Барьеры в общении
Способность признать уникальность каждого человека и принять его таким, какой он есть, несмотря на наши собственные ожидания, — один из самых непростых навыков в общении. Отсутствие этого умения может привести к конфликтам и разрывам в коммуникации.
Оценить человека вне контекста нашего собственного опыта, знаний и ценностей — это сложно, но важно. Хотя мы осознаем, что каждый уникален, мы редко готовы к этому на практике, так как наш мозг предпочитает простые категории и шаблоны. Если у вас получается сразу определить, что мешает в общении с человеком, — это здорово! Вы уже на полпути к успешному взаимодействию. Если нет — вот небольшая шпаргалка барьеров в общении:
1. Семантические барьеры — они возникают, когда собеседник использует специализированную лексику, которую вы не понимаете.
2. Логические барьеры — каждый человек мыслит по-своему и выстраивает речь по-разному. Не всегда мы можем сразу уловить точки А и Б в сообщении собеседника.
3. Фонетические барьеры — они связаны с особенностями произношения, голоса и дикции.
4. Стилистические барьеры — касаются формы речи и стиля поведения человека.
5. Личные, или, как я их называю, инстинктивные барьеры — они возникают, когда мы с первого взгляда пытаемся определить, близок ли нам человек или нет, порой чувствуем чуждость, оцениваем внешность, опыт, возраст и т. д. Формирование мнения о человеке на основе стереотипов и ярлыков может быть ошибочным.
Как же быть, если в человеке нас что-то отталкивает, а общаться с ним надо?
Когда раздражает речь
Под речью мы понимаем то, как человек говорит. Например, матерится, постоянно экает, нукает или говорит заумно — витиеватыми фразами и сложными терминами.
Если можете, не общайтесь с человеком вживую, по телефону или видеосвязи. Обсуждайте вопросы в мессенджерах. На письме люди больше следят за словами и компактнее доносят мысли.
Если перейти в мессенджеры нельзя, установите лимит общения. Например, «через полчаса я иду на другую встречу» или «у меня есть час, чтобы поговорить». Лимиты помогают не отвлекаться от темы и подбирать точные слова.
Не бойтесь переспрашивать, если человек говорит заумно. Если вы ничего не поймете, будете злиться на собеседника из-за потраченного времени. Не хотите постоянно перебивать — установите правила в начале беседы: «Пожалуйста, говорите проще, чтобы мы не тратили времени на уточняющие вопросы».
Когда раздражает личность
Если вас бесит какая-то черта характера, поможет квадрат ценностей и развития Шульц фон Туна.
Немецкий психолог Фридеманн Шульц фон Тун считает, что у каждой черты характера четыре стороны. Ни одна положительная черта или ценность не существует без противоположной, отрицательной. Проще говоря, хорошее в переизбытке перерастает в плохое, поэтому все нужно уравновешивать.
Допустим, вас бесит дотошный коллега, как сейчас говорят, душный. Посмотрите с другой стороны — человек внимателен к деталям. Скрупулезные люди нужны в каждом проекте, потому что они замечают то, чего не видят другие, и раскладывают все по полочкам. Коллеге не хватает легкости, поэтому с ним трудно общаться.
Скорее всего, пофигист — противоположность дотошного — вас бы тоже раздражал. Пофигист слишком легко ко всему относится — такому, наоборот, нужно стремиться к внимательности.
.