Токсично или романтично: почему Кэрри Брэдшоу и мистера Бига тянет друг к другу?

В начале нулевых мистер Биг, персонаж сериала «Секс в большом городе», многим казался мужчиной мечты, но спустя двадцать лет их отношения с Кэрри Брэдшоу называют нездоровыми. Почему же героев тянуло друг к другу, и могла бы их любовь причинить Кэрри меньше страданий? Разбираем тему с точки зрения коммуникативной психологии с Юлией Просиковой – экспертом по коммуникациям и основательницей Сила Talk’a.
Кадр из сериала "Секс в большом городе"
Почему противоположности притягиваются

Кэрри Брэдшоу яркая девушка с богемным образом жизни: ведёт колонку о сексе в газете, спускает все деньги на туфли и любит поболтать с подругами в обед. Мистер Биг, наоборот, «системный» человек — занятой бизнесмен, сосредоточенный на карьере. У них нет точек соприкосновения: разные характеры, разная работа, разный стиль жизни.
А теперь давайте разбираться.

С точки зрения модели Риманна-Томанна – инструмента коммуникативной психологии - Кэрри и мистер Биг находятся на противоположных полюсах. Она — близость и изменчивость: тёплая, дружелюбная, стремится к контакту и светской жизни. Он — постоянство и дистанция: строгие костюмы, стабильная работа, страх близких отношений, — вспомнить хотя бы как долго он не давал ей ключ от своей квартиры и не знакомил с матерью.
Такие разные люди, как мистер Биг и Кэрри Брэдшоу, привлекают друг друга именно из-за новизны. Ценности и характер партнёра кажутся интересными, свежими и интригующими, пока мы не увидим их обратную сторону.

Почему происходят конфликты

Во втором сезоне «Секса в большом городе» в серии «Невыносимое страдание» Кэрри узнаёт, что мистер Биг планирует на год уехать в Париж. Она приходит к нему после телефонной ссоры, чтобы помириться и обсудить их будущее. Но после этого разговора они в очередной раз расстаются.

Кэрри: Я много думала обо всём, у нас всё может получиться. Мы можем заниматься любовью по телефону. И если это не поможет, я перееду в Париж и буду оттуда вести свою колонку.
Биг: Это было бы замечательно. Но ты же переедешь в Париж из-за себя, так? Не надо делать это из-за меня.
К: А с какой стати мне переезжать в Париж, если не из-за тебя?
Б: Я не хочу, чтобы ты ломала свою жизнь и на что-то надеялась.
К: Какая я идиотка! Тебе плевать, есть я в твоей жизни или нет!
Б: Я не могу быть связан отношениями. Если мне нужно поехать в Париж, значит я поеду в Париж.
К: А что будет с нами в следующем году, когда ты решишь, что тебе нужно поехать в Бразилию?!
Б: Речь не о нас, речь о работе!
К: Нет, работа тут ни при чем. Мы становимся ближе друг к другу, и ты так этому сопротивляешься, что решил разделить нас океаном! Почему тебе так трудно впустить меня в свою жизнь?

И вот тут интересно. Разберём диалог по другой модели коммуникативной психологии - «4 уха», чтобы понять, почему слова мистера Бига вызвали такую реакцию у Кэрри.
Что сказал мистер Биг?
На уровне фактов: я на время уеду по работе. На уровне отношения к партнёру: поедешь или нет — решай сама; это твоя жизнь и твоя ответственность. На уровне самораскрытия: работа для меня важна, и если надо ехать, я поеду. На уровне призыва: пойми меня.
Что услышала Кэрри?
На уровне отношения: я ему безразлична. На уровне призыва: не переезжай со мной, ты мне не нужна. На уровне откровения: я хочу быть подальше от тебя и переезжаю, чтобы не сближаться. А факты Кэрри уже не слышит.
Почему мы друг друга не слышим?
Дело в том, что вместо конструктивного сообщения и «фактов» первым включается именно ухо «отношения ко мне». Мы подсознательно выискиваем признаки пренебрежения и если находим — защищаемся. Так случилось и с Кэрри: она чувствует в словах мистера Бига безразличие и сразу включает защиту — кидает в него бургер, и начинает скандал.
Почему противоположности расстаются
Кэрри и мистер Биг показывают друг другу насколько по-разному можно относиться к себе, работе и любви, и это подогревает их страсть все шесть сезонов. Но по мере развития отношений раскрывается обратная сторона привлекательных поначалу качеств. Мистер Биг самодостаточный и независимый, и это нравится Кэрри. Но вместе с тем он холодный и отстранённый — это обратная сторона независимости. Неспроста Кэрри называет мистера Бига мужчиной мечты: она ставит любимого на пьедестал, подчёркивая его недоступность и дистанцию между ними.
Когда мы сталкиваемся с негативными проявлениями хороших качеств друг друга, варианта всего два: идти на компромиссы или расставаться. Кэрри и мистер Биг пытаются найти решение этой дилеммы на протяжении всего сериала. В конце концов главной героине удаётся сдвинуть «мужчину мечты» в сторону близости — в полнометражном фильме они, наконец, женятся.
Как находить компромиссы
За эмоциональными качелями интересно наблюдать в кино, но быть внутри таких отношений трудно обоим партнёрам. Несколько советов, как минимизировать боль и научиться договариваться друг с другом:
• Вы разные, примите это. Подумайте, готовы ли вы с этим мириться и идти на компромиссы
• Разговаривайте, не копите обиды, сразу обсуждайте то, что вас задевает.
• Говорите за себя, без обвинений и упрёков в сторону партнёра: «Я чувствую, что…», «Мне важно, чтобы…»
• Ищите точки соприкосновения, общие ценности, времяпрепровождение, которое устроит обоих. Постарайтесь понять и принять ценности партнёра и донести ему свои
• Не реагируйте эмоционально на слова, ищите факты, если хотите сохранить отношения
• Если эмоции зашкаливают, поставьте разговор на паузу, погуляйте и обдумайте решение, чтобы не наломать дров
• Говорите спокойным голосом о том, что для вас важно и может ли партнёр пойти на уступку
• Разграничьте личное пространство и совместное время
Сценаристы сводят разных персонажей, потому что это даёт простор для конфликтов, препятствий и драмы. Кэрри и мистер Биг отстаивают личные границы, ценности и постоянно расходятся. С точки зрения кино противоположности — лучший сценарный ход. Но идеализировать экранные пары не стоит: в жизни такие отношения часто нездоровы и не приводят к «жили они долго и счастливо».