашивать одежду и пользоваться старыми моделями телефонов — на эти и подобные темы сняты тысячи роликов в TikTok. The Voice Media пытается разобраться, откуда пошел тренд и почему он стал популярным.
В чем суть
Undercompensate Core, или «эстетика недостаточного потребления», — своего рода ответ от поколения Z сложившемуся еще в прошлом веке обществу потребления. Идея такого манифеста — показать всему миру, какой может быть жизнь без регулярных покупок новых, навязанных рекламой, вещей. Авторы видео рассказывают и показывают свои поношенные свитера и кроссовки, использованную до последней капли косметику, устаревший интерьер и технику не первого поколения.
Как появился тренд
Самое популярное и логичное мнение — экономический кризис по всему миру. Пандемия коронавируса перевернула многие процессы, высокая инфляция повлияла на жизни обычных людей. К примеру, в 2020 году она составила примерно 9,9% — против 3,5% в 2019-м. Многие люди старались тратить меньше, чтобы больше отложить на черный день, — и теперь ролики с хештегом #underconsumptioncore набирают миллионы просмотров.
Казахстанцы и «тренд на бедность»
Темы маленьких зарплат и несоизмеримых трат на еду, одежду и жилье всегда волновали казахстанцев. В 2020 году Всемирный банк выступил с докладом, в котором говорится, что COVID-19 нанес сильнейший удар по экономике страны за последние два десятилетия. Согласно данным этого же банка, в 2022 году уровень бедности в Казахстане составил 12,4%. Но стоит оговориться, что на фоне пандемии уровень бедности вырос до 12–14% по сравнению с 2016-м. Казахстанцы часто показывают в TikTok свои продуктовые корзины и то, во сколько обходится им еда. В экономическом исследовании Нацбанка приводятся неутешительные цифры: казахстанцы тратят на продовольствие больше половины зарплаты. Многие живут в режиме жесткой экономии практически всю жизнь.
Так, зумеры из Казахстана также не остались в стороне от популярного тренда. Блогерка из Астаны Милана рассказала, что многие предметы косметики, как уходовой, так и декоративной, оказались ей совсем не нужными, когда она отказалась от них. Кто-то закупается одеждой в секонд-хендах, многие делают ее своими руками. Что касается предметов мебели и декора, то придают им новый лоск с помощью различных лайфхаков. Другая блогерка — Дениза призвала девушек к осознанным тратам: «Мы часто тратим свои доходы на сиюминутные радости, не задумываясь при этом о будущем». Блогерка подчеркнула важность финансовой грамотности.

Таким образом, люди продвигают в массы идею сознательного отказа от покупок новых товаров и использовании имеющихся до полного износа: извлекать из вещей максимум пользы, а тратить намного меньше.
Почему это важно
Экологические и социальные — именно такие корни имеет тренд на недопотребление. Зумеры — люди, осознающие важность сокращения отходов и бережного отношения к ресурсам планеты. Отказ от избыточного потребления не только помогает экономить деньги, но и способствует уменьшению экологического следа, что крайне важно в условиях глобального изменения климата.
Молодое поколение показывает всему миру, что можно жить более осознанно и ответственно, не жертвуя при этом комфортом и стилем. Этот тренд не только изменяет подход к потреблению, но и служит напоминанием о важности бережного отношения к ресурсам и окружающей среде.