Как устроена жизнь в регионах, которую принято игнорировать

JOLDA’U: зачем смотреть, как живут люди в разных регионах Казахстана
Рассказываем о спецпроекте редакции The Voice Media

17 июля 2023

Стереотипы о жителях разных регионов Казахстана создаются годами, однако многие из них, какими бы привлекательными и колоритными ни казались, просто не соответствуют действительности. Они лишь показывают, насколько богат культурный код страны. Пока социологи идею национального характера считают набором стереотипов, не имеющих под собой основы, а некоторые отрицают даже возможность групповых различий личности, но на бытовом уровне разница очевидна.

В Республике Казахстан 17 областей, 188 районов, 89 городов, в том числе 3 республиканского значения, 29 поселков, 2169 сельских округов и 6256 сел. В кадре спецпроекта JOLDA’U оказались самые далекие локации страны. Внимание с новостей и происшествий этих населенных пунктов часто переключается на другие большие города. А их посещение обычно связано с неотложными делами или визитом к родственникам. The Voice Media в рамках Jolda берет на себя задачу рассказать, что малые города и небольшие аулы — важные точки на карте Казахстана, до которых пусть и нелегко добраться, но их точно стоит увидеть. Это документальные фильмы, снятые обо всей нашей необъятной стране в поисках идентичности и любви. Любви к жизни, земле, людям.

Авторка The Voice Media Айжана Шайкенова смотрит пилотный выпуск своих коллег и старается некомплиментарно рассказать, зачем его смотреть вам.
В своем пилотном выпуске спецпроекта JOLDA’U авторы знакомят нас с акимом, жителями и предпринимателем из Когершина

Когершин — село в Рыскуловском районе Жамбылской области Казахстана. Административный центр Когершинского сельского округа. Находится примерно в 17 километрах к западу от районного центра, села Кулан. Здесь стоит бронзовая статуя жеребца Абсента. Гордость поселка — тонкая грация, четкий силуэт, редкое совершенство форм, экспрессия. Но больше об Абсенте — жеребце, неоднократном чемпионе Советского Союза с 1959 по 1963 год, чемпионе XVII Олимпийских игр, впервые завоевавшем этот титул для конного спорта страны — вы узнаете в следующих выпусках.

Только после просмотра фильма мы понимаем: Когершин — это село, где ностальгируют по прошлому и пытаются сделать жизнь чуть лучше для потомков. Вот примерно все, что зритель может узнать из фильма, живя в комфортном городе Казахстана. Но, помимо перечисленного, можно увидеть, что Когершин — родина исторических событий, место, где южные традиции соседствуют с советским наследием, где хочется плакать от безнадеги и условий, в которых живут люди, и где постоянно удивляешься их доброте и непосредственности. Часто туристов останавливает то, что здесь плохо развита инфраструктура: в каких-то местах невозможно забронировать жилье на привычном Booking.com или Airbnb, где-то непонятно, как добираться на общественном транспорте. Это действительно так: иногда приходится искать возможности и даже идти на риск, но увиденное часто стоит того.
Фильм специфический, рассчитанный на размышления

Перед нами классический чиновник, но совершенно с другой ментальностью, уверенный в том, что можно приобрести опыт решения социальных проблем, отталкиваясь от запросов и рекомендаций местных жителей.

«Вот так потихоньку приводим тут все в порядок. Село простое, спокойное, тихое. Все занимаются своими делами», — рассказывает аким Ернар Багылбеков. Чиновник вызывает симпатию, таких откровенных и разговорчивых тяжело найти в кулуарах правительства. Он рассказывает о проблемах региона и смущается, опуская глаза, когда говорит о попытках решения этих проблем.

Еще авторы фильма знакомят нас с местным предпринимателем — Азимбеком Алибековичем Баялиевым. Консервативный, авторитарный и размышляющий о жизни людей пожилой мужчина. Азимбек Алибекович рассказывает, с какими трудностями сталкиваются жители и как важен социальный лифт в жизни современных казахстанцев.

Когершин как микрокосм казахстанского общества: ситуации и герои архетипичны, в них можно искать идентичность и любовь. Это и случайные прохожие, а главное, будущее поколение. Дети и подростки, верящие в свою силу и возможности. А еще в выпусках — красивые локации и пейзажи, от которых почти ничего не осталось.
Стереотипно принято считать, что ни один человек (за редким исключением болезненного эго) не хочет быть героем документального фильма. Не имея перед глазами примера, не зная, что такой вид искусства в Казахстане успешно существует (те же фильмы Каны Бейсекеева или Геннадия Ипатова), человек ассоциирует словосочетание «документальное кино» с телевидением и репортажами. Достаточно сложно понять, почему авторы спецпроекта Jolda следуют за историей, приезжают, снимают и уезжают. Ведь процесс работы с героем не останавливается на всем пути съемок. Если герой согласился, это не значит, что он будет теперь держать это обещание. Чиновники, предприниматели, молодежь готовы к съемкам, а жители реагировали неоднозначно: в казахстанцах живет страх «как бы чего не вышло», а также — спасибо телевидению с его бесконечными ток-шоу — все уверены, что завтра они увидят себя в телепередаче, где их будут обсуждать. Но JOLDA’U — проект о знакомствах: с собой, со своим прошлым и будущим, знакомыми локациями и героями, а главное, с казахстанской жизнью, которая очень отличается от ежедневного контента. Авторы анонсировали фильмы с разных регионов Казахстана. Подписаться на канал можно здесь, а обсуждать — в комментариях.