Узнаем от всемирно известного фотографа, как рассказывать простые истории.

Казахстан в объективе Фредерика Ноя

18 мая 2023

Фото из архива Фредерика Ноя
Фредерик Ной, французский фотограф-документалист, 20 лет проживший в Африке, а осенью 2019 года приехавший в Казахстан. За три года здесь он объездил всю страну в попытке «рассказать историю» Центральной Азии. Журналистка The Voice Media Жанна Анвари поговорила с Фредериком о сути документальной фотографии и том, почему МИД Казахстана отнесся к нему со скепсисом.
Фото из архива Фредерика Ноя
Как вы начали свою карьеру в фотографии, какие трудности приходилось преодолевать?

Я никогда не учился в школе фотографии и не получал специального образования, но я всегда хотел стать фотографом. Получив высшее образование во Франции, я не забывал о своей мечте и до 2000 года учился фотографии самостоятельно, можно сказать, учился на своих ошибках.

После окончания университета в 1989 году я начал заниматься фотографией в качестве подработки, одновременно зарабатывая деньги другими способами. Однако в 2000 году я решил полностью посвятить себя фотографии, сделав ее своей постоянной профессией.

Основной проблемой для меня было обучение искусству фотографии без доступа к инструментам, которые у нас есть сегодня. Когда я начинал, не было ни интернета, ни смартфонов, ни Google. Было трудно найти информацию о фотографии, поскольку школ или университетов, где бы ее преподавали, практически не было. Во Франции была только одна школа с этим предметом, и поступить туда было сложно. Поэтому мне пришлось всё изучать самому и быть самому себе учителем, продвигаясь вперед и обучаясь методом проб и ошибок.
Сегодня молодому поколению намного легче, потому что у них есть мгновенный доступ к информации через такие платформы, как YouTube и Google.

С чего начались ваши путешествия по миру? Как вы выбираете следующую локацию?

Вплоть до 1996 года во Франции мужчины должны были в обязательном порядке проходить национальную службу. Поэтому, окончив университет в 1989 году, я отправился в Танзанию для прохождения военной службы. Однако, поскольку я окончил университет, у меня была возможность работать на государственной службе вместо того, чтобы идти в армию. Поэтому я выбрал работу во французском посольстве в Танзании. После окончания службы я решил остаться там же и заняться фотографией. Так я начал работать в Африке.

Отвечая на вопрос о том, как я выбираю места для съемки, я бы сказал, что скорее страна выбирает меня, чем наоборот. Первые профессиональные шаги в фотографии были сделаны в Танзании, благодаря чему я и полюбил этот континент. Я прожил в Африке 20 лет, работая в разных странах, а затем отправился в Казахстан.
Документальная фотография — это не просто выйти на улицу и снимать всё, что видишь, когда люди улыбаются тебе и позируют. Для меня это неистинная фотография. Меня больше всего интересуют ситуации, повседневная жизнь, когда люди не обращают на тебя внимания. Когда они игнорируют тебя в качестве фотографа и не боятся показать себя такими, какие они есть. Они просто есть. Это важно.
Фото из архива Фредерика Ноя
Почему вы решили, что пришло время отправиться в Казахстан и Центральную Азию?

Я долгое время работал и жил в таких странах, как Танзания, Нигерия, Чад, Судан, Уганда. В последней я прожил семь лет и успел отснять истории, которые были крайне важны для меня, и получили награды. Также я написал книгу о сообществе ЛГБТК+ в Восточной Африке Ekifire. Я чувствовал, что сделал так много важных вещей в Африке, но боялся войти в рутину. И вот наступил 2019 год, и я подумал, что пришло время для меня, после 20 лет, проведенных в Африке, делать репортажи и записывать важные истории из других регионов.

Какие особенности культуры, людей и природы Казахстана вы заметили во время поездки?

Когда я приехал в Казахстан, то был заинтересован не в его природных красотах, ландшафтах и общении с людьми. Моя истинная страсть крутилась вокруг самобытности казахской культуры и того, что значит быть казахом и казахстанцем. В качестве фотографа-документалиста меня всегда привлекала повседневная жизнь людей и то, что происходит в реальном мире. Я интересовался тем, чем занимаются люди, что они думают и как развиваются события. Именно этому я уделял основное внимание.

Мое основное желание заключалось в создании фотографической географии Казахстана. Но когда я говорю о географии, я не имею в виду только пейзажи. Мне было интересно погрузиться в повседневную жизнь людей, именно это для меня было наиболее привлекательным. Я хотел запечатлеть ту самую самобытность и уникальность, которая раскрывается в обыденных сценах.

Казахстанцы отличаются друг от друга: например, в Приаралье, Алматы или Астане вы можете встретить людей с абсолютно разными верованиями и убеждениями, это и делает их уникальными. Казахстанцы из Шымкента и Актау совершенно разные, для меня это было самой интересной частью.

«Алаш Орда» — это название моего проекта, основанного на истории того, как казахстанская элита стремилась создать казахскую идентичность. Для меня это была чрезвычайно интересная часть истории. Мой проект стремится ответить на вопрос, как казахстанцы строят свою идентичность, особенно после стольких лет существования в Советском Союзе. Внезапно Казахстан получил возможность сказать: «Вот кто мы есть». Это именно то, что меня заинтересовало больше всего, не просто пейзажи или места, а процесс формирования идентичности народа. Я не выбирал конкретные места для своих съемок, скорее места выбирали меня.
Какое впечатление произвели на вас местные жители?

Казахстан обладает уникальной индивидуальностью, и это не делает его ни хорошим, ни плохим, а просто отличным от других стран. Это закрытый мир, который требует усилий для установления контакта, но как только вы преодолеваете этот барьер, открывается прекрасный опыт общения с местными жителями. В Казахстане я нашел друзей, с которыми до сих пор поддерживаю связь.

Иногда, когда я посещал деревни, то ощущал, что местные жители не хотят, чтобы я фотографировал определенные вещи. Я понимал, что они не хотят создавать негативный образ своей страны, но всегда призывал их быть честными с собой и своим опытом. Важно было сохранить уважение и понимание к их чувствам и культуре.

На одной из ваших фотографий изображены женщины, сидящие за праздничным столом. Насколько я понимаю, это было снято в чьем-то частном доме. как вам удалось попасть на праздник и за общий стол?

Эта фотография была сделана во время весеннего праздника Наурыз, и мне кажется, что она несет в себе осмысленный риск, но именно это и является сутью документальной фотографии. Однако самым сложным в таких случаях является завоевание доверия местных жителей. Мне удалось достичь этого благодаря многочисленным поездкам в эту деревню. Я нашел людей, которые знали кого-то, кто знал кого-то, и постепенно мы стали друзьями. Один из них понял, чем именно я занимаюсь, и это взорвало его сознание. В какой-то момент он понял, о чем речь, и когда я объяснил ему, что хочу показать повседневную и реальную жизнь, он начал мне помогать. Я мог заходить в дома людей и фотографировать их, показывать, как они общаются друг с другом, как они заботятся друг о друге. Поэтому всё сводится к тому, какое время потребуется для объяснений и поиска людей — казахстанцев, которые поймут и помогут мне в моей работе.

Документальная фотография — это не просто выйти на улицу и снимать всё, что видишь, когда люди улыбаются тебе и позируют. Для меня это неистинная фотография. Меня больше всего интересуют ситуации, повседневная жизнь, когда люди не обращают на тебя внимания. Когда они игнорируют тебя в качестве фотографа и не боятся показать себя такими, какие они есть. Они просто есть. Это важно.

Знаете, когда моя работа была опубликована в The Guardian, это был особый момент для меня. Публикация в этом издании вызвала большой отклик, особенно среди казахстанцев. Мне приходили сообщения от друзей из Казахстана, которые говорили: «Вы описали нас именно такими, какие мы есть на самом деле». Это был для меня самый лестный комплимент, потому что он показывал: мои фотографии истинно передали сущность людей. Для меня не имеет значения, что что-то может быть «хорошим» или «плохим». Никто не идеален, и Казахстан не идеален. Такая же ситуация во Франции и везде в мире. Самое важное для меня — быть честным. Когда казахстанцы видят мои фотографии и чувствуют, что это их часть, для меня это показатель, что моя работа удалась. Если при просмотре фотографий они не видят лжи, а ощущают истину, то это замечательно.
Были ли какие-то сложные моменты, когда вы были здесь, в Казахстане, может быть, за одной из ваших фотографий?

Мне было сложно не только создавать фотографии, но и объяснять свою работу представителям министерства иностранных дел, убеждать их в значимости документальной фотографии. Они были скептически настроены, так как я не был представителем крупного агентства, такого как BBC, The Guardian, и не работал в газете. То, что я фрилансер, вызывало у них сомнения.

В Казахстане огромное количество фотографов разных направлений. Какие советы вы можете дать начинающим фотографам, которые хотят поехать в другие страны и сделать уникальные фотографии, подобные тем, которые делаете вы?

Мой совет — уделите время процессу фотографии и не бойтесь. Казахстан обладает прекрасными пейзажами, но важно сосредоточиться на людских историях. Не нужно беспокоиться о том, насколько хорошо получается фотография. Просто будьте честны, не торопитесь и расскажите историю.