Как устроена жизнь в регионах, которую принято игнорировать

JOLDA’U в Костанае: уютный город с характером

Костанай расположен на севере Казахстана, в пределах плато Торгай, на берегу реки Тобыл. Город живет в своем ритме — неспешном, размеренном, но при этом наполненном историей, культурой и перспективами. В новом выпуске JOLDA’U команда проекта показывает, как Костанай балансирует между наследием прошлого и стремлением к будущему, сохраняя свою самобытность.

В скором времени у города и региона есть шансы превратиться в перспективный мегаполис с развитой инфраструктурой, системой внутреннего туризма и промышленностью. Зимой здесь отличные условия для катания на санях и снегоходах, а также для лыжных прогулок.
JOLDA’U исследует город, выходя за рамки туристических образов, чтобы показать настоящие истории людей, которые создают и развивают Костанай сегодня.

В центре Костаная, на пересечении проспекта Аль-Фараби и улицы Алтынсарина, располагается пешеходное пространство. Оно включает площадь перед акиматом, соседствует с Центральным сквером и Казахстанско-французским торговым центром.

В Костанае никто никуда не спешит, образ жизни здесь плавный и размеренный. Это место, которое сохраняет свою самобытность, но при этом открыто к переменам. Временные рамки здесь очень размытое понятие. Сначала это раздражает, но со временем привыкаешь и начинаешь удивляться, куда эти жители больших городов постоянно спешат.
Черные страницы истории
История Костаная тесно связана с советским прошлым. Именно репрессии, коллективизация и освоение целины сформировали этот город. Можно сказать, что советская репрессивная машина сформировала Костанай таким, каким мы его знаем сегодня. Толчком к появлению города стала волна репрессий, связанных с коллективизацией и раскулачиванием. Большевики, захватив власть в Кустанае, в 1918 году первым делом разоружили офицеров, создали военный совет и закрепили советскую власть в городе и уезде. Совет рабочих, крестьянских и киргизских депутатов начал опись и приемку владений населения уезда.

Но большевицкая власть длилась недолго. В городе начались брожения, крестьяне не хотели отдавать имущество, хлеб. Народ стал раскалываться на противоборствующие стороны, и от спокойной жизни в городе не осталось и следа.

В Костанае о тех жестоких событиях напоминает сохранившийся историко-революционный памятник «Красная расстрельная стена», который находится во дворе старинного здания «Народный дом». Это место расстрела красногвардейцев, партийных и советских работников в 1918–1919 годы. Красная стена — фрагмент амбара на месте купеческой усадьбы. Она выложена из обыкновенного глиняного кирпича. На поверхности стены до сих пор отчетливо видны следы расстрелов, дырки и вмятины, оставленные оружием. На мемориальной доске надпись: «У этой стены в апреле 1919 года карателями Колчака проводились массовые расстрелы красных партизан, участников Кустанайского крестьянского восстания».
Жизнь в городе
Костанай — город, где переплетаются эпохи, и каждое его место может рассказать свою историю. На улицах можно встретить не только знаковые для Казахстана статуи всадников-кочевников и популярных барсов, но и оригинальные арт-объекты, вписывающиеся в ритм современного города. Для тех, кто интересуется историей, стоит обратить внимание на бирюзово-золотую мечеть Марал Ишан, построенную в 1893 году, а также на дома в красном сибирском стиле, которые олицетворяют эпоху конца XIX века. Они находятся в самом центре Костаная, и для того, чтобы прикоснуться к этим страницам прошлого, не нужно далеко уходить.

Особое внимание привлекают купеческие особняки, такие как дома Войшева, Воронова и Сенокосова. Эти здания рассказывают о богатой истории города, о том, как жил и развивался Костанай в начале XX века. Не менее важным архитектурным наследием является модерновый пассаж Яушева, в котором теперь размещается областной историко-краеведческий музей. Прошлое запечатлено в памятниках времени покорения целины. Монумент на площади Целинников и техника середины 1950-х годов на открытой площадке Костанайского областного историко-краеведческого музея напоминают о значимых событиях той эпохи.

Но и в наши дни Костанай продолжает удивлять. Одним из самых ярких современных зданий города является православный Кафедральный Константино-Еленинский собор с его величественными золотыми куполами, который выделяется на фоне городской застройки.
Региональная школа журналистики
Костанай известен сильными редакциями журналистов. Региональные СМИ часто не воспринимают всерьез на фоне республиканских, но костанайские журналисты авторитетны среди коллег. Здесь работают сильные репортеры, фотографы и документалисты, которые рассказывают о городе и регионе без прикрас, но с глубиной.

Сокращение бюджета изданий, усиление конкуренции и недоверие к прессе — это лишь некоторые из факторов, которые оказывают влияние на будущее фотожурналистики. Но фотографии не теряют своей силы, а технологии открывают фотографам невиданную ранее свободу творчества. Костанай ждет новых визуальных историй, и в этом жителям города помогает журналистка Лариса Божко.
Культурный код города
Азамат Чукеев — человек, для которого театр всегда был чем-то большим, чем просто профессия. За годы работы он успел не только побывать на сцене, но и занять руководящую должность, взяв на себя ответственность за развитие коллектива. Однако спустя полтора года Азамат принял осознанное решение вернуться к актерскому искусству, оставив управление театром молодому специалисту Асхату Зауатбеку.

По словам Азамата, быть руководителем — сложная задача. Это не только административные обязанности, но и умение заботиться о коллективе, создавать условия для творческой самореализации актеров. Новый директор, Асхат Муратович, сумел не только продолжить активную деятельность театра, но и привлечь в труппу 15 молодых актеров со всего Казахстана — задача, которая в современных реалиях становится все сложнее. Как отмечает Чукеев, выпускники творческих вузов нередко воспринимают регионы как провинцию, предпочитая оставаться в мегаполисах, даже несмотря на нехватку рабочих мест.

Но театр — это не только актеры. Это и зрители, их интерес и вовлеченность. В Костанае театр сталкивается с особенностями региона: в городе до сих пор русский язык остается доминирующим, и далеко не все местные жители в достаточной мере владеют казахским. Тем не менее театр делает все возможное, чтобы быть доступным для всех: спектакли сопровождаются синхронным переводом, а сам зрительский состав включает не только носителей казахского языка, но и тех, кто только начинает погружаться в казахскую культуру.

В 2025 году коллектив намерен поставить пять новых спектаклей, провести зарубежные гастроли и пригласить для сотрудничества известных иностранных режиссеров. Азамат Чукеев с энтузиазмом говорит о будущем театра, подчеркивая, что его главная миссия — духовно обогащать зрителя, направлять и вдохновлять.