Греческий паспорт и листья табака

Беседа с Георгием Иорданиди — руководителем Ассоциации греческих обществ Казахстана о том, каково было расти ребенком депортированных

19 мая 2023

Дизайн обложки: Катя Эл
Иорданиди Георгий Константинович — руководитель Ассоциации греческих обществ Казахстана и регулярный представитель греческого сообщества в Ассамблее народа Казахстана. Его предки относятся к понтийским грекам. Они жили на территории Греции, которая тогда была частью Османской империи. Когда начался геноцид греков 1914–1923 годов, семья отца Георгия Константиновича переселилась на Кубань, на побережье Черного моря. Журналистка The Voice Media Айзере Малайсарова поговорила с Георгиев Константиновичем о том, как его семья сохраняла греческую идентичность в те трудные времена.
В годы Большого террора советских греков обвинили в сговоре против устоев государства. В ходе «греческой операции» силами НКВД в 1937–1938 годы было репрессировано более 22 тысяч человек.

— Когда расстреляли деда, моему отцу было 12 лет. К началу войны ему было 16 лет. В 1942 году первая группа греков была выслана в Казахстан из Кубани. Отца сразу выслали в Алматинскую область, потому что его род — известные табаководы. Маму в возрасте 13 лет выслали в Кокчетавскую область, село Зеренда (ныне Акмолинская область — Авт.). Может быть, из их клана кто-то попал в Табаксовхоз (ныне село Панфилово, Алматинская область — Авт.), и она тоже.
Фото из личного архива Георгия Иорданиди, дизайн Кати Эл
Как вспоминает Георгий Константинович, бабушки и прабабушки говорили ему: «Внучок, нам-то повезло: нас летом переселяли, а чеченцев — зимой». В Табаксовхозе проживали представители 28 национальностей, в основном депортированных. Директор совхоза Петр Федорович Томаровский был хорошим хозяйственником: не кичился своим положением, спокойно разговаривал, защищал своих работников. И люди к нему относились так же. Во время войны руководство поставило план: через год дать фронту табак — стратегическое сырье для армии. И эту задачу совхоз выполнил:

— Мы начинали вязать табак (нанизывать листья табака на шнуры для сушки — Авт.) с шести лет. Мама брала нас на работу, потому что детей репрессированных не принимали в детский садик. Летом в 7–9 классе мы получали больше, чем родители. Один шнур табака стоил 20 копеек. Я в 14–15 лет с утра до вечера мог нанизать 30–40 шнуров. В месяц зарплата могла быть 200 и более рублей, потому что мы были временными работниками. Родители получали около 150 рублей. Поражало другое: как детям разрешали работать в таких вредных условиях труда? Мы-то с детства с этим соприкасались, вся атмосфера вокруг села пропахла табаком.
«В месяц, когда меня выгоняли, он не получал сверхплановой надбавки, которая была выше, чем вся его зарплата в этот месяц»
Отец Георгия Константиновича в совершенстве владел турецким и понтийским языками. Его мать говорила только на эллинском (греческом), но сохранить родной язык в Советском Союзе было практически невозможно.

— Нам, детям, категорически было запрещено разговаривать в школе на греческом языке. Меня три-четыре раза исключали из школы на две недели, если дежурные по школе [доносили]. Исключили, ладно, я потом догонял. Беда была в другом. Наказывали не только меня, наказывали отца, который работал. В месяц, когда меня выгоняли, он не получал сверхплановой надбавки, которая была выше, чем вся его зарплата в этот месяц.

Кроме того, семья Иорданиди были греческими подданными и наличие греческого паспорта во многом осложняло жизнь молодого Георгия.

— Во-первых, в 14 лет меня не приняли в комсомол, хотя я был одним из лучших учеников Алматинской области. Иностранец не мог учиться на военной кафедре, и перед поступлением в университет мы с мамой и председателем сельсовета поехали в КГБ. Мама отказалась от греческого гражданства — ей в течение месяца выписали советский паспорт. Я написал заявление, что при достижении 18 лет обязуюсь взять советское гражданство. И я поступил на физический факультет Казахского Государственного университета имени Кирова (ныне КазНУ имени Аль Фараби — Авт.), который успешно окончил в 1969 году, с отличием сдав все государственные экзамены и дипломную работу.
Несмотря на отличные оценки и направление в аспирантуру, у него это направление забрали и отправили отрабатывать диплом три года в сельской школе в Кокшетауской области (область существовала с 1944 по 1997 годы, затем была упразднена и вошла в состав Северо-Казахстанской области, а в 1999 году часть территорий вошли в состав Акмолинской области). Георгий Константинович остался этим недоволен: он как преподаватель физики по образованию мог работать в любом институте, а не в школе. Тем не менее после отработки он вернулся в Алма-Ату, защитил диссертацию и состоялся как ученый. Помимо профессии он много занимался общественной десятельностью. Как он сам говорит: «Общественная деятельность всегда сопровождала советского человека». С самого детства он вызывался помогать другим, а работая в университете, был заместителем декана по работе со студентами. Когда в 1989 году начали создаваться первые этнокультурные объединения, активная жизненная позиция позволила ему представлять греков Алматинской области.

— Мы создали общество греков Алматы и Алматинской области «Эос». Председателем выбрали известного архитектора Спиридона Георгиевича Космериди. А меня в области многие знали, и я представлял область. Общество греков Алматинской области «Элефтерия» появилось в 2003 году. Я создавал общества в тех селах, где было много греков: в Енбекшиказахском районе — город Есик, в Талгарском районе — село Панфилово. Принимая участие во всех сессиях Ассамблеи народа Казахстана, делал предложения для плодотворной работы этой общественной организации, необходимой для нашего многонационального Казахстана. Я один из немногих, кто все эти годы проводит мероприятия под девизом «Мы казахстанцы». На греческие и казахстанские праздники приглашаю до десяти и более этнокультурных обществ.

На вопрос, что же его мотивирует продолжать работать для общества, Георгий Константинович отвечает: «Я всегда помнил тот момент, когда меня выгоняли из школы за язык. За эти 30 лет я взвалил на себя большую ношу, тратил мною заработанные деньги и работал на общественной ниве не покладая рук, чтобы народ Казахстана соприкоснулся с греческой культурой. Тогда я выбрал себе девиз: даже если один грек останется в Казахстане, греческий дух должен присутствовать на казахской земле, потому что уже четыре поколения греков родились, живут и работают во славу нашей родины — Казахстана».