Как общаться с человеком, который раздражает

Иногда бесят люди, с которыми нельзя не общаться: коллега, хозяин съемной квартиры, родственник. Мы терпим их, чтобы не остаться без работы или жилья. А что будет, когда терпение кончится? Изменить другого человека мы не можем, но можем воспринимать его иначе. Я Юля Просикова, эксперт по коммуникациям и основательница «Сила Talk’а». Предлагаю вам разобрать тему с точки зрения коммуникативной психологии.
Изображение; midjourney.com
Барьеры в общении

Способность признать уникальность каждого человека и принять его таким, какой он есть, несмотря на наши собственные ожидания, — один из самых непростых навыков в общении. Отсутствие этого умения может привести к конфликтам и разрывам в коммуникации.

Оценить человека вне контекста нашего собственного опыта, знаний и ценностей — это сложно, но важно. Хотя мы осознаем, что каждый уникален, мы редко готовы к этому на практике, так как наш мозг предпочитает простые категории и шаблоны. Если у вас получается сразу определить, что мешает в общении с человеком, — это здорово! Вы уже на полпути к успешному взаимодействию. Если нет — вот небольшая шпаргалка барьеров в общении:

1. Семантические барьеры — они возникают, когда собеседник использует специализированную лексику, которую вы не понимаете.
2. Логические барьеры — каждый человек мыслит по-своему и выстраивает речь по-разному. Не всегда мы можем сразу уловить точки А и Б в сообщении собеседника.
3. Фонетические барьеры — они связаны с особенностями произношения, голоса и дикции.
4. Стилистические барьеры — касаются формы речи и стиля поведения человека.
5. Личные, или, как я их называю, инстинктивные барьеры — они возникают, когда мы с первого взгляда пытаемся определить, близок ли нам человек или нет, порой чувствуем чуждость, оцениваем внешность, опыт, возраст и т. д. Формирование мнения о человеке на основе стереотипов и ярлыков может быть ошибочным.
Как же быть, если в человеке нас что-то отталкивает, а общаться с ним надо?


Когда раздражает речь

Под речью мы понимаем то, как человек говорит. Например, матерится, постоянно экает, нукает или говорит заумно — витиеватыми фразами и сложными терминами.

Если можете, не общайтесь с человеком вживую, по телефону или видеосвязи. Обсуждайте вопросы в мессенджерах. На письме люди больше следят за словами и компактнее доносят мысли.

Если перейти в мессенджеры нельзя, установите лимит общения. Например, «через полчаса я иду на другую встречу» или «у меня есть час, чтобы поговорить». Лимиты помогают не отвлекаться от темы и подбирать точные слова.

Не бойтесь переспрашивать, если человек говорит заумно. Если вы ничего не поймете, будете злиться на собеседника из-за потраченного времени. Не хотите постоянно перебивать — установите правила в начале беседы: «Пожалуйста, говорите проще, чтобы мы не тратили времени на уточняющие вопросы».

Когда раздражает личность

Если вас бесит какая-то черта характера, поможет квадрат ценностей и развития Шульц фон Туна.

Немецкий психолог Фридеманн Шульц фон Тун считает, что у каждой черты характера четыре стороны. Ни одна положительная черта или ценность не существует без противоположной, отрицательной. Проще говоря, хорошее в переизбытке перерастает в плохое, поэтому все нужно уравновешивать.

Допустим, вас бесит дотошный коллега, как сейчас говорят, душный. Посмотрите с другой стороны — человек внимателен к деталям. Скрупулезные люди нужны в каждом проекте, потому что они замечают то, чего не видят другие, и раскладывают все по полочкам. Коллеге не хватает легкости, поэтому с ним трудно общаться.

Скорее всего, пофигист — противоположность дотошного — вас бы тоже раздражал. Пофигист слишком легко ко всему относится — такому, наоборот, нужно стремиться к внимательности.

.
Изображение; midjourney.com
Квадрат ценностей Шульц фон Туна помогает увидеть сильные и слабые стороны человека и понять, как он смотрит на жизнь. Увидьте в человеке хорошее — то, что достойно уважения. Оно того стоит: уметь общаться с трудными людьми — полезный софт-скил, который пригодится и на работе, и в жизни.