Как комиксы помогают детям в Казахстане справиться с переживаниями, а позже вырабатывают в них культуру потребления: гик-колонка


Гик-культура теперь всюду, но не все об этом знают. Гик — это человек, воспринимающий то, что он смотрит, читает и слушает (и во что играет), как часть своей идентичности. Принадлежность к гик-культуре — это не только развлечение, но и образовательно-творческий потенциал. Благодаря гик-культуре в обществе происходят существенные изменения: будучи заинтересованным новым миром, человек ищет единомышленников и выстраивает новые социальные связи, делает новые открытия и познает нечто новое. Любой человек, погруженный в свою тему, увлеченный и творческий, смело может называть себя гиком.

В отличие от простых «интересующихся» людей гики более экспертная и более требовательная аудитория в области определенных жанров. Создатели контента высоко ценят роль гик-аудитории за обратную связь и за умение хорошо ориентироваться в жанре произведения, особенно когда дело касается таких масштабных вселенных, как DC, Marvel или саги «Звездные войны».

В этой гик-колонке авторка The Voice Media Айжана Шайкенова пытается объяснить на примере ее детской гик-любви к Marvel, зачем ей в возрасте 27 лет необходимы фигурки Мстителей, маска Человека-паука с движущимися глазами и серебряный шарм с Росомахой от Pandora. А главное, почему это не позерство и как она стала жертвой маркетинга.
Когда в 2008 году на экраны вышел «Железный человек», с началом финальных титров зрители покидали зал. Мне было десять, и я знала, что папа из-за работы опоздает и не заберет меня в нужное время. К завершению титров оказалось, что фильм не закончен, и я увидела послание. В этой сцене Сэмюэл Л. Джексон в роли Ника Фьюри рассказал о его инициативе Мстителей.

Началось все с безобидных фанфиков о романтических приключениях Железного человека Тони Старка и его друга Воителя Джеймса Роудса. Я росла в условиях принятия и игнорирования. Родителей не особо интересовали мои увлечения, а процесс фильтрации моего досуга проходил быстро. Мама лишь поддерживала мои писательские начинания, а любовная линия двух мужчин быстро надоела мне.

Параллельно с выходами фильмов Marvel шли «Ранетки», я хотела быть не такой, как все. Тогда киновселенная была еще не очень популярной, а комиксы особо меня не впечатлили. Выбора не было, и вместо дневника с изображением Леры из «Ранеток», у меня был с мутантами отряда Х. Другие канцелярские принадлежности я брала в отделе для мальчиков, тогда комиксы DC были популярнее, и мне приходилось покупать тетради с Бэтменом. Жили мы бедно, рюкзак был однотонного цвета, того, что подешевле. Несмотря на наше финансовое положение, я училась в хорошей школе, где у мальчишек были карманные деньги на игровые карточки Человека-паука. Конечно, я им завидовала. Мне не нравился тогда этот супергерой, но сам факт того, что другие дети через карточки могли чувствовать принадлежность к культуре, а я нет, очень расстраивал меня.

Я взрослела, а фильмы выходили каждый год. К моменту поступления в университет у меня уже был кот Тони, моя младшая сестра разделяла со мной любовь к фильмам и совместные походы в кинотеатр, поэтому она назвала нашего первого кота именем своего любимого супергероя.
Фильмы Marvel стали современной сказкой, где раскрывался характер героя, показана его боль, желания и уязвимость. В экранизациях много визуальных эффектов, превосходное музыкальное сопровождение, лучшая компьютерная графика. То есть меня цепляла не просто сама история персонажей, а все это усиливалось многочисленными эффектами. Безусловно, не все фанаты комиксов и фильмов Marvel — есть те, кто осуждает их за простоту сюжета, характеры персонажей, да и не любит сам жанр. Но мне всегда было интересно смотреть, как простой парень или девушка становятся кем-то, обретают силу, справляются с собственными пороками и слабостями. Смотреть на рост личности и проявление силы всегда интересно — здесь у меня возникали эмпатия и сопереживание. Сейчас я понимаю: это своего рода эскапизм для меня. Подростком мне хотелось скрыться от недружелюбного мира, громко выясняющих отношения родителей, злых учителей и погрузиться в яркую, фантастическую вселенную, где добро побеждает зло. Сегодня я хожу к психотерапевту, а во время депрессивного эпизода пересматриваю фильмы Marvel, их, кстати, 32 без вселенной Людей-Х. В депрессивные эпизоды тревожности становится много, а знакомые сюжеты и диалоги из фильма упрощают когнитивные процессы. Очень важный пункт, который присутствует у Marvel (но отсутствует у главного конкурента), — это легкий юмор и яркий, красочный визуал. Эти две характеристики можно объединить, так как именно они отличают Marvel от DC — мрачного, слегка депрессивного, мистического. В фильмах и комиксах Marvel обязательно присутствует юмор вместе с красивой, красочной и яркой картинкой. Вполне вероятно, что именно благодаря этому пункту у Marvel аудитория больше.


В 2015 году я уехала учиться в другую страну и обучалась журналистике. Мы с младшей сестрой были разделены, а кроме нее, мои интересы никто не поддерживал. Пришлось адаптироваться под студентов кафедры и обсуждать с ними фильмы Ханеке, фон Триера и Соррентино. Мне эти разговоры быстро надоели, и мое студенчество прошло за просмотром versus-батлов, французского артхауса, — кстати, моим любимым режиссером с того времени остался Гаспар Ноэ. А еще была «Игра престолов». Кстати, и у батлов, и у Старков была огромная фан-база. Конечно, маленький гик внутри меня радовался, что я снова держу связь с общей культурой. Вспомните характерную фразу из уст фаната «Доктора Кто» или любого другого сериала: «Я смотрел этот сериал еще до того, как он стал мейнстримом». Главный критерий отбора — оригинальность, отличие от остальных. Напомню, гик помешан на всем новом, увлечен сбором данных и фактов о субъектах определенной темы или области. Среди типично гиковских хобби часто упоминаются фантастика, сериалы и фильмы, компьютерные и настольные игры, комиксы, аниме, моделизм, косплей. У гиков с равной интенсивностью зреет противоречивая потребность быть «таким, как все» и в то же время иметь особую идентичность, уникальную систему маркеров культурного деления на своих и чужих.

Прочные позиции киновселенной Marvel на рынке превратили гик-культуру в мейнстрим. Множество людей заинтересовались комиксами и супергероикой, а я перестала скрывать свои увлечения. Следующие пять лет выход фильмов Marvel стал праздником и особым ритуалом объединения нас с сестрой. Мы часто ссорились и ругались, но премьеры объединяли нас. После просмотра фильмов обсуждали увиденное. Массовое увлечение супергероикой и сериалами привело к еще одному интересному феномену — фандому. Гики стали детективами, собирающими крупицы информации о будущих проектах. Они строили теории о сюжете четвертых «Мстителей» и финального сезона «Игры престолов», обсуждали слухи, спойлеры и утечки информации. Многие из этих сливов и теорий оказывались правдивыми, например создатель «Мира Дикого Запада» Джонатан Нолан даже был вынужден переделать сюжет второго сезона сериала после того, как фанаты разгадали один из неожиданных сюжетных поворотов.
Пандемия ограничила походы в кинотеатры, съемки проектов приостановились, и я открыла для себя YouTube-каналы, которые публиковали обзоры на фильмы, рассказывали о скрытых пасхалках и делились инсайдерской информацией. Кроме фильмов, у персонажей Marvel появлялись и сериалы. А чтобы выстроить в голове правильный таймлайн и сюжетные линии, вспомнить подзабытые перед выходом нового сериала, я подписывалась на популярных гик-блогеров. В их видео присутствовали не только отрывки из фильмов, визуальный ряд сопровождался и самими блогерами. Например, они надевали одежду с элементами комиксов, рекламировали магазины с сувенирами для фанатов, рассказывали о лимитированных коллекциях атрибутики.

Чем больше я смотрела на блогера Кьюбайта, тем больше мне хотелось игрушечную перчатку Таноса. Еще важно упомянуть моих двоюродных братьев — их в семье трое. Подарки на их дни рождения ограничивались комиксами, тематическими видеоиграми и футболками с элементами Мстителей. Когда я покупала подарки детям, возникла потребность приобрести что-то и для себя.
Если человек подсаживается на какую-то тему, например на комиксы, он начинает перечитывать абсолютно все в линейке, покупает связанную с ними продукцию: фигурки, футболки. Думаю, многие корпорации даже настроены на формирование гик-культуры, чтобы продавать товар. Это сложный маркетинговый ход, но, если это им удается, они получают лояльную среду и верных клиентов, а это помогает выработать очень длительный спрос.

Потребительская культура — это не просто билеты в кинотеатр, ежемесячная оплата стриминговых сервисов и одежда с эмблемой Мстителей, а речь идет о построении идентичности. Мы выражаем себя через свой выбор, будь то марка кроссовок, которые мы носим, ​​смартфон, который выбираем, или кафе, которое часто посещаем. Бренды становятся маячками, сигнализирующими о нашей принадлежности, стремлениях и ценностях.
Вот заголовки новостей:
Marvel выпустила коллекцию перчаток бесконечности с кристаллами Swarovski.

Adidas создала совместную коллекцию с Marvel.

Sony и Marvel представили лимитированную PS5 и аксессуары в дизайне Spider-Man 2.

M·A·C + MARVEL = лимитированная коллекция помад «Капитан Марвел».

Marvel и Christian Louboutin выпустили совместную лайфстайл-коллекцию обуви и аксессуаров для мужчин, женщин и детей.

Швейцарская компания Audemars Piguet выпустит 250 экземпляров супергеройских часов.
Фигурки по мотивам комиксов начали выпускать еще в 40-х годах прошлого века — первыми свет увидели игрушки Бэтмена и его помощника Робина. Сначала фигурки появились на тематических конкурсах и фестивалях для фанатов комиксов — там их дарили в качестве премий. Кроме того, игрушки продавались в комплекте с журналами комиксов. О широкой продаже тогда никто не задумывался. В 1971 году компания Mego выпустила первую коллекцию игрушек на основе комиксов Marvel и DC. Игрушки предназначались для основных потребителей комиксов — мальчиков школьного возраста. Чтобы отделить их от девчачьих кукол, игрушки назвали экшен-фигурками. Они получили огромную популярность и заменили надоевших солдатиков, которыми играли мальчики до этого. А сейчас те первые экшен-фигурки представляют огромную ценность, и их скупают коллекционеры.

Продажи атрибутики приносят компаниям сотни миллионов долларов в год. То есть в ряде случаев это приносило больше прибыли, чем сами фильмы.

Есть мнение, что потребитель устал от супергеройских блокбастеров: фильмы уже не собирают такие огромные кассы, а почти половина зрителей остается недовольной. Это ожидаемо: в стремлении заработать Marvel и DC штампуют фильмы один за другим, не уделяя внимания тонкостям сюжета и проработке графики. Если раньше супергеройские вселенные на большом экране были чем-то новым, то теперь они начинают приедаться.

Культура потребления создает потребности там, где их не было, обещая радость, статус и удовлетворение. Спустя 16 лет я могу позволить себе игровые карточки с Человеком-пауком как у мальчишек за соседней партой. А еще разные комиксы, фигурки, мягкие игрушки, шарм с Черной Пантерой и даже костюм, как у Наташи Романофф (Черной Вдовы).