Позитивный эксперт

Давайте перестанем воспитывать лгунов. Советы родителям, как развить привычку говорить правду

Всем привет! На связи Гульнур Латып, эксперт позитивного родительства, мама пятерых детей от двух до семнадцати лет. Мой жизненный опыт и академические знания позволяют мне находить мягкие и эффективные решения в воспитании детей. И это моя колонка о главном и актуальном.
Все зависит от ваших реакций. Давайте расшифрую: от того, как вы реагируете на ситуацию, зависит, будет ли ребенок с вами честен и станет ли доверять вам в будущем. А подробнее об этом я хочу рассказать в своей истории о том, как добиться, чтобы ребенок всегда говорил правду. Несколько лет назад случился день, который научил моего сына Тамана не лгать.

Я сидела на кухне и пила любимый цветочный чай, дети разбежались. Вдруг тишину прервало сообщение в чате соседей: «Уважаемые соседи, кто-то разбил окно в одном из домов коттеджного городка. Свидетели говорят, что там катались на велосипедах мальчики 9–10 лет».
У меня интуитивно пробежала дрожь по рукам.

«Неужели мой?» — подумала я. Но в голове уже закрутился водоворот мыслей: «Все сходится: к нему пришел друг, они вдвоем поехали кататься. Возраст тот же, подходят по описанию… Но неужели мой сын мог разбить окно?!» Поток не прекращался.

Я решила себя не мучить, а выяснить, причастен ли он к происшествию. Но действовать решила аккуратно, ведь если я налечу с расспросами, напугаю его — страх заставит лгать. Я этого не хотела. Если он все же совершил проступок, то мне нужно:

1. Подвести его аккуратно к самостоятельному признанию.
2. Выяснить, почему и для чего он так поступил.
3. Пробудить в нем раскаяние и помочь сделать выводы.

Задача не из легких, я решила ждать мальца с прогулки и не форсировала событий. Спустя несколько часов он вернулся, и я его позвала к себе.
— Сынок, в чате соседей написали, что кто-то разбил окно одного из домов. Очевидцы видели двух мальчиков на велосипедах… Ты что-то знаешь об этом?

Я старалась сохранять безмятежный вид, чтобы мой план сработал. Далее продолжила:

— Сейчас они проверят камеры и через час узнают, кто же это сделал.

Я продолжала смотреть в окно и краем глаза наблюдала, как Таман побледнел, замер.

— Мама, а если они увидят нарушителей?
— Напишут в чате, сынок.
— Мама, а если это произошло нечаянно?
— А ты что-то знаешь? Ты что-то хочешь мне рассказать? Если вдруг ты причастен, то мне нужно знать правду, чтобы суметь защитить тебя.

— Это сделал я! — вдруг начал Таман, и голос его начал дрожать. Думаю, от страха за мою реакцию. Я понимала, что он больше мне не расскажет правды, если я среагирую эмоционально и начну осуждать. Так я лишь создам установку в его голове: «выгоднее лгать, тогда не будет осуждения и негатива», — дети вырастают в патологических лгунов в результате таких ситуаций с неправильной реакцией родителей.

Я ждала его ответа, поэтому полностью сконцентрировалась на своих реакциях. Я следила за своей мимикой, потому что улыбка продемонстрировала бы ему спокойствие, но вместе с тем одобрение его поступка, но мне этого не хотелось. Поэтому лицо мое было серьезным, и эта реакция мне показалась самой правильной:
— Как так вышло, сынок?
— Мы катались с И. по городку, проехали мимо заброшки (так они называли пустующий дом). Я сказал другу, что там обитают призраки, об этом говорили все мои соседские друзья. Он не поверил мне, мама. Тогда я решил ему доказать. Мы подъехали ближе к окну и заглянули в него. Но никого не увидели. Мы ждали минут двадцать, привидение не появилось. Тогда я решил вызвать его к нам, взял камень и бросил в окно. Потом второй, третий. Видимо, последний оказался слишком большим и разбил окно. Мы испугались и быстро уехали оттуда.

— Что ты чувствуешь сейчас, Таман?
— Я боюсь.
Страх — это нормальная эмоция для ребенка в такой ситуации, я это понимаю. Но нужны были и другие — например, сожаление. И я решила дать ему почву для размышлений.
— Таман, ты любишь наш дом?
— Конечно!
— Помнишь, как мы уезжали отдыхать на целый месяц? Наш дом тогда тоже мог считаться заброшкой. Представь, что твои друзья пришли и разбили нам окно. Что ты почувствуешь?

В глазах Тамана я увидела гнев, ярость, обиду, а затем сожаление — именно его я ждала.
— Я понял, мама, это очень обидно, я бы не потерпел.
— Сынок, наши соседи, которые уехали и оставили дом, также сейчас расстроены.

Таман растерялся и не знал, что делать дальше. Он нуждался в «дорожной карте»: как правильно действовать дальше и что делать с этими эмоциями.

Я продолжила:
— Я могу дать тебе совет?
Я всегда стараюсь спрашивать у детей, готовы ли они к советам. Причинять добро — это не самая лучшая привычка для родителя.
— Да, мама.
— Пока никто не знает, кто это сделал, иди и признайся. Вспомни, я всегда повторяю: «Если признаешься сам, достоинства в тебе будет больше, нежели правда всплывет сама собой».
— Как мне это сделать?
— Беги к соседям и все расскажи.

Мы вместе прорепетировали его объяснения, и он ушел.
После его ухода я вспомнила, что дом пустующий. До возвращения Тамана у менеджера городка я запросила номер хозяев. Контакт мне прислали, но с пометкой «писать на вотсап». Когда Таман вернулся домой, я передала ему номер и предложила написать сообщение самому.

Я не стала писать за него, хотя это было бы логичнее — как взрослый взрослому, не правда ли? Но таким образом я оградила бы его от ответственности, которая нужна каждому мужчине, даже если ему всего десять лет. Я считаю эту ситуацию хорошим уроком с большим количеством ценных осознаний. Говорить правду родителям легче, если в доме практикуется уважение к правде. А вот признаться чужому человеку в ошибке и порче имущества — это действительно тяжело, на что не каждый взрослый способен, а речь идет о ребенке.
Спустя некоторое время Таман морально настроился и закрылся в комнате. Он долго не спускался, я терпеливо ждала. Прошло полтора часа, и Таман пришел ко мне заплаканным и с роем мыслей в глазах. Мне не терпелось узнать, о чем он думает.

— Все в порядке?
— Да, я написал.
Он протянул мне телефон. В нем было длинное сообщение от него. Начиналось оно со слов: «Здравствуйте, меня зовут Таман. Я живу в доме…, я хотел бы признаться, это я разбил Ваше окно», — а далее следовала вся та история о привидении. Он извинялся и просил разрешения восстановить разбитое окно и назвать сумму ущерба.
Меня охватила гордость за его отвагу. Я обняла его и почувствовала, что у него стоит ком в горле.

— Можно я прослушаю ответ?
— Да, — ответил Таман, и его глаза резко увлажнились.

Оказалось, что наша соседка отправила ему голосовое, которого он совсем не ожидал. От ее слов он плакал. Через несколько секунд я плакала вместе с ним…

«Таман, мне очень приятно с тобой познакомиться! Я, если честно, не ожидала, что кто-то признается в этой проделке, и мне очень приятно, что ты нашел в себе мужество сделать это. Ты очень хороший и воспитанный мальчик, я на тебя не злюсь, меня радует, что рядом со мной живет такой ответственный и честный ребенок…» После этих слов она щедро одарила его пожеланиями счастливого будущего и отказалась от возмещения ущерба.

Меня, как и Тамана, растрогали ее слова, и вместо гнева он получил поддержку и одобрение. Думаю, эта милая женщина была также удивлена поступком десятилетнего мальчугана, который так неожиданно признался в проступке. Именно поэтому она осыпала его любовью и благодарностью вместо гнева или упреков.

Мы плакали, крепко обнявшись с сыном. Слова в эти минуты были излишни. В этот день он заметно повзрослел: научился говорить правду.

Этой историей я напоминаю всем родителям, как важно правильно реагировать в такие моменты.
Давайте разберемся, что именно помогло Таману извлечь урок и сделать выводы, которые помогут вам сбавить температуру во взаимоотношениях с ребенком в подобных ситуациях.

1. Все имело значение: моя первая реакция, мимика, жесты, тембр голоса. Не должно быть никакой паники, агрессии или осуждения. Я вела себя как независимый эксперт и прояснила ситуацию через череду вопросов.

2. Моя дорожная карта состояла в том, чтобы дать Таману направление, но не решать за него и не брать ответственности.

3. На определенных этапах родитель может выступить в одной команде с ребенком, чтобы не отвлекать его от исполнения первостепенной задачи. В этом случае я помогла на этапе поиска способа связи.

4. Постарайтесь сохранить независимость и не вмешиваться во внутренние процессы ребенка. К примеру, я ни одного слова не вставила в текст сообщения, но помогла ему отрепетировать речь, так как это был первый опыт признания — ведь он сомневался в себе, что могло закончиться провалом. Прекрасно сработали слова, которые он самостоятельно подобрал, и таким образом окрепла его вера в себя.

5. Он запомнит эту ситуацию на всю жизнь, и в его воспоминаниях не будет моего участия — только он сам! Он сам разбил окно, сам признался, сам составил текст, сам связался, сам извинился, сам удивился, сам гордился собой.