Как реальность современных казахстанцев отражается в его фильмах.

Почему все респектуют Кане Бейсекееву

Его контент такой разный: этнографические короткометражки, экзистенциальные монологи казахстанцев за рубежом, вдохновляющие истории современников, фильмы, показывающие социальные проблемы и несовершенство жизни в Казахстане.

Восемь лет назад Кана Бейсекеев запустил свой канал в Ютубе. В этом материале мы не претендуем на исчерпывающий разбор творчества режиссера, а попытаемся понять, как сегодня Кану Бейсекеева начали воспринимать не только медиаперсоной и инфлюенсером, но и режиссером-документалистом со своим отражением казахстанской действительности в фильмах.

Авторка The Voice Media Айжана Шайкенова в новой колонке рассказывает о том, как формировался режиссер, какими темами был увлечен последние годы, какие ценности транслировал и почему прогрессивные казахстанцы респектуют Кане.

27 июля 2023

Фото https://www.instagram.com/beisekeyev/
О становлении режиссера-автора и наблюдателя

Кана родом из Караганды. Переехав с семьей в Алматы, оканчивает казахскую школу и начинает снимать фоторепортажи для редакции Vox Populi, позже выигрывает грант и отправляется на учебу в Нью-Йорк. Восемь лет назад, интересуясь фотографией и репортажами, Кана монтирует кадры с бэкстейджа концерта Молданазара в Америке и публикует первое видео на своем канале. В 2016 году он рассказывает о том, что его вдохновляют истории простых людей — постепенно они становятся героями его работ. В этот же период режиссер начинает выпускать цикл фильмов о казахстанцах в Штатах. Темпы его работы над циклом поражали соотечественников в Казахстане не меньше, чем стремительная эволюция его работ — от монологов героев за рулем до семейной хроники казахстанских детей, усыновленных американцами.

Серия фильмов об эмиграции стала частью эмиграции Каны, жестом в рамках адаптации и попыток понимания разницы менталитетов. В цикле фильмов режиссер показывает, с какими вызовами сталкиваются казахстанцы в новых социальных условиях, как они тоскуют по дому и культуре, а вместе с ними тоскует и сам Кана. С другой стороны, показывает казахстанцев, которые имеют смелость мечтать. В комментариях под каждым выпуском цикла много отзывов рефлексирующих казахстанцев, которые думают об эмиграции не как о возможности и американской мечте, а как о том, что стало с Казахстаном и почему люди стремятся уехать. Бейсекеев заявляет о себе как режиссере-авторе с важным умением — видеть в людях истории, через которые можно транслировать собственные ценности.

В Казахстане Кана начинает работу не в андерграунде, не против течения массовой культуры, но рядом с ним, двигаясь по собственной траектории. В фильмах режиссер выступает сторонним наблюдателем — как и зритель — с полным погружением в происходящее, например, рассказывая о казахах в культурном контексте Центральной Азии. Показывает, как живут казахстанцы не только в Америке, но и в Турции, Иране, Сирии, Узбекистане, Таджикистане, Монголии.

Разбирается, что происходит со спортом в Казахстане: боксом, баскетболом, UFC, танцами, как устроены спортивные школы-интернаты, что с местом женщин в стереотипно мужских видах спорта, и задается вопросом — как развиваются национальные спортивные игры. Разбирается, что происходит с искусством, — рассказывает о жизни казахстанских андеграундных художников, о большом балете через историю маленькой девочки из аула. Снимает фильм про Батырхана Шукенова.

Несмотря на очень старательный, совсем не самодеятельный продакшен — живую, тонко чувствующую героев камеру, скрупулезную работу монтажа над визуальной составляющей работ — фильмы Бейсекеева не только про форму, в них первично содержание. Режиссер вглядывается в людей и феномены, пытаясь установить между ними сети скрытых связей. Героями его фильмов выступают не только люди, но и локации: показывая отдаленный аул с живописной природой, он изображает сложную инфраструктуру с разбитыми дорогами в областях. Кстати, аулы Кана показывает не только с помощью кадров природы, но и с помощью жителей, их быта и увлечений.

Фото https://www.instagram.com/beisekeyev/
То, что не получается игнорировать

Два года назад Кана запускает подкаст Zamandas, где казахстанские музыканты, артисты, рэперы начинают рассказывать о том, как повлияла на них и на их творчество жизнь в Казахстане. Кроме личных проблем, с первых же выпусков гости обсуждают положение мусульман в Синьцзяне, роль казахского языка в обществе, проблемы городского планирования, пытаются осознать, как на них влияют процессы деколониальной оптики.

Параллельно Кана путешествует по Казахстану и рассказывает о неэффективном развитии внутреннего туризма — теперь он выступает не только наблюдателем, как в серии американских фильмов. В фильмах, снятых в Казахстане, он становится непосредственным участником событий и даже одним из действующих лиц.

Зимой 2021 года Кана выпускает фильм о домашнем насилии в отношении казахстанок — русскоязычная версия фильма набирает 700 тыс. просмотров. В эпилоге фильма появляется супруга Каны — Айдина Буковски. Интересно, что Айдина транслирует не самое популярное мнение в своем телеграм-канале о месте женщин в обществе — например, ссылается на антологию гендерной теории.

Выпускает фильм о последствиях карантина на малый и средний бизнес Казахстана, рассказывает о проблемах трудовых мигрантов в Казахстане, публикует репортаж с пожаров в области Абай. Трудности и проблемы показаны не только как следствие, но и то, как с ними пытаются справиться казахстанцы. В своих фильмах Кана не стесняется показывать маргинальную часть казахстанского общества, например бывших осужденных или наркозависимых. В подкастах он осуждает деятельность букмекерских компаний, буллинг, дискриминацию меньшинств, гомофобию, харассмент, воровство невест и патриархальные установки, цензуру в социальных сетях и политическую пропаганду. Позже в роли соведущего подкаста зрители увидят друга Каны — Ержана Алдабергенова. В первых выпусках Ержан не пытается показать себя прогрессивным и толерантным в сравнении с Каной. В одном из выпусков Ержан говорит: «Он инвалид?!», гости его перебивают и отвечают: «Человек с ограниченными физическими возможностями».

То, как в подкасте Ержан публично показывает, как он не стесняется извиняться и признавать ошибки, оставляет и пространство для зрительских интерпретаций — о токсичной маскулинности (Кана в подкасте часто упоминает негативное влияние токсичной маскулинности на его жизнь), о психологических проблемах (откровенно делится опытом в терапии и проработке с психологом воспоминаний, связанных со школьными драками).

С одной стороны, Кана снимает фильм о преследованиях мусульман в Синьцзяне, с другой, записывает подкасты с правозащитниками и журналистами о январских событиях, рассказывает о социально значимых проектах Казахстана и не скрывает своих политических взглядов. Контент Каны передает ощущение контрастной реальности, когда в одной точке пространства и времени могли оказаться сразу и паралимпиец, и блогер с небинарной личностью, и исследовательница-политолог, и учитель школы в ауле.