Художник Дамир Мухаметов: «Мне интересно, как эти традиции могут проявляться в современном обществе»

Беседа о поездке в Жаркент и осмыслении своей этнической идентичности в большом городе.

18 мая 2023

Фото Александры Чуркиной
Мультидисциплинарный художник из Алматы Дамир Мухаметов в прошлом году представил видеоработу «Шумовой этюд» и выставку «Бытовой утюг», в которых он через визуальное искусство изучает городскую культуру, повседневность и взаимоотношения людей. Айсулу Тойшибек поговорила с Дамиром о том, как его сложная этническая идентичность находит отражение в его работах и недавней поездке в Жаркент.
Окна небольшой мастерской на восьмом этаже выходят на Кенсайское кладбище. Вид из окна стал одним из ключевых моментов выбора места под мастерскую, хотя сейчас в ней стало тесновато: для больших форматов пора искать помещение побольше, признается художник Дамир Мухаметов. Недавно он вернулся из двухдневной поездки в Жаркент, в которую его пригласила художница Гузель Закир, которая занимается изучением уйгурской идентичности.

— Мы снимаем небольшой мини-док про художницу Гузель Закир. Она пригласила нас присоединиться к празднованию Чечек-байрам. Мне в этой поездке было интересно то, что мой отец всегда говорил: мы поедем в Жаркент — тогда еще город носил название Панфилов. Но как-то мы с ним туда не попадали, и мне было интересно посмотреть, что это за место.

Алматинский художник родился в небольшом городке, в пригороде Алматы. Он вырос в полиэтничной семье, в которой соединились уйгурская, украинская, русская и марийская культуры.

— Я бы не сказал, что я вырос в русской семье, но у меня русская мама, и я вырос в городе современного Казахстана, в Алматы. А родился в пригороде — в Кизе. Это такой поселок, сейчас он называется Алмалыбак, а за ним есть еще поселок Жалпаксай. Отец мой уйгур, но это тоже такая межнациональная семья. То есть по отцовской линии уйгуры и марийцы, а по маминой линии украинцы и русские. И с отцовской стороны, оказывается, еще татары есть.
Фото Дамира Мухаметова
Рассказывая о том, каким было его детство, он вспоминает, что в то время царила космополитическая атмосфера, в которой вопрос об этнической принадлежности не звучал:

— Мои родители познакомились на АХБК (Алматинский хлопчатобумажный комбинат — Авт.), они вместе там работали. Когда мне было три года родители развелись, отец запил, мы переехали первый раз в город, потом, когда мне было шесть лет, переехали обратно в Киз, потому что были, наверное, какие-то финансовые трудности у мамы. Семья отца всегда была открыта нам. Они всегда были готовы принять обратно. Мы часто ездили в Киз — на все каникулы, на праздники. <...> Знаешь, у нас в колледже не было баскетбольной команды, я играл за другой колледж, а там предложили еще за одну школу сыграть. И вот один раз, выступая за аксайскую школу, мы играли с другой аксайской школой, которая, как я потом узнал, была уйгурская. Интересное ощущение было. Как будто я играю, знаешь, с очень странно похожими на себя людьми. Потом мы уже сели на скамейку, и так получилось, что рядом сидит эта команда, и один толкает меня, типа: «Братан, ты же уйгур, да?». Я такой: «Ну вроде да». Он в ответ: «А у нас вот — школа уйгурская». Я смотрю: там просто много людей, и они все друг на друга похожи. Странное ощущение было.

«В доме Мурат-ака, я бы сказал, было

по-человечески тепло с уйгурскими тонами»

Когда Дамир попал в Жаркент — место, где богато представлена уйгурская культура, то понял: его семья хранила традиции, которые он, в силу возраста или других причин, не всегда замечал.

— На тот момент, я не могу сказать, что семья была конкретно уйгурской, но когда я попал в Жаркент, то понял, что семья отца сохранила эти традиции, но как-то по-новому, как-то по-кизовски уже. В поездке в Жаркент мы посетили село Чулакай, так вот, у них чулакайская традиция. Думаю, если попасть в Султан-Курган, то там будет султан-курганская традиция. И мне интересно на это смотреть с точки зрения того, как эти традиции могут проявляться в современном обществе. То есть не хочется, радикализировать для себя этот вопрос, потому что я все-таки вырос в городе и пытаюсь здесь оставаться для того, чтобы помогать формировать современную среду в обществе через оптику культуры и искусства.

В поездке художник почерпнул для себя много нового, но на уровне ощущений всё это было очень знакомым. Эту поездку он принципиально не называет исследованием, а чем-то более личным:

— Для меня это не было исследованием. Для меня это было переживанием чего-то не пережитого. Хотелось посмотреть, как здесь может открыться генетическая память. Было интересно, что горы находятся, во-первых с левой стороны. Опять же, я об этом слышал от отца, но, попав туда, узнал, что это такое. В Жаркенте есть река. Интересно было услышать, что многие уйгуры, которые оказались там еще в тысяча восемьсот восемьдесят каком-то году, приплыли на пароходе. Сейчас смотришь на эту реку, и сложно представить, что по ней когда-то ходил пароход.
Общаясь с местными, Дамир узнал о родовом имени его семьи, которое передается из поколения в поколение.

— Я расскажу небольшую историю про человека, которого в его среде величают Сельсоветом. Это такая кличка, и я узнал, что в их среде есть родовые клички, и вот его кличка Сельсовет. Очень интересно то, как он соответствует ей. Вот мы приехали в конкретную семью конкретного аула, так скажем, были гостями в их семье, потом вечером пришли уважаемые люди, которые рассказали про историю этого места. Прежде я вышел на улицу, поздоровался с ними, нас познакомил Мурат-ака — Сельсовет. Они начали спрашивать, типа выглядишь как-то непонятно, какой национальности. Я говорю, что уйгур, есть жаркентские родственники. Они такие: «А, сейчас разберемся… Кто твои родственники?» Я чуть удивился, говорю, что вот я Мухаметов, отец мой Серик, но для них это практически ничего [не говорило]. Потом уже, когда перешли к празднованию, оказалось, что буквально пара тегов (ключевых слов — Авт.) в духе, кого еще знаешь среди родственников, и оказывается, что музыкант, который там был, учился с моим двоюродным дядей, если я не ошибаюсь, в Ташкенте. Потом, когда до кличек доходит, они рассказали про эту традицию, и он сам мне говорит, что «Таз твоя кличка родовая». А мне отец так говорил, что дедушка — Таз. Только он не говорил, что это кличка или что-то типа того, он просто сказал, что деда называли Таз. Получается, что я наследую эту кличку, — объясняет Дамир.

Благодаря Сельсовету — его, к слову, зовут Мурат — Дамир и еще одна участница поездки смогли посетить своих родственников в Жаркенте. Он смог найти их с минимумом информации и отвез гостей к ним домой.

«Я попал в Жаркент и ощутил тональность и густоту

традиции конкретной, но интуитивно многие из этих вещей я понимал.

Я увидел, как традиции проявлены в высокой концентрации»

По словам Дамира, этно-культурные центры могут быть актуальным и важным звеном в жизни современных казахстанцев, помогая обрести чувство принадлежности и стать дополнительной опорой в поисках собственной идентичности. В то же время важно не допустить чрезмерной экзотизации традиций, убежден он:

— Очень жаль, что я не попадал в такие центры, когда стоило, потому что во время этого развития, как раз таки было бы важно почувствовать причастность, если уж не по месту жительства, то по роду. То, что там воспитываются традиции, которые не воспитываются в семье, это огромный вклад в судьбу конкретного человека или этой народности на этой территории. <...> Но в то же время экзотизация, которая происходит в медиа, — это опасная штука, как по мне. Традиция — это хорошо, но эта традиция была в конкретном времени. И переживать этот опыт сейчас, с одной стороны, интересно, а с другой стороны, хочется осознать эту традицию здесь и сейчас, срастить ее как-то со временем, потому что иначе это какой-то аттракцион, в который ты попадаешь, переживаешь это всё, а потом оставляешь этих людей с этим аттракционом. И со временем с этим аттракционом происходит всё то, что происходит с аттракционами, — заключает художник.

Работа с персональной выставки художника «Бытовой утюг»
Фото Александры Чуркиной
Взаимодействие с семейной памятью легло в основу его новой работы «Таз», с которой Дамир участвует в промежуточной групповой выставке «утопия №5» курса Re-practise от «Целинного».

— Для меня ключевым в этой работе является авторство и рефлексия относительно последних событий в моей жизни. И авторство в этой работе указано — Barri Kudaiberdy. Это фамилия и имя моего деда, которого я всегда знал, как Бориса Мухаметова. По мере того, что я узнавал из рассказов своих теть, выяснилось, что он поменял имя и фамилию, чтобы скрыться от своего деда, от которого он бежал из-за различных обстоятельств. В этой работе мне интересно сопоставить два пространства — цифровое и реальное, подумать об ауре вещей, истории вещей, — объясняет Дамир Мухаметов.
Плита, найденная художником на автобусной остановке, стала центральным объектом групповой работы «утопия №5»