ChatGPT: угроза для вузов или повод задуматься?В последние годы использование искусственного интеллекта становится всё более популярным в различных отраслях, включая образование. Сейчас студенты используют нейросети, в том числе ChatGPT, для помощи в выполнении домашних заданий, написания эссе и даже дипломных работ. Авторка The Voice Media Жанна Анвари рассказывает о том, как с новыми вызовами в лице чат-ботов справляются университеты.
ChatGPT занимает свою нишу в образованииНейросети — это тип искусственного интеллекта, который позволяет компьютерам функционировать по шаблонам и обучаться на основе предыдущих запросов. Нейронки, как их часто называют, используются в различных приложениях, включая распознавание речи, генерация изображений, анализ данных и многое другое.
Использование нейросетей, в том числе знаменитого ChatGPT, в образовании произвело настоящую революцию — в подходе студентов к выполнению заданий. Эти технологии позволяют обучающимся делать домашку, на которую раньше уходили часы или даже дни, за считаные минуты. Возможность быстро генерировать идеи, находить нужные источники и получать обратную связь на свои письменные запросы изменила процесс обучения для многих студентов.
Искусственный интеллект включает в себя различные технологии, направленные на решение проблем и выполнение задач, которые традиционно требуют человеческого интеллекта. За прошедшие годы произошел значительный прогресс как в программном, так и в аппаратном обеспечении искусственного интеллекта.
Одним из ярких проявлений ИИ в настоящее время является ChatGPT — помощник в написании текстов, который за последний год привлек значительное внимание в самых широких кругах. Этот чат-бот способен генерировать связные письменные ответы на разнообразные запросы и пожелания пользователей. Его эффективность обусловлена моделью машинного обучения, которая использует обширные обучающие данные для прогнозирования содержания на основе предоставленных запросов, в сочетании с языковой моделью, которая создает ответы, напоминающие человеческую речь.
ChatGPT отлично справляется с несколькими задачами, включая обобщение или сокращение информации, создание фикшен историй, генерацию компьютерного кода, перевод текста с одного языка на другой, участие в диалоге. Например, можно попросить ChatGPT «составить глоссарий из 50 слов на тему климата» или «я заинтересован в покупке микрофона. Можете ли вы дать какие-либо рекомендации?» или даже «пожалуйста, просмотрите мою работу и найдите ошибки». Результаты таких запросов могут быть весьма впечатляющими. Однако важно понять, что ChatGPT не обладает подлинными когнитивными или эмоциональными способностями и ему не хватает таких важных человеческих навыков, как критическое мышление и фактчекинг.
Бочка медаЭффективность. ИИ способен помочь в выполнении различных задач, таких как составление электронных писем, создание постов в блогах, написание сопроводительных писем и обобщении статей. Это может сэкономить время в повседневной деятельности и, возможно, даже в преподавании.
Стимуляция мышления. Студенты могут использовать генерируемые чат-ботом тексты для аннотирования, поиска контраргументов во время групповых дискуссий или брейнсторминга новый идей для проектов. Нейросеть может служить инструментом для стимулирования критического мышления и творчества.
Редактура. При правильном использовании ChatGPT может помочь в совершенствовании навыков письма. Это может оказаться полезным как для студентов, так и для преподавателей, повышая качество их работы.
Новый взгляд на задания. Преподаватели могут пересмотреть определение того, что является доказательством обучения в эпоху ИИ. Задания могут быть больше ориентированы на персонализированное обучение, совместную работу, самоанализ и практическое применение знаний в реальных сценариях.
Ложка дегтяНеобъективность. Нейросети опираются на данные, по которым он был обучен, что может закрепить предубеждения, присутствующие в этой информации. Сюда относятся стереотипы и дезинформация, которые в большом количестве содержатся в написанном человеком контенте, который доступен в интернете.
Неравенство. В зависимости от моделей финансирования может возникнуть неравенство в доступе к новым технологиям. Не все могут иметь равные возможности для использования инструментов ИИ, что потенциально усугубляет существующее неравенство в обществе.
Неточности. Генерируемый ChatGPT контент может содержать фактические ошибки, неполные цитаты или неверные выводы. Зависимость от интернета как источника данных для обучения означает, что существует вероятность неточностей в информации, генерируемой ботами.
Университетский взгляд на проблему ИИИспользование нейросетей в образовании вызвало неоднозначную реакцию со стороны вузов. В то время, как некоторые принимают эти технологии и включают их в свои методы обучения, другие обеспокоены возможностью читерства со стороны студентов. Например,
Sciences Po, один из ведущих университетов Франции,
запретил использование ChatGPT, чтобы бороться со списыванием и плагиатом.
Даррен Хик, преподаватель философии в
Университете Фурмана в Гринвилле, Южная Каролина,
привлек к себе внимание тем, что стал одним из первых преподавателей, публично рассказал о факте списывания студентом, который пользовался ChatGPT.
В одном из семестров студент сдал эссе, в котором содержалась информация о философе
Дэвиде Юме, который никак не обсуждался на занятиях. Заподозрив использование ИИ, преподаватель поинтересовался, использовал ли студент чат-бот, и тот признался, что использовал. По словам Хика, нейросети, в частности ChatGPT, являются особой проблемой. Если антиплагиат еще может выявить случаи, когда текст взят из определенных источников, то боты ИИ генерируют оригинальный контент, который нелегко отнести к конкретным авторам или публикациям. Конечно, есть инструменты, которые предоставляют определенное количество косвенных доказательств (об этом ниже), но на этом всё.
В то время как большинство учебных заведений выступают против использования нейросетей студентами, компания
Udemy, специализирующаяся на образовательных технологиях,
предлагает модули для изучения языка, созданные с помощью ChatGPT, чтобы помочь преподавателям иностранных языков в разработке курсов.
Также есть
Duolingo — популярная онлайн-платформа для изучения языков, — где
используется технология ИИ для Duolingo English Test (DET) — онлайн-экзамена на знание английского языка. В тесте используется ChatGPT для генерации текстовых отрывков для оценки понимания прочитанного.
Возвращаясь к университетам, некоторые даже предлагают курсы, обучающие студентов эффективному использованию этих технологий. Например, в
Университете Галилео в Гватемале можно пройти четырехнедельный
курс по работе с ChatGPT и другими популярными инструментами искусственного интеллекта.
Использование нейронок студентами становится всё более популярным, эта тенденция не обошла стороной и Казахстан. Мы пообщались с преподавателями казахстанских университетов, которые постарались прокомментировать возникшую проблему.
Переводчик и преподаватель
КазУМОиМЯ Саят Мұхамедияр.
Какие вызовы и проблемы возникают в вузах в связи с широким распространением нейросетей?
— Появляются как новые возможности, так и новые вызовы. Нерадивые или же, наоборот, продвинутые студенты могут воспользоваться ChatGPT для получения легких оценок. Таким образом, вечное противостояние студентов и преподавателей (кто сможет списать, чтобы это не обнаружили) выходит на новый уровень.
В развитии технологий нет ничего плохого. Просто всё зависит от того, как мы будем применять то или иное новшество. Если же студенты будут использовать ChatGPT для учебных целей, скажем, для моделирования ситуации, получения объяснений исторических событий, для разъяснении грамматики или же для улучшения навыков прямого письменного общения на иностранном языке, то это благо. Но если же студенты выберут [для нейросетей] другое применение, а именно для написания эссе, курсовых, дипломных работ и проектов, то со временем они слишком привыкнут к этому, что, соответственно, будет им во вред. Ведь они утратят или не смогут развить собственные способности к умственному труду, просто станут придатком к ChatGPT. Даже если они и смогут получить диплом, навыков и знаний, соответствующих их квалификации, у них не будет. Это всё будет влиять на их последующую карьеру и жизнь в целом.
Как вы выявляете тексты, написанные с помощью нейросетей?— Самый быстрый способ — это использовать уже готовые инструменты, типа
OpenAI API Key, который как раз и предлагают сами же разработчики ChatGPT для выявления такого рода текстов. Это закономерно, что с появлением такого инструмента, как ChatGPT, появятся и средства для защиты или противодействия ему.
Ну еще не забываем, что всегда можно спросить самого студента. Мы знаем его прошлые работы, его стиль письма и так далее. Когда он подает работу, написанную на совсем другом уровне и не свойственными ему словами и выражениями, то это сразу же вызывает подозрение. К тому же, как преподаватель письменного перевода на казахский язык, я могу точно определить текст, написанный человеком и составленный машиной. Так что технологии в этом плане еще не совершенны.
Какие преимущества и ограничения существуют при работе с нейросетями в учебном процессе?— Нейросети — это хороший партнер для изучения иностранного языка. Вы можете использовать его в качестве друга по переписке, для подготовки к устной части экзаменов. Даже учителя смогут использовать ChatGPT в качестве ассистента, который отвечает на вопросы студентов по грамматике, генерирует тексты для чтения или же подбирать примеры. Возможностей много, всё еще развивается, и пока не видно пределов.
Лимит, наверное, в том, чтобы этот инструмент был только подспорьем в учебе, а не полностью заменил учителя или же студента. Если все переложат свои обязанности на ИИ, то это приведет к фарсу, когда вместо учителя преподает компьютер, а учиться и делает задания тот же компьютер.
Доцент
КНУ Мямешева Галия
Какие вызовы и проблемы возникают в вузах в связи с широким распространением нейросетей?
Новые открытия, изобретения всегда несут, кроме возможностей, и определенные риски. Так было на протяжении всей истории человечества.
Информация про ChatGPT, который вместо студента Российского государственного гуманитарного университета Александра Жданова написал дипломную работу за 23 часа и показал оригинальность текста 82%, хотя и был оценен удовлетворительно, в первую очередь, поднимает проблему надежности существующей системы антиплагиата. Находчивые студенты также «могут поручить» выполнение своих СРС, эссе, дипломных и выпускных работ ИИ.
Современное цифровое поколение с клиповым сознанием, с формально-образным мышлением, пережившее пандемию и дистант не всегда высокого качества, теперь пришло в вузы. Оно может оказаться еще менее приспособленным, адаптированным к реальной жизни, чем их предшественники. А реальная жизнь требует понятийного, стратегического мышления, осознанности, лидерских качеств, ответственности. Хотелось бы, чтобы глубокое обучение нейросетей не привело к усугублению поверхностного мышления у молодых людей .
Неприспособленность к миру может усилить депрессивные состояния молодежи, а цифровой кокон, который формирует ИИ, может даже привести к отказу от жизни.
Факт суицида (самопожертвования ради спасения экологии планеты) бельгийского ученого после общения с нейросетью Элайза только подтверждает это. А с недостаточно устойчивой психикой подростка риски только возрастают.
Какие преимущества и ограничения существуют при работе с нейросетями в учебном процессе?Нейросети обладают машинным зрением (идентифицируют и создают изображения), распознают живую речь, обрабатывают тексты, оказывают сервисные услуги (следят за пользователями соцсетей). То есть задачи, решаемые ИИ, полезны человеку. Все будет зависеть от того, кто и как использует достижения IT-революции на современном этапе. Экспертом всегда будет человек, нейросети будут помощниками и ассистентами. Творцом всегда будет человек, хотя креативные способности у нейросети есть.
Преподавателю нейросети могут автоматизировать рутинную работу (оформить отчеты, инструкции), помочь с креативными решениями ( подбросить идеи), создать новые картинки для презентаций.
Ученому и студенту нейросети могут помочь в подборе литературы по определенной тематике, выполняя функции каталогов и реферативных журналов. А также собрать исходный материал по теме, который потом необходимо осмыслить и проанализировать человеку.
Ограничения при работе с нейросетями – это недостаточная информированность о них у преподавателей и части студентов, отсутствие навыков работы с ними. Для ликвидации функциональной неграмотности в этом вопросе, можно проводить обучающие курсы по работе с ИИ для преподавателей и спецкурсы для студентов.
Какие инструменты или методики используются для обнаружения плагиата, особенно при использовании нейросетей?
Для этого можно использовать три системы:Внешние инструменты — системы антиплагиата. Они бывают разными: одни из них ориентированы на выявление процента оригинальности текста, а другие — на обнаружение разной степени подобия. Проверка проводится на разных уровнях: интернет-ресурсах, базах данных республиканских вузов, открытых базах данных мира по культуре и науке (
RefBooks), юридических актов (БЮА). Внутренние инструменты — сильная мотивация и ценности. Можно сделать ставку на осознанность, кодекс чести и этику студента. Педагогические инструменты — методика обучения, основанная на принципах андрагогики (наука обучения взрослых людей), партнерства, хьютагогики (концепция самостоятельного обучения взрослых) и фасилитации (набор инструментов и практик, которые позволяют эффективно организовать групповое обсуждение). Всё это позволит стать студенту заинтересованным в результатах своего обучения и в достижении своих профессиональных и личностных целей.