Из топ-менеджера в предприниматели: опыт открытия бара Jerry’s в Алматы

В этом интервью мы поговорили с основательницей бара Jerry’s Верой Цой, которая решилась оставить успешную карьеру в корпоративном мире ради открытия собственного заведения. Вдохновляющая история о том, как желание творить, устав от рутины и выгорания, привело к созданию уютного семейного бара, где каждый коктейль — это результат многолетнего опыта и искренней любви к делу. Узнайте, каково это — работать бок о бок с супругом, сталкиваться с непредвиденными трудностями и не терять мотивацию на пути к успеху.
Вера, как вам пришла мысль открыть бар?
В каком возрасте вы решили уйти из найма?

Мне всегда хотелось попробовать себя в бизнесе, предпринимательстве, потому что очень не люблю рано вставать и рутинную работу, а сознательная мечта-цель открыть кофейню появилась в возрасте 30 лет. Мы начали работу над Jerry’s, когда мне было 35.С детства родители вкладывались в мое образование, учеба была всегда в приоритете, в их мечтах я была топ-менеджером в стабильной компании. Так и получилось: с одной стороны, я всегда руководила, продвигалась по корпоративной лестнице, а с другой —пахала, выгорала, уходила, восстанавливалась — и цикл начинался по новой, на новой работе.

В какой-то момент мне просто перестало быть интересно что-либо. А для меня это катастрофа: на работе я всегда стараюсь сделать больше, красивее, прыгнуть выше, иначе зачем мы тратим время на все это. Возможно, это был кризис среднего возраста.К тому же я, кажется, успела разочароваться в людях: срывы сроков, безответственность, отношение «и так сойдет», мне просто захотелось созидать и работать самой, быть в ответе исключительно за свои действия.

Как известно, вы работаете вместе с супругом. У вас или у него уже был опыт в этом направлении?

Да, к моменту работы над Jerry’s у нас было около 25 лет стажа в HoReCa (общепите) на двоих. Жандос с 16 лет прошел путь от официанта до шеф-бармена одной из крупных сетей в Казахстане, я с перерывами работала маркетинг-директором в ресторанном холдинге, консультировала и позднее была управляющим сети.
Всегда интересно, как супругам работается вместе. Расскажите о своих ролях в компании.

Мы не зря позиционируем себя как семейный стартап: почти все процессы делаем вместе. Нас двое в этом проекте, и на каких-то этапах подключаются наши друзья, у которых также солидный опыт в HoReCa.

Конечно, по некоторым направлениям есть разделение: напитки придумывает и готовит Жандос, а я отвечаю за визуальную, музыкальную составляющие, веду SMM и маркетинговые коммуникации, во всем остальном, начиная от стратегических и креативных решений до уплаты налогов и покраски стен, участвуем вместе.

Вы делились в соцсетях, что пришли к открытию совершенно не подготовленными. Расскажите об ошибках, которые были совершены.

Каждый из нас неоднократно участвовал в открытии баров-ресторанов в качестве кураторов по нашим направлениям, но мы никогда не занимались непосредственно стройкой. Всегда был прораб, снабженец, бригада, дизайнеры. Мы же решили (в силу ограниченного бюджета и того факта, что был разгар карантина, все строительные магазины и рынки были закрыты и больше троих собираться было нельзя), что сможем сделать и дизайн, и ремонт своими силами. Позвали друга и начали крушить, а потом строить. В июле — августе. В жаре и пыли мы без знаний, какие материалы лучше выбрать, как правильно делать, смогли все-таки придать хоть какой-то вид помещению, но не подготовились концептуально: меню, план открытия и первых месяцев. К тому же мы дико устали и физически, и морально, то есть к началу марафона мы уже были почти до предела выжаты.

Каково это — развивать бизнес с супругом?

Это партнерство 24/7. Отчасти очень легко, потому что, с одной стороны, есть полное доверие, поддержка и понимание друг друга с полувзгляда, с другой стороны, когда нет согласия по какому-то вопросу, то это крайне тяжело. У каждого амбиции, каждый привык работать в своем стиле, и порой кто-то один должен принять решение, а второй согласиться и поддержать и, что важно, в случае ошибки не тыкать носом в «я тебе говорил(а), что так будет». Порой, поругавшись на работе, мы несем этот конфликт и домой. К счастью,мы оба довольно отходчивые и стараемся не находиться в состоянии войны долго.
О каких особенностях ведения бизнеса нужно знать тем, кто решился на открытие бара?

О, нюансов бесконечное множество. Я считаю общепит самой рисковой и трудоемкой сферой: тут люди создают продукт для людей в моменте, то есть роль того самого человеческого фактора сложно переоценить. Продукт, который мы создаем, — это не только напитки, но и настроение, атмосфера, а это также требует большой и искренней отдачи. Кроме того, часто нет перерыва в работе, который порой необходим, чтобы переосмыслить и исправить недочеты, выдохнуть, в конце концов просто физически что-то отремонтировать. Show must go on!

После первой волны гостей: друзей, партнеров, их друзей — вам надо будет начать привлекать других, не аффилированных с вами лиц, которые будут готовы оставить в вашем баре деньги. Если 3–5 лет назад классная инстаграм-страница уже была предвестником успеха (даже без отличного продукта), то сейчас информационный поток настолько плотный, что донести сквозь тонны рекламных сообщений свое до целевого гостя крайне трудно.
Это ночная работа со сдвинутым графиком. С множеством разных, порой не вполне адекватных людей.

Как и любой другой бизнес — это марафон. Долгий, изнуряющий, порой одинокий и отчаянный. А вам каждый день надо будет сиять, излучать гостеприимство и быть эффективными. Надо иметь достаточно сильную и искреннюю мотивацию, чтобы не сдаваться.
В идеале нужен опыт и команда. Команда, которой вы доверяете и с которой уже работали вместе, потому что открытие — это стресс: постоянные цейтноты на фоне недосыпа и усталости скатываются в скандалы, взвинченность, а вам надо будет очень быстро двигаться и не бросать начатое на полпути.

Если вы продержитесь первый год, во второй уже будет полегче, раз в месяц можно будет взять выходной, ну а на третий год уже появятся и выходные, и уверенность, и здоровый пофигизм в нужных моментах.
Как удается привлекать внимание гостей в условиях большой конкуренции в Алматы?

Нам очень повезло: у нас очень лояльные гости, которые привели нам своих друзей, а те привели своих. В целом сарафанное радио приводит к нам по-настоящему лояльных гостей, многие из которых стали нашими друзьями. А еще, конечно, SMM и различные коллаборации помогают нам попадаться на глаза потенциальным гостям, часть из которых приходит «попробовать нас на вкус».

С самого начала мы выбрали позицию честности: мы те, кто мы есть, мы предлагаем то, что мы можем/хотим, это помогает нам собирать круг гостей с похожими предпочтениями и принципами.

Почему стоит заглянуть к вам в бар?

В первую очередь, за коктейлями: Жандос — отличный мастер. Также наш подход: мы используем исключительно натуральные ягоды и фруктовые пюре (не используем промышленные сиропы), используем минимум сахара и в классических коктейлях не допускаем вольностей — готовим строго по рецептам.

Кроме того, мы придерживаемся политики нулевой терпимости к проявлениям неуважения и насилию: безопасность и комфорт гостей — один из наших ключевых приоритетов.
В центр всего мы ставим Человека, а не понты и тренды.

В шутку мы называем Jerry’s шал баром (баром для стариков): у нас спокойно, безопасно, по-космополитичному расслабленно. Гости часто говорят: «О-о-о, как в Европе или Питере». Такой вот вайб.
Спасибо за беседу, Вера. Пусть Jerry’s всегда будет местом, привлекающим все больше друзей и новых гостей!

От редакции добавим, что заглянуть в бар Jerry’s стоит еще и для того, чтобы увидеть историческое сграффито «Казахские народные ремесла» — работу выдающихся художников Молдахмета Кенбаева и Николая Цивчинского. Это художественное произведение, скрытое десятилетиями, было обнаружено во время ремонта.