Почему Фрида Кало — моя любимая художница

Коммунистка, икона феминизма и представительница яркой мексиканской культуры — вот что мы знаем о талантливой художнице Фриде Кало. Ее портреты можно часто увидеть рядом с Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, а свой образ в кино художница обрела благодаря знаменитой актрисе Сальме Хайек в фильме «Фрида» 2002 года. Что привело Фриду в искусство, как в ее картинах воплощается трагичная история любви и почему она является любимой художницей авторки Динары Сарбасовой — об этом в новой колонке для The Voice Media.

Мое знакомство с творчеством Фриды Кало стало случайным. Мне было 14 лет, и я с чувством голода поглощала тонны информации, чтобы выделяться и казаться более эрудированной и интеллектуальной персоной среди своих сверстников. Но, как и самого обычного ребенка, в подборке документальных фильмов о художниках меня вдруг заинтересовал именно тот, у которого была самая яркая и интересная обложка. Сейчас вы видите ее ниже — обложкой к фильму оказалась работа Фриды Кало под названием «Автопортрет в образе Техуаны».
Цветы, необычное белое одеяние и мелкое изображение мужчины над монобровью девушки. Эта картина на долгие несколько лет врежется мне в память, как и другие работы Фриды, и даст начало моему интересу к искусству — в особенности ХХ века.
Самобытность
Согласитесь, что элементы мексиканской культуры — это не то, что мы привыкли видеть среди достояний мирового искусства даже сегодня. Что уж говорить о середине двадцатого века! Однако талант Фриды и ее трепетное отношение к своим корням позволили всему миру открыть для себя богатство народа Мексики.
Фрида родилась в 1907 году в деревне на окраине Мехико. Может быть очевидным, что именно в небольших поселениях культура и традиции народа живут особенной жизнью. Фрида впитала их с молоком матери. В школе она изучала идеи indigenismo, то есть нового ощущения мексиканской идентичности. Для него характерна гордость индейским наследием и стремление избавиться от колониального представления, что Европа превосходит Мексику. Смелые идеи и любовь к родной культуре нашли воплощение в творчестве и без того яркой бунтарки Фриды.

Так, на картине «Автопортрет с терновым ожерельем и колибри» можно найти множество символов национальной культуры Фриды. Черная кошка за ее левым плечом — символ смерти и невезения. Обезьяну за правым плечом можно считать воплощением мужа Фриды, брак с которым принес ей много страданий. Колибри в верхней части картины символизируют любовь, свободу и жизнь. Но ярких красок они не создают — на контрасте с ними черная птица, свисающая с ожерелья из шипов, придает картине лишь больше трагичности и отчаяния. Шипы, обвивающие шею Фриды, невероятно точно воплощают печаль, скомканную в горле.
Трагичность
Познакомившись уже с одной работой Фриды, можно понять, что ее тяжелая судьба часто встает в центр сюжета картин. Все началось с самого детства: в возрасте всего шести лет художница переносит тяжелую болезнь — полиомиелит, — из-за чего ее правая нога становится короче и худее левой. Поддержка отца и смелый характер девочки помогли справиться ей с насмешками сверстников и добиться среди них статуса.

Но все изменилось, когда 18-летняя Фрида попала в аварию. Автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Даже перечислять травмы Фриды очень тяжело: тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные ребра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленная и вывихнутая правая стопа, вывихнутое плечо. Ее живот и матка оказались проколоты металлическими перилами. Фрида была вынуждена находиться в постели год, но последствия тяжелых травм сопровождали ее до самой смерти.
Находясь в постели, Фрида начала творить. Семья соорудила ей специальный подрамник, а над кроватью они повесили зеркало, чтобы девушка могла себя видеть. Вскоре Фрида стала писать автопортреты. Она сама рассказывала, что предпочитает изображать именно себя — ведь она «является той темой, которую знает лучше всего». Думаю, что ее картина «Сломанная колонна» точнее всех остальных передает ту боль, которую Фриде пришлось испытать. Ее обнаженная фигура символизирует уязвимость, а колонна — сломанный позвоночник художницы. Вызывает она такие же невероятно сильные и тяжелые эмоции, которые сложно описать словами. Гвозди по всему ее телу — чуткое олицетворение этих чувств.

Феминизм
Мне кажется, что творчество Фриды Кало очень важно рассматривать как голос женщины, которая хочет и считает нужным рассказать о своей боли. В своих работах Фрида рушит объективацию женского тела в искусстве. Это больше не объект мужского желания, а самостоятельный субъект, который может чувствовать, выражать взгляды женщины, пропускать через себя боль — о боже! — от аборта, выкидыша или мужского насилия. Такие смелые художественные решения меняли игру в искусстве и позволили арт-феминизму пустить свои корни.

Телесные высказывания на картинах Фриды обретают очень хрупкую, но силу. В пример можно привести ту же «Сломанную колонну». Но я думаю, что особенно хорошо с миссией арт-феминизма справляется работа художницы «Госпиталь Генри Форда». Фрида написала ее в чувствах после нескольких попыток забеременеть от мужа — тоже художника — Диего Риверы. Проблемы со здоровьем в результате страшной аварии становились причиной выкидышей. Именно их последствия изображены на картине: лиловая орхидея, воплощающая образ матки, потерянный плод и сломанный таз. Уязвимость Фриды здесь снова изображается в ее обнаженности, но теперь она усиливается огромной больничной койкой, которая своими длинными ножками отдаляет художницу от внешнего мира.
Любовь
«В моей жизни были две тяжелые катастрофы: одна — когда в меня въехал трамвай, а вторая — это Диего», — Фрида Кало.

Так художница рассказывала о своих отношениях с мужем. Она познакомилась с Диего в возрасте примерно 15 лет: тогда Ривера занимался росписью стен Национальной подготовительной школы, где Фрида на тот момент получала медицинское образование. Судьба свела их снова после аварии. Диего поддерживал художественные начинания девушки. К тому же пару объединяли их общие политические интересы — они оба были коммунистами.

Но и их отношения оказались еще одним пазлом в трагической судьбе Фриды. Она горячо любила мужа, пока тот направо и налево изменял ей и оправдывался тем, что оставался преданным лишь любимой. Свою боль Фрида смогла передать в картине «Всего-то несколько царапин». Она вдохновилась газетной вырезкой об убийстве неверной женщины своим ревнивым партнером. Тот нанес множество ножевых ранений, а в суде защищался фразой: «Но ведь это были всего-то несколько царапин!» Фрида изобразила себя обнаженной (уже знаем, что это означает уязвимость) и пострадавшей от кровавых «царапин», которые ей нанес рядом стоящий Диего. В его руках нож, а на лице — насмешливая улыбка.

В конце концов именно сочетание самобытности мексиканской культуры, глубоких трагических переживаний, феминистских взглядов и неиссякаемой любви делает для меня Фриду Кало особенной. Ее искусство словно приглашает задуматься о собственном пути, о том, что нас формирует, — культуре, боли, силе и любви. Вглядываясь в ее картины, каждый может найти что-то свое, глубоко личное. А что нашли вы?