Кофейни третьей волны: как в Казахстане кофе стал искусством

Изображение: midjourney.com
Чем отличается кофе из Колумбии от кофе из Эфиопии? Что за альтернативные способы приготовления кофе? И почему пить кофе в Казахстане становится сложнее? Эти вопросы казахстанцы задают последние несколько лет. Кофейная индустрия пошла наперекор культуре потребления: пить кофе стало сложнее и тем самым интереснее. Авторка The Voice Media Динара Сарбасова в своей колонке разбирается в «кофейных волнах» и отношении к кофе как к искусству в Казахстане.

Для меня, как и для многих раньше, кофе был лишь продуктом для удовольствия — напитком, который можно было перехватить во время прогулки или на деловую встречу. С наступлением третьей кофейной волны кофе сам стал причиной таких прогулок и встреч: локальные кофейни приглашают на дегустации новых зерен, а бариста проверяют свои навыки в латте-арте на профессиональных чемпионатах. Что случилось и как мы к этому пришли?

Что такое «третья кофейная волна»
Концепция кофейных волн делит историю кофе и развитие его культуры на три этапа. Согласно ей первая кофейная волна относилась к кофе как к бодрящему напитку, ничего более. Кофе ценили не за вкус, а за эффект. Вторая волна дала начало кофейной культуре: первые крупные бренды, как, например, Starbucks, продавали не просто кофейный напиток, а опыт и эмоции от его потребления.

Третья же волна отрицает бренды и массовое потребление — она ставит во главу угла сам кофе. Это целая философия, которая учитывает все детали происхождения и производства кофе: качество зерен, прозрачность поставок, обжаривание и подачу кофе, а также устойчивость в производстве и потреблении. Кофейни третьей волны часто можно узнать по наличию собственной обжарки или предложениям альтернативных способов приготовления кофе.

Чем привлекает новый подход к кофе
Кофейни третьей волны — это глоток свежего воздуха в мире массового производства и потребления. Бариста, который зачастую может оказаться и владельцем кофейни, знает о кофе все и приготовит напиток, основываясь на предпочтениях гостя.

  • Инновации в приготовлении. Кофейни третьей волны часто отличаются альтернативными способами приготовления кофе, такими как фильтр, аэропресс, кемекс, V60 и другие. Они позволяют бариста взять весь процесс приготовления в свои руки, что дает полный контроль над вкусом кофе.
  • Спешелти-кофе. Особые методы приготовления требуют особых кофейных зерен. Владельцы кофеен не жалеют денег и сил на поиски идеальных зерен для молочных кофейных напитков или же приготовленных капельным способом — в зависимости от способа приготовления кофе раскрывает весь свой спектр вкуса с разных сторон, и бариста готовит вам напиток с самым лучшим из них.
  • Обслуживание и атмосфера. Точки to-go или небольшие локальные кофейни третьей волны почти всегда предполагают общение гостя с персоналом. Бариста за стойкой может поинтересоваться, как ваши дела, предложить новый авторский напиток и рассказать подробнее о зернах, на которых он готовит сегодня.
  • Устойчивость и экологическое сознание. Третья кофейная волна привнесла заботу об экологии и ответственный выбор. В Казахстане, например, сложно не найти кофейни, которые предлагают скидки на напиток в вашем стакане «с собой» или же сами продают брендированные стаканы-тамблеры. Там вы зачастую не найдете пластиковых пакетов или приборов — кофейни третьей волны пропагандируют заботу об окружающей среде.
К кофе как к искусству
С приходом третьей волны кофе стал центром встреч — не только в кофейнях, но и на фестивалях, ярмарках и чемпионатах. Владельцы бизнеса и простые кофейные энтузиасты ежегодно встречаются на различных мероприятиях, которые позволяют им обмениваться опытом и идеями.

В Казахстане ярмарки и чемпионаты бариста проводились и раньше, в начале десятых годов. Однако за десять лет они практически не изменились: все так же проводятся лишь в больших городах и не рассчитаны на массового потребителя. Последние два года кофейную культуру в Казахстане оживляет Qazaqstan Coffee Festival, который и в этом году планирует объединить в Астане лидирующие компании в сфере обслуживания, сети кофеен, спешелти-кофейни и кофейных энтузиастов.

Сегодня мероприятия, посвященные искусству кофе, чаще камерные и специализированные. Например, казахстанская компания ProBarista чуть ли не каждую неделю проводит мастер-классы и воркшопы по альтернативным методам приготовления кофе в своих кофейнях в Астане и Алматы. Помимо этого, она обучает бариста и продает кофе собственной обжарки.

Кофейни третьей волны — это всегда про качественный кофе и особую атмосферу. Я всегда делаю шаг навстречу небольшим кофейням, которые могут иногда скрываться во дворах или на цокольных этажах. Пусть неизвестные термины и названия напитков вас не пугают, а только пробуждают интерес к новым вкусам кофе и авторским напиткам через разговоры с бариста, к примеру. И дарят гастрономический опыт, невероятно ценный в этом мире массового потребления и стандартизированных заведений.