ОБЩЕСТВО

Красивая жизнь с помощью онлайн-курсов: кто такие инфоцыгане и почему казахстанцам не стоит им доверять

Признайтесь, как часто вы слышите от знакомых об очередной покупке курса, онлайн-марафона или чек-листа? Сегодня сложно не захотеть красивую жизнь как с картинок Инстаграма, особенно когда популярные блогеры с большой аудиторией активно демонстрируют свой «успешный успех». А если они еще и предлагают вам уникальные «рецепты счастья» собственного авторства — сложно удержаться, ведь «чем я хуже?» или «я могу так же, только узнаю как». Авторка The Voice Media Мадина Нуркина разобралась, почему пользователи Казнета активно покупают такие инфопродукты.
Кто такие инфоцыгане
Выдавая себя за бизнес-тренеров, коучей и мотиваторов, инфоцыгане обещают подписчикам красивую жизнь, духовное просветление и «успешный успех», достичь которого можно, купив у них курс, гайд или марафон. Но на самом деле в них нет никакой практической ценности. Феномен популярности таких продуктов прост: хорошо жить хотят все.

Важно отметить, что термин «инфоцыгане» неполиткорректный и используется лишь при высмеивании деятельности таких блогеров. Здесь «инфо» означает информацию, то есть те же курсы, гайды и марафоны, которые они продают.
Такие люди умело пользуются всеми фишками маркетинга и психологии. Находя «боли» простых людей, бьют именно по этим уязвимым точкам: развод, потеря работы или жизненного ориентира, длительные финансовые затруднения, личные проблемы. Убедительные речи блогеров и отчаяние людей заставляют их покупать те самые «марафоны желаний» или гайды, которые, как волшебная таблетка, должны спасти им жизнь.

Но зачастую интернет-пользователи разочаровываются в результатах, а кто-то даже пытается запретить «надувательства». Например, в ноябре 2023 года в Казахстане запускали онлайн-петицию против инфоцыганства. В ней требовали принять законодательные меры, которые позволят пресекать деятельность, связанную с созданием и продажей бесполезных инфопродуктов.

Масштабы инфобизнеса в Казахстане
В Казахстане инфобизнес активно развивается и многие инфобизнесмены имеют сотни подписчиков. Всё из-за доверия местных жителей. В условиях высокого уровня бедности в стране люди часто ищут быстрые решения своих проблем и волшебную таблетку, что делает курсы и тренинги от инфобизнесменов особенно привлекательными. Я решила рассказать о самых ярких фигурах казахстанского инфобизнеса.
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Куаныш Шонбай — бывший ресторатор, сейчас коуч по личностному росту, пишет книги. Создал первый онлайн-университет в Казахстане. Там он проводит консультации и семинары, а также тренинги по карьерному и личностному росту. Его профиль в Инстаграме насчитывает почти 350 тысяч подписчиков. Это позволяет увидеть масштаб доверия людей к его продукту.

У блогера есть онлайн-сервис, в котором вы можете приобрести услуги по тарифам. Стоимость самого дешевого — 29 000 тенге в месяц, самого дорогого — 698 000. Эта цена кажется вполне подъемной, но учитывая количество подписчиков Куаныша и качество его инфопродукта, страшно представить, какие деньги он в результате получает.

Он заявляет, что с помощью навыков психотерапии и коучинга будет работать с вашим подсознанием: уберет блоки из головы, поможет найти инструменты для достижения цели. Кроме того, проводит офлайн-тренинги в Актау и обещает помочь выйти на большой уровень, масштабировать свои доходы без рисков. Стоимость входа в 2022 году составляла 1 700 000 тенге.
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Психолог, нейробиолог, гипнотерапевт и просто предприниматель — Ахметбек Нурсила. Бизнес-тренер основал школу предпринимательства в 2017 году, которая была очень похожа на «Бизнес Молодость» российского блогера Аяза Шабутдинова. Предприниматель и инфобизнесмен открыл онлайн-школу, где обучал людей тому, как стать успешным в бизнесе. Чуть позже его обвинили в мошенничестве. 8 участников курса отдали ему 5 000 000 рублей и обвинили в том, что информация, которую дает Аяз, не несет в себе никакой ценности. По их словам, содержание программ сводилось к тому, что «надо верить в себя — и всё получится». Сейчас он находится в СИЗО.

Сегодня он пропагандирует лечение без таблеток — с помощью гипноза. Тысячи казахстанцев доверяют и несут деньги Ахметбеку. В основном это люди престарелого возраста, которые хотят вылечить онкологические заболевания без медикаментозного и операционного вмешательства. Подписчиков у него тоже немало — целых 272 тысячи.

Пожалуй, самый известный из всех инфобизнесменов — Нурлан Байдильда. Он называет себя экспертом по тендерам и заявляет, что заработал на них более 30 000 000 долларов. Позиционирует себя как бизнес-тренер и «помогает» казахстанцам разбогатеть.

«Как новичку выиграть тендер на 1 000 000 тенге» или «Хотите я подарю вам тендер» — эти и другие видеоролики можно найти на его страницах в социальных сетях. Помимо этого, он помогает развивать бизнес с Китаем и учит предпринимателей начать свое дело, но только делает он это, естественно, не бесплатно. Стоимость пакетов стартует всего лишь от 12 990 тенге, что позволяет обманывать людей даже с небольшим заработком.
Когда инфобизнес не работает
Помимо коучей, бизнес-тренеров и психологов, «надувательством» занимаются и лайфстайл-блогеры. В особенности семейные пары. Например, пара Жанабыловых постоянно создает инфопродукты. Блогеры предлагают подписчикам карты желаний, которые помогут им исполнять их мечты. Ее стоимость — 10 000 тенге.
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Особенно популярны онлайн-курсы, которые помогают освоить востребованные профессии, например SMM-специалиста. Их стоимость, конечно, выше, поэтому многие интернет-пользователи даже брали рассрочки и кредиты, чтобы оплатить обучение. Активные стали снимать мнения и разоблачения, а те, кто попадался на их уловки, — видео в слезах о том, что курсы Жанабыловых не стоят своих денег. Кстати, деньги они отказываются вернуть, в случае если вам не подошло их обучение.

В 2022 году моя подруга купила онлайн-гайд по SMM у этой семейной пары. Тогда он стоил 25 000 тенге. Как вы могли догадаться, заниматься этим она не стала, так как курс не оправдал ее ожиданий.

20 человек купили курсы по продюсированию у блогерки из Алматы Жулдыз Акболат и остались недовольны.

«Курс рассчитан на 70 дней. Однако мы проучились лишь 40 дней. Автор проекта не выполнила своего обещания. А ведь сколько человек приобрели курс, взяв деньги в рассрочку», — говорит жительница Алматы Ерке Турлы, которая и сама купила курс в рассрочку. Кстати, стоили они 500 тысяч тенге. И это в 2022 году.

Вспомним еще одну популярную блогерку — «Мамаситу». Помимо множества курсов, она даже умудрялась продавать красные нити, которые обрели огромный резонанс в Казнете. По ее словам, они защищают от сглаза и передают положительную энергетику. Тогда блогерка получила много хейта. Стоил такой кусок красной нитки 4 500 тенге.

Запустить свой инфобизнес успел даже знаменитый блогер, журналист и бизнесмен Бейбит Алибеков. Год назад в подкасте «AITPA» он сам высмеял инфоцыган, задав вопрос: «Кто им вообще доверяет?», а на то, что кто-то из присутствующих в зале посещает такие тренинги, ответил только смешками.

Но спустя время Бейбит запускает собственное наставничество, которое ничем не отличается от сотни других инфокурсов. Здесь он обещает «весь набор инструментов для запуска или масштабирования бизнеса и построения личного бренда». Стоимость шестинедельного курса Алибекова обошлась каждому ученику как минимум в 10 миллионов тенге. Точную стоимость курса теперь сложно узнать — информацию о своем наставничестве Бейбит удалил из всех социальных сетей.
Из этого кейса наглядно видно: инфокурсы — это в первую очередь заработок для того, кто их продает. Цены порой шокируют, а люди, у которых нет возможности приобрести курсы наличкой, оформляют кредиты и рассрочки. Таким образом, инфоцыгане обогащаются за счет простых и ведомых подписчиков. Если искренне хочется помочь всем, то почему бы не сделать это безвозмездно?
Резюмируя, можно отметить, что прежде всего каждый человек сам несет ответственность за свои действия, а уже потом остальные. Помните, не существует никакой волшебной таблетки, которая быстро обогатит вас. Обращайте внимание на человека, который пытается продавать онлайн-курсы, изучайте его репутацию, не ведитесь на агрессивный маркетинг и отвергайте любые манипуляции мистикой и эзотерикой.