Любовь (2012), реж. Михаэль ХанекеНачать хотелось бы с самого сложного, наверное, фильма из представленных. Михаэль Ханеке — мастер видеоряда, который физически тяжело смотреть (сразу же вспоминаются кадры «Забавных игр» или «Пианистки»). Как выразился
один кинокритик, его фильмы представляют собой «самый разрушительный и страшный кошмар». «Любовь» смотреть почти невозможно: настолько психологически и физиологически достоверно выглядит все происходящее на экране.
В этом фильме одни из последних своих ролей сыграли великие французские актеры Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива, а их дочь играет выдающаяся актриса Изабель Юппер.
В фильме Ханеке любовь — это чувство, которое буквально переживает бренность человеческой жизни. Сначала один из героев умирает ментально, затем физически, а в конце мы понимаем, что остается только одинокий, опустевший дом, в котором разыгрывалась вся драма. Концовка, которая как бы зацикливается со вступительными кадрами фильма, говорит нам о том, что так проходит жизнь, так проходит любовь. Горечь от последних кадров обволакивает зрителя. В нашем мире, где население стремительно стареет, где чудеса медицины позволяют жить очень долго, этот фильм будет становиться все более актуальным. Сохранить свою любовь несмотря на старческие недуги — и больно, и прекрасно одновременно. Естественно, всматриваясь в морщинистые лица героев, ставишь себя на место каждого из них: а как бы ты поступил?
Жизнь Адель (2013), реж. Абделатиф КешишНашумевший фильм, который вышел всего лишь через год после фильма Ханеке, но, кажется, что это было только вчера: настолько яркой и многогранной получилась картина Кешиша. Во-первых, конечно же, актрисы: здесь блистательные роли сыграли Леа Сейду и Адель Экзаркопулос — они стали первыми, кто получил «Золотую пальмовую ветвь» (как правило, это именно режиссерская премия).
Синий цвет волос Эммы вы надолго запомните. Эротические сцены контрастируют с бытовыми, в которых постепенно умирает любовь. Ревность, скука, непонимание — зритель за неполные три часа детально узнает, что бывает в отношениях, в которых никто из сторон не прилагает усилий, чтобы сохранить чувства. Синее платье, в котором мы видим Адель, становится трагически красивой рифмой всем их мучительным отношениям.
Удивительно, но эта картина стала пока творческой вершиной для французского режиссера тунисского происхождения, — пока повторить успех десятилетней давности ему не удается. Кешиш даже обещал снять сиквел к «Жизни Адель», но продолжение он так и не снял. Думаю, это и к лучшему.
Зрителю же, который по нашей рекомендации решится посмотреть фильм, лучше разбить просмотр на два вечера: режиссер в редкой для современного кино, разбил его две части (назвав их «Глава 1» и «Глава 2»). Вышло это, кажется, случайно — больше из-за длинного хронометража, но эффект от такого «разбитого» просмотра возникает стереоскопический: пережив с героями первую часть, прокручивая в голове увиденные кадры, можно с новыми силами сесть за просмотр второй части.
Обычно победители Канн являются одними из фаворитов на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм»; в этот же раз фильм Кешиша даже не стали отбирать в long list: крайний срок подачи заявок на «Оскар» — 1 октября, а фильм в американский прокат выпустили только в середине октября (режиссер слишком долго дорабатывал картину для американского кинорынка), а киноакадемия не стала делать исключение из правил.
Любовь, сбивающая с ног (2002), реж. Пол Томас АндерсонЭто необычная картина… Нет, не так: это необычная романтическая комедия… Нет, снова не так: это необычная романтическая комедия с Адамом Сэндлером в главной роли. Этот фильм выбивается из всех списков и подборок, в которые его пытаются включить. Вот и в нашей пятерке фильмов о любви он самый «попсовый». Но само имя режиссера, который снял «Магнолию» и «Нефть», должно вас насторожить: все далеко не так просто, и расслабиться при просмотре этого фильма не получится.
В картине главный герой — предприниматель Барри с неким ментальным состоянием, о котором не говорится прямо, — проходит через множество барьеров современного общества и находит свою любовь в лице подруги своей сестры. Это событие меняет его характер («любовь окрыляет») — это надо видеть. Как написал обозреватель Newsweek Дэвид Ансен, «Любовь, сбивающая с ног» — «романтическая комедия на грани нервного срыва».
И, да, это лучшая роль Адама Сэндлера в кино. А в роли его возлюбленной великолепная Эмили Уотсон.
Поцелуй из этого фильма был номинирован на один из призов MTV. Именно за этот фильм Пол Томас Андерсон завоевал пока единственный свой «Приз за лучшую режиссуру» в Каннах. Еще в этом фильме можно увидеть небольшую, но неотразимую игру Филипа Сеймура Хоффмана.
Поговори с ней (2002), реж. Педро АльмодоварКак отозвался критик The New York Times, если досмотреть картину до конца, то уже невозможно будет «вытравить его из сердца». Это фильм выдающегося испанского режиссера, который, благодаря мастерски закрученному сюжету получил «Оскар» за «Лучший оригинальный сценарий».
В фильме вы не увидите известных актеров, если только вы не знаток испанского кино. Чтобы не спойлерить вам сюжет, перескажем лишь то реальное событие, по мотивам которого был написан сценарий: один из сотрудников румынского морга пытался заняться сексом с якобы погибшей женщиной, но оказалось, что она была в состоянии летаргического сна и проснулась; в результате всей этой истории невольный спаситель даже подвергся уголовному преследованию, хотя даже спасенная жертва и ее родственники были ему благодарны.
Гомосексуальные отношения, матадоры, змеи, балет, театр, провокация — все это и многое другое есть здесь. Но в то же время, кажется, что это не самое главное, режиссер будто расставляет приманки для зрителя, чтобы он смотрел, смотрел, смотрел и оказался полностью вовлечен в психологическую атмосферу фильма.
С одной стороны, на экране вы увидите калейдоскоп разнообразных перверсий: двое любящих мужчин, две неподвижные женщины, и в этом любовном квадрате неподготовленный зритель легко может запутаться, если не сказать, смутиться. В ткань сюжета вплетены многочисленные прыжки назад и вперед во времени, сюрреалистические зарисовки, отсылки к классическим фильмам — в общем, постреализм во всей красе.
С другой стороны, это история оживляющей любви, которая требует усилий, веры, терпения. Любовь — это чудо, которое может свершиться, только если глубоко в нее верить. Да, в конце не будет счастливого «они все поженились», но будет светлая печаль и какая-то иррациональная надежда, которая присуща искренне любящим людям.
Пожалуй, «Поговори с ней» — тот случай, который может заставить взглянуть не только на любовь, но и на жизнь под другим углом. А еще этот фильм можно смотреть несколько раз: с точки зрения каждого из четырех героев картины. Бениньо, Марко, Алисия и Лидия — возможно, в ком-то из них вы узнаете себя?
Жестокая игра (1992), реж. Нил ДжорданЕще один фильм-провокация в нашем обзоре. Всю первую половину своего хронометража он как бы рассказывает одну историю: про террористов Ирландской республиканской армии (действие происходит в период активной борьбы ИРА с британским правительством), про заложников, про погони, нелепые смерти, романтические обещания. Какой-то боевик в духе 80–90-х годов, скажете вы. И да и нет. Уже поведение главного героя, который мечется из одной крайности в другую, ищет свое место в этом мире и никак не находит, говорит нам, что в фильме будут еще неожиданные повороты.
Опять же, не хотелось бы рассказывать сюжет, портить впечатление, раскрывая все ключи. Это действительно хорошо срежиссированный триллер, который будет держать вас в напряжении до последних титров. Любовная линия вроде бы будет здесь не основной, но по-другому, наверное, и не могло быть, учитывая, что фильм британский, на дворе еще только начало 90-х годов и тема гомосексуальной любви еще под негласным запретом. Фильм в итоге на консервативных Британских островах провалился в прокате, а вот в США он стал культовым и собрал определенную кассу. Для режиссера Нила Джордана этот успех был не первым и не последним (посмотрите его фильмографию: после этого он и «Интервью с вампиром», и «Завтрак на Плутоне» снял). А вот для двух актеров, сыгравших главные роли, Стивена Ри и Джея Дэвидсона, «Жестокая игра» стала пиком творческой карьеры. Плюс в эпизодических, но ярких ролях можно насладиться игрой Фореста Уитакера и Миранды Ричардсон.