Другой театр

Что такое «инклюзивный театр», как он работает в Казахстане и почему это важно не только для тех, кого мы называем людьми с особенностями, рассказывает драматург, театральный обозреватель и автор телеграм-канала «Оля ведет в театр» Ольга Малышева.

15 февраля 2023

Фотография со страницы «Действие буквально» в Фейсбук

Первой заметной точкой отсчета для становления инклюзивного театра в Казахстане можно считать февраль 2017 года, когда на Алматинском театральном фестивале «Откровение» прошел инклюзивный мастер-класс. В нем участвовали артисты из разных театров страны, а также подростки и взрослые с ментальными особенностями — аутизмом и синдромом Дауна. Провел мастер-класс петербургский театральный режиссер и педагог Борис Дмитриевич Павлович, который является одним из основателей инклюзивных проектов на базе БДТ.

Всего лишь шесть лет назад это было еще совершенно новым и почти незнакомым театральным направлением в нашей стране, но именно эту дату, 4 февраля 2017 года, считает своим днем рождения инклюзивный театр «Действие буквально», большую часть труппы которого составили участники именно того мастер-класса.

Сегодня в «Действии буквально» почти два десятка артистов: часть из них — профессиональные актеры алматинских театров, другая — взрослые люди с ментальными особенностями. Режиссер театра Катя Дзвоник уже давно предлагает не делить труппу на профессиональную и любительскую части: за годы работы в театре каждый «непрофессионал» получил полноценную подготовку, не хуже чем в творческом вузе. В репертуаре два спектакля: «Вавилонская башня» и «Той», которые регулярно можно увидеть на различных городских театральных площадках, потому что своего зала у театра нет. Кроме того, «Действие…» создает перформансы, участвует в коллаборациях с зарубежными коллегами (география партнеров от Германии до Японии) и даже принимает участие в съемках документального и игрового кино.

Другой профессиональный инклюзивный театр работает в Астане. Его основал столичный активист Арнур Искаков. Он сам передвигается на коляске и занимается защитой прав людей с ограничениями по здоровью. С 2021 года театр «Қанаттылар» работает на базе государственного театра «Жастар»: артисты проводят тренинги для коллег с инвалидностью и совместно создают спектакли.

Труппа «Қанаттылар» объединила людей с нарушением слуха и зрения, а также тех, у кого инвалидность связана с передвижением. Такая смешанная команда — это настоящий челлендж для режиссеров и педагогов, но театр открыл уже свой второй сезон. А в минушем декабре спектакль «Қыз жылаған» получил награду «Сыншылар жүлдесі» объединения театральных критиков в номинации «Проект года». В отличие от алматинского независимого «Действия буквально», «Қанаттылар» как партнеры «Жастар» активно поддерживаются городским акиматом и министерством культуры, что для молодой труппы и огромная удача, но и большая ответственность.

Важность «Действия буквально» и «Қанаттылар» не только в их культурном и социальном месседже. Есть еще и другая, не менее значимая составляющая: артисты этих театров имеют оплаченную работу. И хотя в Казахстане существует масса госпрограмм по трудоустройству людей с особенностями, на практике это всегда непросто. А здесь яркий прецедент: артисты с разными формами инвалидности имеют возможность работать в культурном секторе и зарабатывать.

Кроме профессиональных инклюзивных театров, есть и отдельные студийные проекты. В Алматы пластический театр Il Silenzio выпустил спектакль «Амплитуда тишины», в создании которого участвовали слабослышащие. Часть повествования в спектакле транслируется актерами через жестовый язык. Да, пока на сцену слабослышащие актеры не выходят, но в планах команды создать инклюзивную труппу специально для этого спектакля.

В Семее на базе подростковой театральной студии «Четвертая стена» тоже есть инклюзивные работы. Педагог студии Инна Семененко взяла за основу творческие методы «Действия…» и вместе со своими студентами, в том числе особыми артистами, занимается театральными практиками.

В Астане, кроме «Қанаттылар», есть и любительский инклюзивный театр «КИТ». Это студия, которая сотрудничает с народным молодежным театром «Современник». «КИТу» уже шесть лет. Он начинался как студенческий, а сейчас участвовать в тренингах и спектаклях может практически любой желающий.

На этом моменте можно возразить: как же так, ведь театры и театральные кружки существуют на базе практически любого фонда, который занимается поддержкой людей с особенностями. Но обозначим важный нюанс: не следует путать такие понятия, как «инклюзивный театр» и «особый театр».

А разница в том, что особый театр — это про вовлечение людей с осбенностями в культурный процесс, а инклюзивный — про вовлечение в общественный. Речь не о том, что один лучше или хуже другого. Это просто разные аспекты одного явления. Инклюзия — это более тесный обмен. Каждый, кто занимается инклюзивным театром, может рассказать миллион историй, как инклюзия меняет жизнь.

Особый театр в Казахстане тоже есть. К примеру, в Петропавловске на базе национального Дельфийского комитета работает театр танца Sensitive, все артисты которого — люди с нарушениями слуха. Театр вырос из известного в регионе хореографического ансамбля, сотрудничал с местными государственными театрами — имени Погодина и имени Муканова.

Казахстан, к сожалению, пока не та страна, где мы можем говорить о стропроцентно доступной среде в быту или на улице, не говоря о творческих процессах. Даже те театры, о которых идет речь в этом текста, не всегда могут быть удобны, к примеру, людям с физическими ограничениями. Но для своего маленького сообщества внутри инклюзивной театральной команды они создают мир без барьеров. На это нужно время: иногда требуются месяцы, а иногда — годы. В результате рождается самое ценное: ощущение равных прав и свобод, готовность к взаимовыручке не только на сцене, но и в бытовых ситуациях, чувство партнерства и настоящая дружба. А самое приятное, что это внутреннее ощущение стремительно передается наружу — зрителям. Если вы еще не были на спектаклях инклюзивного театра — можно просто попробовать прийти и увидеть все своими глазами.