Что смотреть, чтобы погрузиться в казахский кинематограф

Последние несколько лет казахский кинематограф стремительно развивается: за один 2023 год было выпущено около 60 фильмов, а в 2024 году они один за другим стали бить кассовые рекорды. Особенно отличился дебютный фильм Куаныша Бейсека «Дәстүр», который собрал миллиард в прокате вместе с привычными для казахстанского зрителя комедиями. Однако казахское кино существовало и раньше и имело свои характерные черты. Авторка The Voice Media Динара Сарбасова собрала подборку фильмов, которая позволит познакомиться с казахским кинематографом ближе.
«Ангел в тюбетейке» (1968), режиссер Шакен Айманов
Музыкальная комедия — необычный жанр для казахстанского кино. Шакен Айманов в своем ромкоме сумел рассказать историю об одиноком учителе географии и его матери, которые обретают любовь в ходе сюжета. Персонажи фильма отличаются душевностью и простотой: исполнительница роли Айши Шолпан Алтайбаева рассказывала в интервью, что Айманов писал роли специально для актеров главных ролей. А солнечный Алматы с ее яркой модернистской архитектурой сегодня и вовсе кажется отдельным героем фильма.
«Тревожное утро» (1967), режиссер Абдулла Карсакбаев
Наряду с романтической комедией в Советском Казахстане 60-х снимали и истерны — криминальные восточные фильмы, направленные на замену жанра вестерн. «Тревожное утро» можно назвать ярким примером казахстанского истерна: местом действия в нем становится жаркая бескрайняя степь, и рассказывается история о борьбе за установление советской власти в Туркестане. В центре сюжета — комиссар, который оказался в одной камере с захваченным им же преступником.
«Ақсак құлан» (1968), режиссер Амен Хайдаров
Развивающаяся анимация советского кинематографа позволила обрести новую жизнь известной казахской легенде в этом фильме: она рассказывает историю появления казахского музыкального инструмента домбра. Характерная советская анимация выглядит особенно свежо и интересно в красках казахской культуры.
«Игла» (1988), режиссер Рашид Нугманов
Фильм Нугманова — это такой же пример свободного казахского кинематографа 80-х, который включает локальные истории и непривычных советскому зрителю персонажей — наркоманов, рокеров, буйную молодежь. Нугманову на остаток бюджета от неснятого для «Казахфильма» кино удалось рассказать историю о парне, спасающего девушку от зависимости. Успех фильма и на кинофестивалях, и среди обычного зрителя обеспечил такую же успешную карьеру в дальнейшем и Нугманову, и исполнителю главной роли Виктору Цою, бывшего в черном списке КГБ.
«Бегущая мишень» (1991), режиссер Талгат Теменов
В 80-х и 90-х гг. казахское кино стало дышать свободнее: оно избавилось от советской пропаганды и дало шанс начинающим кинематографистам. «Бегущая мишень» — одна из первых работ Теменова. Фильм отличается смелостью: в центре сюжета молодой студент, который скрывается от властей у бабы Зины после участия в волнениях в декабре 1986 года.
«Молитва Лейлы» (2002), режиссер Сатыбалды Нарымбетов
Кино Казахстана продолжило рассказывать смелые и новые для зрителей истории. Фильм Нарымбетова, драму о Семипалатинском полигоне, называют болью всего казахского народа. Действие разворачивается в 60-х гг. в ауле недалеко от полигона, где жители не знают ничего о ядерных испытаниях и их последствиях. Смерть и жестокость играют на контрасте с невинными жителями аула: дети вовсю залезают на крыши домов, чтобы своими глазами увидеть облака в виде гриба. В центре сюжета — девушка Лейла, чьи родители пострадали от последствий испытаний, и теперь она хочет построить свою семью.
«Уроки гармонии» (2013), режиссер Эмир Байгазин
В год своей премьеры фильм Байгазина вызвал ажиотаж и море обсуждений. Он отличился на мировых фестивалях — сама премьера состоялась на 63-м Берлинале. Главный герой фильма — школьник Аслан, который подвергается буллингу со стороны сверстников, в результате получая расстройство личности. Картина характеризуется последовательностью повествования и позволяет полностью погрузиться в непростой сюжет.