Что сейчас происходит в мире «королевских гонок»?

Идеальная формула: новый сезон F-1 стартовал

Меньше месяца прошло со старта 74-го сезона самого престижного автомобильного чемпионата мира — «Формулы-1». Да, с ним может еще посоперничать Чемпионат мира по ралли, но такую легенду, как Михаэль Шумахер, все-таки знают во всем мире лучше, чем всех раллийных чемпионов вместе взятых. Итак, давайте вместе разбираться, что сейчас представляет собой «Формула-1» и за кем (или за чем) следить в новом «формулическом» сезоне.

26 марта 2023

Дизайн обложки: Катя Эл
Коротко о «Формуле-1»

В последние годы, особенно после ухода Шумахера, интерес к «Формуле-1» неуклонно падал у любителей спорта, поэтому сделаем небольшой экскурс в историю этого вида спорта.
Прежде всего, почему «формула»? Дело в том, что так называется документ, свод правил, регламентирующий технические требования к автомобилям. Турнир проводится ежегодно и состоит из этапов. По итогам всех этапов определяется, собственно, чемпион мира. Этапы, которые официально именуются Гран-при, проводятся по всему миру. В разное время гонки проходили на всех континентах, кроме Антарктиды. Более 76 трасс в 34 странах мира принимали у себя этапы чемпионата мира. Если развитые страны мира фактом проведения Гран-при не удивишь, то множество лидеров развивающихся стран считают делом престижа заполучить контракт на строительство стадиона и проведение Гран-при в их стране.

В 2023 году «Формула-1» будет гостить в таких странах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Азербайджан, Катар, ОАЭ. До известных событий в календарь стабильно входили Гран-при России, а вот китайский Гран-при четвертый год подряд отменен из-за ковидных ограничений. Так что теоретически и одна из стран Центральной Азии (в том числе и наша страна) в будущем, если захотят, сможет провести у себя очередной «формулический» этап.

Все Гран-при важны, но самый престижный — это Монако, где гонка проходит прямо на улицах города. Можно пропустить весь сезон, но только ради этой гонки стоит раз в год включить спортивный канал. Чемпионат проводится с 1950 года и ни разу еще не прерывался на полный сезон, даже в 2020 году, в пандемию, когда многие спортивные соревнования были отменены, прерваны или перенесены на другой срок. Общее количество гонок, кстати, уже приближается к красивой отметке 1100.
Сам этап состоит не только из воскресной гонки, которая завершает гоночный уик-энд (по традиции соревнования проводятся с пятницы по воскресенье): в пятницу машины осваивают трассу на свободных заездах, а в субботу уже в полусоревновательном режиме проходит квалификация.

В «Формуле-1» соревнуются не только отдельные гонщики, о которых мы еще поговорим, но и команды — за особый «Кубок конструкторов», ведь победа гонщика в неменьшей степени зависит от технических характеристик болида. Причем если двигатели можно купить, то шасси каждая из команд должна разработать самостоятельно.

Fun fact про гимны (да, в честь победителя не только пьют шампанское — эти яркие фотографии с брызгами игристого видели, наверное, видели все): играют их дважды. Первый гимн — в честь победителя-гонщика, а второй — в честь конструкторской команды (если две страны совпадают, то будет сыгран только один гимн).

Легенды F-1

Чтобы погрузиться еще больше в шум и визг моторов гоночных болидов, познакомимся поближе с некоторыми историческими именами. За свою долгую историю «Формула-1» взрастила много выдающихся спортсменов, имена которых знакомы даже тем, кто не является любителем. Вот лишь некоторые из них.
Хуан Мануэль Фанхио, Аргентина
Пятикратный чемпион мира (195 год, 1954–1957 годы)
Для современных гонок это скорее нонсенс, но аргентинец выигрывал гонки, участвуя в четырех разных командах. В 1951–1957 годах Фанхио одержал свои основные победы, а уже в 1958-м завершил гоночную карьеру. Свой последний титул он взял, когда ему уже было 46 лет. Жизнь Фанхио была полна приключений и опасностей. Вот лишь небольшой эпизод его яркой жизни: в 1958 году аргентинец участвовал в Гран-при Кубы. В это же время на острове полным ходом шли предреволюционные процессы, в результате очередного инцидента Хуана Мануэля (пятикратного чемпиона мира!) похители и удерживали в заложниках на протяжении несколько дней. К счастью, все закончилось благополучно и вскоре он был освобожден.
До эпохи Шумахера мменно его достижения стремились превзойти все гонщики мира как самые, как казалось тогда, недостижимые.
Берни Экклстоун, Великобритания
Нет, это не гонщик, но это выдающийся спортивный менеджер. Сейчас ему 92 года, но еще каких-то шесть лет назад он руководил всей гигантской бизнес-империей, в которую «Формула-1» превратилась, в том числе благодаря его усилиям. Он начинал с продажи телевизионных прав в далеких 70-х годах и постепенно обрел контроль и над управлением, и над организацией, и над логистикой этапов чемпионата мира. Кстати, в 50-е годы он был профессиональным автогонщиком, но в то время гонки были смертельно опасными, и после нескольких аварий, Экклстоун решил не рисковать, завязав с гонками. Он резко сменил свой вектор: стал бизнесменом, занимался даже недвижимостью, но в конце концов снова пришел в гонки, уже в качестве владельца одной из спортивных команд. Пример Экклстоуна, который захватил контроль над спортивной организацией за счет телевизионных прав, показал пример другим видам спорта. Спорт становился шоу — и прежде всего ТВ-шоу. Если тебя не показывают по ТВ, то к тебе не придут спонсоры и рекламодатели. Берни это понял одним из первых. Но он занимался не только «деланием денег». При нем гонки начали становиться все более и более безопасными. Он и его команда делали выводы из каждой трагедии. Сейчас в это трудно представить, но еще в 90-е годы у спортсменов были довольно большие шансы не только получить серьезные травмы, но и погибнуть.

При этом Берни Экклстоун был замешан в таком количество скандалов, как околоспортивных, так и политических, что по его биографии однажды наверняка снимут увлекательный байопик. Сейчас Экклстоун является одним из самых богатых людей в Соединенном Королевстве: его финансовое состояние оценивается в 2,9 млрд долларов.
Михаэль Шумахер, Германия
Семикратный чемпиона мира (1994–1995, 2000–2004)
Какой же рассказ о «Формуле-1» можно считать полным без истории о Шумахере? Само его имя во многих языках мира стало нарицательным. Прошло 18 лет после его последнего триумфа, но до сих пор удерживает рекорд по количеству титулов (правда, уже совместно с британцем Льюисом Хэмилтоном), а также множество рекордов по самым быстрым кругам на отдельных гоночных трассах.
Свою гоночную карьеру он начинал в 12-летнем возрасте — в картинге. Он сразу же проявил себя одаренным спортсменов, выиграв, например, чемпионат Германии сначала среди юниоров, а затем среди взрослых.
А когда он начал выступать в «королевских гонках», то проявил талант делать самые быстрые круги в самых сложных условиях: когда его пытались прессинговать, либо при смене погодных условий. Во время дождя, когда от спортсмена требуется максимальная сосредоточенность и обычные гонщики стараются сохранить текущую позицию, лишь бы не вылететь с трассы, Шумахер совершал опасные обгоны и наращивал свое преимущество над соперниками. За свое непревзойденное мастерство выигрывать «мокрые гонки» его прозвали «Мастером дождя» (Regenmeister).
Другое его прозвище — «Красный барон», которое он получил в результате многолетнего сотрудничества с великой командой Ferrari (эти итальянские болиды всегда красят в яркий красный цвет).
Дважды он заканчивал спортивную карьеру (в 2006 и 2012 годах), многие фанаты надеялись, что, может быть, он еще вернется на трассу, пусть символически, но в 2013 году произошла трагедия: в возрасте 44 лет Михаэль, катаясь на лыжах, получил травму головы, в результате чего полгода находился в искусственной коме. Больницу он покинул еще через полгода, но впереди его ждал долгий и непростой путь реабилитации. Информация о нынешнем состоянии здоровья великого гонщика очень скудная – семья легендарного гонщика бережно относится к его покою.

Кстати, у Михаэля ведь есть брат Ральф, который так же был успешным гонщиком: они неоднократно боролись на этапах друг с другом, финишируя на первых двух позициях. А еще сын Шумахера — Мик — выступал в гонках в 2021–2022 годах.
Влияние Шумахера не только на «Формулу-1», но и на весь автоспорт в целом трудно переоценить. Его признавали самым влиятельным человеком в истории F-1, он был послом ЮНЕСКО, большим филантропом. В Германии он был признан величайшим спортсменом XX века, опередив, например, теннисистку Штеффи Граф. А если вы хотите услышать его голос в самом неожиданном для этого месте, то включите пиксаровский мультфильм «Тачки» и дождитесь появление персонажа Ferrari F430 — его озвучивает сам Михаэль Шумахер.

74-й сезон. Цифры, фавориты и ключевые моменты

Надеемся, вы достаточно погрузились в атмосферу рычащих моторов и визжащих тормозов, чтобы узнать, как же обстоят дела в «Формуле-1» по состоянию на начало этого сезона.

В прошлом году завершил карьеру четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель. После многолетнего царствования Льюиса Хэмилтона (которому можно было бы уделить отдельную главу в нашем рассказе) в гонках последние два года побеждает нидерландский гонщик Макс Ферстаппен из команды Red Bull Racing, причем в очень драматичной борьбе: в 2021 году он победил Льюиса в очном соперничестве на последнем этапе (!), а в прошлом году ему противостоял уже его сверстник — 25-летний уроженец Монако Шарль Леклер из Ferrari.

В прогнозах на этот сезон явным фаворитом, конечно же, снова считается Макс — он уже выиграл первый Гран-при в Бахрейне, а вот на пятки ему наступает его коллега по команде Серхио Перес (да, в «Формуле-1» друзья-соперники не редкость; сегодня ты № 1 в команде, а завтра более удачливый коллега может подвинуть тебя на вторую позицию) — он, в свою очередь, выиграл второй этап в Саудовской Аравии, который завершился буквально на днях. Уверенность в их шансах на победу основана на том, что они показывали хорошие результаты на тестовых заездах в межсезонье, а их машины — технически более совершенные, чем у соперников. В «королевский гонках», к счастью или к сожалению (здесь фанаты гонок расходятся во взглядах), львиная доля успеха зависит от техники.

На вторых ролях, скорее всего, окажутся извечные соперники из Ferrari (Шарль Леклер и Карлос Сайнс — еще один легендарный гонщик), а также Mercedes (некогда непобедимый Льюис Хэмилтон и Джордж Расселл — новичок в F-1). Ожидания фанатов «Скудерии» (прозвище Ferrari) сдерживаются тем, что конструкторы только начали менять концепцию болида (недавно была уволена вся техническая верхушка команды), так что итоговые результаты могут, мягко говоря, удивить. То, что Ferrari сейчас на четвертом месте в Кубке конструкторов и уже дали большую фору соперникам, — все это подтверждает опасения скептиков. 

Вот кто может действительно удивить в этом сезоне — это Фернандо Алонсо. Да, 41-летний легендарный пилот до сих пор в строю! Победитель двух чемпионатов мира в далеких уже 2005 и 2006 годах, не планирует оставить руль болида и готов бороться за призовые места. В первых Гран-при этого сезона он оба раза заезжал под клетчатый флаг третьим, подняв свою вроде бы не примечательную команду Aston Martin на второе место в командном зачете. Правда, напарник его уже успел сойти с трассы и получить травму руки. Долго команда Алонсо на верхних строчках не продержится, однако нервы Mercedes и Ferrari попорттт.

На что еще обратить внимание? Можно поболеть за тайско-британского гонщика Алекса Албона или даже китайца Чжоу Гуаньюй. А можно просто наслаждаться обилием Гран-при: их в этом году аж 23 (могло быть рекордных 24, но китайский этап был отменен из-за ковидных ограничений). В Лас-Вегасе гонка будет проходить на новой трассе, причем это будет уличная трасса, как в Монако.

В технические детали в нашем обзоре мы углубляться не будем, отметим лишь, что каких-то революционных изменений в регламенте не произошло. Ну и пару слов о деньгах. Чтобы оценить, какие финансы крутятся в «королевских гонках», взгляните только на бюджетные потолки (которые когда-то пришлось ввести руководству гонок, чтобы бороться с доминированием богатых команд): 135 млн долларов США — именно столько команда может в течение сезона потратить на техническое оснащение болидов.