Наиболее обсуждаемая тема — это вопросы инклюзивного школьного образования, адаптация детей с ограничениями физического и ментального здоровья. До недавнего времени одним из методов решения вопросов школьного образования для людей с ограничениями по здоровью был переход к домашнему обучению, что не всегда давало возможность поступать в вузы.
Инклюзивное высшее образование — важный аспект в современной образовательной системе, которая стремится создать равные возможности для всех студентов, включая тех, у кого есть физические или когнитивные ограничения.
Одними из первых, кто начал внедрять политику равного доступа к обучению всех слоев населения, были страны Европы. Этот вопрос вошел в число основных при ведении социальной политики. Несмотря на схожесть систем образования, развитие и внедрение инклюзивного образования в европейских странах проходило по-разному. Наиболее успешными стали кейсы Великобритании и Швеции, которые смогли реализовать образовательные программы для людей с ограничениями по здоровью. С конца 1990-х университеты Британии и Швеции были полностью переоборудованы и обеспечены тьюторами, которые могли оказывать поддержку студентам-инвалидам.
Согласно исследованиям, студенты с ограничениями по здоровью оказывались такими же успешными на рынке труда, как и другие. Показатели уровня образования, готовности поддержки администрации вузов — примеры того, как можно развивать инклюзию в стенах учебных заведений.
Возможность получить качественное высшее образование в Казахстане — неотъемлемое право каждого человека, и в этом направлении государство предпринимает значительные усилия для обеспечения инклюзии в сфере высшего образования.
Государственная политика и реформы образования направлены на создание более доступной и поддерживающей среды для всех студентов. Введение специальных программ, адаптированных учебных материалов, обучение преподавателей по принципам инклюзивного образования и обновления физической инфраструктуры — всё это способствует созданию инклюзивных условий в вузах Казахстана.
Однако несмотря
на принятые поправки в Закон об инклюзивном образовании (внесены в 2021 году) и активное вовлечение гражданских активистов в развитие темы инклюзии в учебных заведениях, встречается ряд проблем, с которыми студенты с ограниченным здоровьем сталкиваются в процессе обучения. Это может быть связано с недостаточной осведомленностью администрации и преподавателей об инклюзивных практиках или с несовершенством физической инфраструктуры вуза.
Тем не менее одной из главных задач перед МОН РК стоит увеличение грантовых мест и улучшение в вузах условий для людей с особыми образовательными потребностями.
Одним из позитивных кейсов можно выделить ALMAU — один из первых вузов в стране, который обеспечил комфортный доступ к университетской инфраструктуре (пандусы, лифты, спецтуалеты, парковка, система Брайля, специально настроенный экран и звук компьютеров в библиотеках и аудиториях).
Мы обратились к проректору по глобальному партнерству Айгерим Кауменовой прокомментировать нам развитие инклюзивного образования в стенах университета:
«В нашем университете полная возможность организовать учебный процесс для людей с ограничениями по здоровью: для этого была выстроена специальная инфраструктура в стенах здания и обеспечен доступ ко всем учебным материалам. Наша позиция в этом направлении позитивна, и мы с радостью принимаем в наши ряды студентов с особыми потребностями в образовании. Безусловно, все студенты равны, никому особые требования не предъявляются. Принцип образования состоит в том, что у каждого есть на него полное право. Инклюзивное образование — это одно из направлений нашего сотрудничества с особенными людьми. В настоящее время у нас обучаются четырнадцать студентов — инвалидов I и II группы. Двое выпустились в этом году. Кроме того, в рамках проекта «НЕограниченные возможности» (система грантов для ЛОВЗ) Высшей школы бизнеса, у нас — двое слушателей курса».В Казахстане активно ведется работа по развитию инклюзивности общества, начиная с внедрения инклюзии в школе и адаптации образовательных программ согласно требованиям по состоянию здоровья, заканчивая реконструкцией зданий — под возможности учится людям с ограничениями по здоровью.
Однако не все вузы могут принять таких студентов, и трудность больше в том, что нет готовности принять их физически, при этом дистанционное образование доступно каждому. Но не стоит отменять того факта, что принцип инклюзии состоит как раз таки в адаптации каждого члена социума в активную общественную жизнь.