Топ-5 казахстанских анимаций от режиссера Ивана Ардашова

Анимация в Казахстане началась с выхода первого мультфильма «Почему у ласточки хвост рожками» (1967). С тех пор прошло уже 57 лет, и за это время отечественные мультфильмы успели полюбиться зрителям всех возрастов. В них переплетаются казахские традиции, народные сказки и современные темы.
Какие мультфильмы стали любимыми у казахстанцев? Как развивалась анимация в эти годы? Об этом авторка The Voice Media Мадина Нуркина поговорила с режиссером и продюсером творческого объединения «Реанимация» Иваном Ардашовым.

Режиссер, художник, продюсер творческого объединения «Реанимация», магистр искусств, профессор практики Школы медиа и кино AlmaU Иван Ардашов рассказал о своих любимых анимационных фильмах Казахстана.

«Дастархан» (1988)
Режиссер: Тамара Муканова

Этот мультфильм я считаю абсолютной классикой. Он важен лично для моего творчества тем, как неожиданно и смело подходит к художественным решениям. Визуальные образы здесь настолько нестандартные, что запоминаются сразу и остаются с тобой надолго.

Мне нравится то, как ловко в фильме передана традиция гостеприимства: с легкой ноткой фарса, но такой доброй и искренней, что она только усиливает обаяние истории. Финал, где все герои вознаграждены, оставляет светлое чувство завершенности и радости. А музыка здесь — отдельный герой. Она цепляет с первых нот и долго не отпускает, как будто сама начинает жить в твоей голове, и ты непроизвольно мурлычешь ее снова и снова.

Остаюсь в рамках эмоций и общих слов, потому что этот фильм я действительно обожаю и мне хочется разбирать каждый кадр отдельно. Композиционные и монтажные решения в нем, на мой взгляд, выверены до мелочей. Но что особенно выделяет этот фильм — его экспериментальный характер. Здесь используются смелые художественные приемы, которые актуальны даже сегодня — спустя десятки лет. Все в нем дышит свободой творчества и поиском новых форм.
«Мақтаншақ қыз» (2012)

Режиссеры: Рамиль Усманов, Куат Коныркулжаев, Юлия Тхай

На самом деле казахстанская анимация может смело экспериментировать с формой и содержанием, и «Мақтаншақ қыз» — яркий тому пример. Он привлекает внимание своей формой, оставаясь в рамках сюжета классической сказки и наполняя ее озорным духом и легкой дурашливостью, что нехарактерно для наших традиционных детских историй.

Визуальный стиль сразу же бросается в глаза: персонажи далеки от идеала, что делает их по-настоящему живыми и человечными. Честно говоря, герои не красивые в привычном смысле, но в то же время они безумно обаятельны. Именно в этом контрасте и заключается особое очарование фильма.

«Мақтаншақ қыз» наглядно показывает, как смелый подход к традиционным сюжетам может обогатить культурное наследие и предложить зрителям свежие впечатления.
«На птичьих правах» (2021)

Режиссер: Анита Черных

Дипломная работа выпускницы Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова Аниты Черных представляет собой новое направление в современной независимой анимации Казахстана. Фильм демонстрирует синергетический и эклектичный подход к анимации, где каждая деталь создает уникальный эмоциональный опыт — от визуальных образов до музыкального сопровождения, где «Дос-Мукасан» соседствует с IHI.

Эта работа получила признание на международных фестивалях, особенно в Центральной Азии, и стала манифестом новой формы анимации. Фильм отходит от канонов традиционного анимационного подхода, стремясь передать образы новыми средствами, не ограничивая анимационное искусство рамками техники. «На птичьих правах» символизирует стремление к свободе выражения и экспериментам в анимации.

Однако, несмотря на свою популярность, мультфильм пока не доступен для широкого просмотра, так как имеет фестивальный статус и не был выпущен в открытый доступ.
«Күншіктер» (2023)

Режиссеры: Седа Бабаян, Асия Биккулова

«Күншіктер» — детский анимационный сериал, созданный независимой студией Tasqyn Studio и доступный на YouTube. Этот проект выделяется высоким качеством во всех аспектах — от продуманного сценария до проработанных персонажей и тем. Сериал демонстрирует, что индустрия казахстанской анимации со временем сможет не только сформироваться, но и достигнуть уровня мировых стандартов.

Сюжетные линии затрагивают важные темы, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта у детей. Персонажи учатся договариваться, выстраивать свои границы, уважать старших и знакомятся с традициями своей страны.

Что касается стилистики, «Күншіктер» привлекает яркими и светлыми образами, качественным дизайном персонажей и фонов. Авторы умело интегрируют национальные элементы, сохраняя атмосферу и колорит, но не перегружая ими повествование, что позволяет избежать ощущения навязчивости. Это делает сериал легким и приятным для восприятия широкой аудиторией.

В сериале заложен большой потенциал для последующего развития. Его формат может использоваться для обучения, создания дополнительного мерча и выхода казахстанских анимационных сериалов на мировой рынок.
«Birgé» (2024)

Режиссер: Мадина Тажбагамбетова

Birgé — студенческая работа Мадины Тажбагамбетовой, студентки Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова. Этот фильм продолжает развитие нового подхода к анимации, характерного для студенческих проектов, и акцентирует внимание на чувственных и ассоциативных образах. Он играет с форматом анимации, создавая синергию между абстракцией и кинематографическими приемами.

Для меня этот фильм — пример метапроизведения, которое опирается на эмоциональное состояние зрителя и создает историю прямо в его сердце. В то же время Birgé раскрывает актуальные темы эмансипации, эмоциональной свободы и любви, что делает его особенно значимым в контексте современного искусства.

Фильм был представлен на международных фестивалях, включая MAX3MIN, Almaty Animation Festival и Lift-Off Filmmaker Sessions, где он получил положительные отзывы за инновационный подход и глубокое содержание. Однако мультфильм пока не доступен в открытом доступе для широкой аудитории, так как у него фестивальный статус.