Как устроена жизнь в регионах, которую принято игнорировать

JOLDA’U: о конезаводе в Когершине, гордости, любви и памяти о советском прошлом
Новый выпуск серии документальных фильмов о регионах Казахстана

24 июля 2024

Редакция The Voice Media в рамках проекта JOLDA’U продолжает знакомить наших читателей и читательниц с разными точками на карте Казахстана. Напомним, пилотный выпуск был посвящен жизни и быту села Когершин. Оно находится в Рыскуловском районе Жамбылской области Казахстана. Здесь стоит бронзовая статуя жеребца Абсента. Гордость поселка: тонкая грация, четкий силуэт, редкое совершенство форм, экспрессия. В новом выпуске авторы рассказывают об Абсенте — жеребце, неоднократном чемпионе Советского Союза с 1959 по 1963 год, чемпионе XVII Олимпийских игр, впервые завоевавшем этот титул для конного спорта страны. Легендарный скакун оставил после себя потомков. Они содержатся в Луговском конном заводе. Команда JOLDA’U побывала в крупном хозяйстве. Расположенное на 27,8 тыс. гектаров товарищество — одно из крупных в Казахстане многопрофильных производств. Этот старейший в стране завод племенного коневодства, известный еще с советских времен, разводит племенных лошадей ахалтекинской и английской пород.

Развитие регионов остается наиболее живой и сложной проблемой из всего сонма реформ, проведенных за тридцать три года со времени получения независимости. Многие из населенных пунктов плохо пережили развал структуры советской экономики и либо превратились в депрессивные территории, либо полностью опустели. Итак, в кадре спецпроекта JOLDA’U оказались самые далекие локации страны.
На коне

6 сентября 1960-го в Риме произошло, по сути, историческое событие. Как известно, это была третья летняя Олимпиада с участием спортсменов из СССР. На двух предыдущих советские конники ни разу не пробивались в число призеров (хотя каждый раз разыгрывалось по шесть комплектов наград), а в индивидуальных дисциплинах лучшим результатом было 11-е место Сергея Филатова в выездке на коне по кличке Инкас. Да и вообще, считалось, что в этом аристократическом виде спорта представителям рабоче-крестьянского государства сложно конкурировать с «буржуями» из Германии, Швейцарии, США, Италии, скандинавских стран… Но на Играх 1960-го скептики были посрамлены, и непосредственное отношение к этому имел рожденный и взращенный на территории современного Луговского конезавода чистокровный ахалтекинский жеребец Абсент.

Он появился на свет в 1952-м, а когда ему исполнилось четыре года, тренер и бывший воин-кавалерист Карим Асенов выступил на нем на Спартакиаде народов СССР. То есть первые спортивные навыки Абсент получил на родине под седлом казахского наездника. В 1958-м жеребца привезли в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, где его и увидел Филатов, который к тому времени решил расстаться с постаревшим Инкасом и находился в поисках нового коня.

Абсент настолько впечатлил Сергея своей статью и грацией, что тот не стал долго думать. А всего через год Филатов уже был уверен в том, что им вдвоем очень многое по плечу. Вот что он напишет позже в своей книге «Рим рукоплещет», рассказывая о турнире, проходившем в сентябре 1959-го в Швейцарии: «На этих соревнованиях я окончательно убедился в том, что Абсент — настоящий чудо-конь и у нас есть шансы победить всех своих соперников». Кстати, там, в Швейцарии, иностранцы предлагали за жеребца из казахских степей очень большие деньги.

В олимпийский Рим лошади добирались отдельно от наездников. Дорога была долгой и с несколькими пересадками: сначала на поезде из Москвы до Одессы, затем на теплоходе от Одессы до Неаполя, потом снова на поезде от Неаполя до Рима. Тем не менее Абсент приехал в хорошем состоянии, «незастоявшимся». Рассказывая о самих соревнованиях, которые проходили в красивом парке «Вилла Боргезе», Филатов писал: «Абсент словно чувствовал ответственность момента. Мой верный друг и партнер ходил безукоризненно, полностью подчиняясь моей воле, и ни разу не позволил себе сделать нечеткого рисунка фигуры или самовольничать. Все было настолько четко, красиво, изящно и грациозно, что даже самым придирчивым судьям мы не дали повода снизить нам балл». О распределении мест объявили лишь спустя два дня, 8 сентября, после тщательного просмотра того, что было заснято на кинопленку. Золото присудили Филатову и Абсенту!

Через четыре года, на Играх в Токио, они добудут бронзу в личном первенстве, уступив только соперникам из Швейцарии и Германии, и получат медаль такого же достоинства в командном (за сборную СССР выступали также два Ивана — Калита и Кизимов). А на Олимпиаду 1968-го в далекий Мехико наш четвероногий герой отправится уже с другим наездником — Калитой. Результатом станет серебро в командном первенстве. Иначе говоря, Абсент принял участие в завоевании олимпийских медалей всех достоинств.

Это был последний спортивный год в его судьбе. В 1969-м Абсента вернули на родной конезавод, который к тому времени передислоцировался в село Луговое. Там он дал большое потомство, причем среди его сыновей был жеребец Абакан, на котором Елена Петушкова стала чемпионкой мира. Умер Абсент в 1974-м.
Новая жизнь конезавода

В лучшее для конезавода время жители Когершина и ближайших регионов очень быстро начали формировать свою идентичность через лошадей. Например, быть хозяином чемпиона скачек — это очень престижно. Обычно такого человека знают абсолютно все, и кличку лошади тоже знают. В постсоветское время Луговской конезавод, как и многие подобные предприятия, оказался невостребованным и нес убытки, породистых лошадей продавали. Об этом рассказывает главный герой выпуска — Мурат Кудайбергенов, руководитель племенной работой Луговского конезавода, он гордится ахалтекинцами, информацией об «англичанах» тоже любезно делится со съемочной командой. Его ум, деловая хватка, целеустремленность, профессионализм, а также управление и умение планировать работу детально раскрываются в выпуске.

По дороге к конезаводу нам показывают отзывчивых местных жителей, природу юга Казахстана. Спустя столько времени местные бережно хранят историю жизни жеребца Абсента и рассказывают друг другу.