ОБЩЕСТВО

«Датчане привыкли жить так, чтобы хорошо было не только им, но и людям вокруг». Интервью с Мадиной Жаксылыковой, стипендиаткой программы Erasmus Mundus Journalism

Для The Voice Media Мадина рассказала о своих мотивациях, выборе программы студенческой жизни в Дании и о том, как она узнала о программе, какие шаги предприняла для поступления и каково это — быть частью международного академического сообщества.
Расскажите, как вы узнали об этой программе. Какие еще варианты образовательных стипендий рассматривали?
Я со школы грезила темой академической мобильности и была подписана на соответствующие группы в соцсетях. Примерно на втором курсе бакалавриата я поняла, что хотела бы продолжить обучение на магистратуре, и создала в инстаграме вкладку, куда сохраняла различные возможности, а затем изучала их требования и условия. Почти сразу поняла, что программы Erasmus Mundus — одни из самых щедрых и интересных. В первую очередь меня привлекла программа Journalism, которая подходила мне по интересам, бэкграунду и странам обучения, но я также рассматривала Media Art, Euroculture, а также Global Markets, Local Creativities. Кроме того, в моем потенциальном списке были не менее известные программы Fullbright, Chevening, а также специальные возможности от университетов — Кембриджа, Оксфорда, Париж-Сакле и другие. В конце третьего курса я буквально наизусть знала требования каждой из программ, но моим приоритетом были англоязычные страны и полное покрытие расходов, поэтому Erasmus Mundus Journalism (EMJ) стоял в списке первым — к нему я и готовилась и только на него в итоге подала документы.

Почему вы выбрали именно эту программу? Был ли у вас план Б?
Главным преимуществом программы Erasmus Mundus Journalism для меня стало финансирование: для 22 отобранных кандидатов программа покрывает стоимость обучения в университетах и транспортные расходы, а также обеспечивает ежемесячной стипендией в размере 1000 евро. Поскольку весь период бакалавриата я работала, на магистратуре мне хотелось полностью погрузиться в студенческую жизнь и новую культуру, и такие условия программы показались мне самыми комфортными. В то же время важным для меня критерием были страны, университеты и специализация обучения. В рамках EMJ студент обучается один год в Дании, а затем может выбрать одну из четырех стран: Германию, Чехию, Нидерланды или Великобританию. На бакалавриате я провела семестр по обмену в Польше и посетила много европейских стран, но Скандинавия для этой цели представлялась слишком дорогой, а Великобритания уже вышла из ЕС, поэтому было интересно оказаться в совершенно новых для меня сообществах. Кроме того, Университет City в Лондоне предлагал самую подходящую для меня специализацию — бизнес-журналистику. У меня также был план Б — программа Stipendium Hungaricum (SH), более понятная и менее конкурентная, поскольку Венгрия выделяет довольно большое количество мест для студентов из Казахстана. Собственно, я подавалась только на эти две программы, но после получения приглашения от EMJ отказалась от SH.

Какие требования предъявляет программа EMJ к кандидатам? Есть ли возрастные ограничения?
Конкретно в EMJ оценивается релевантность бэкграунда. Предполагается, что вы должны работать в журналистике не менее трех месяцев. Возрастных ограничений нет. Могу сказать, что моим одногруппникам от 21 до 39 лет и среди них есть как те, кто отдал более 10 лет новостной журналистике, так и те, кто в прошлом изучал медицину, но затем оказался в околомедийных проектах. Немало и исследователей в области коммуникаций и просто PR-специалистов. Всего на моем потоке 81 студент из 42 стран мира — каждый второй из новой страны, и это одна из ключевых особенностей программы.

Каков был ваш опыт обучения на магистратуре в Орхусском университете и чем этот университет отличается от других?
Я завершила первый курс обучения на магистратуре в Орхусском университете (AU) в городе Орхусе (Дания). Это один из самых старых и крупных университетов королевства, основанный в 1928 году. Он выпустил несколько нобелевских лауреатов по экономике и химии. Журналистика — относительно новое направление для AU, и в этой области университет сотрудничает с другим институтом — Датской школой журналистики (DMJX). Фактически в AU мы обучаемся на факультете политологии, и там нам читают лекции, а с преподавателями, имеющими опыт в СМИ, мы взаимодействуем в DMJX, где у нас проходит практика. Я считаю, что AU и Орхус в целом — это одно из лучших мест в мире для получения академических знаний и реальной учебы. Несмотря на то что я окончила бакалавриат, только здесь я научилась проводить должный анализ литературы, не говоря уже о самих исследованиях. Сам город интернациональный и, хоть и является вторым в стране после Копенгагена, тихий и спокойный. В сентябре я уже буду учиться в лондонском Университете City, и, вероятно, атмосфера кардинально поменяется.

Как образование, полученное в Казахстане, связано с вашей текущей магистерской программой?
В Казахстане я окончила бакалавриат по специальности «Журналистика и репортерское дело», и здесь я продолжаю изучать журналистику в контексте глобализации на уровне магистратуры. В Лондоне специализация сузится до бизнес-журналистики. Я ожидаю, что здесь добавят знания из экономики, но в основе будет дата-журналистика, которой я занимаюсь последние три года. Длительность обучения составляет два года: один — в Орхусе, второй — в Лондоне или другом городе из списка, который вы выбираете при подаче заявки.

Опишите процесс подачи заявки на программу Erasmus Mundus Journalism. Какие документы требовались для участия?
Подробный процесс подачи заявки описан на сайте, в разделах Selection criteria, Admission requirements и Applicaton Process, и он немного видоизменяется из года в год. Пакет документов стандартный: Application Form (открывается 1 ноября и включает несколько вопросов-эссе, которые работают как мотивационное письмо), транскрипт на английском языке, документ от работодателя с указанием периода работы не менее трех месяцев, три примера работы, резюме, одна рекомендация от профессора и одна от работодателя, копия паспорта и документ, подтверждающий знание английского языка. Если вы не носитель языка или не получали высшее образование на английском языке (желательно в англоговорящей стране), то необходимо сдать IELTS или TOEFL. В мой год подачи в случае IELTS необходимо было набрать не менее 7 общих баллов, а также не менее 6 баллов в каждой секции. Интервью проходить не нужно.

Можете рассказать, как вы готовились к написанию эссе?
Форма заявки включает несколько вопросов, на которые нужно ответить в виде коротких эссе (лимит слов будет указан). В моем случае это были такие: самый важный профессиональный опыт в журналистике, мотивация выбора специализации второго года, моя академическая компетентность, каким я вижу свое профессиональное будущее и какой должна быть самая важная функция журналистики в вашей стране. За несколько месяцев до подачи документов я выписывала себе в заметки свои сильные стороны, заслуги, награды и другие важные моменты, где я себя проявила. Когда форма подачи открылась и я увидела вопросы, то распределила эти заметки так, чтобы нигде не повторяться (в том числе исключила то, что уже упомянуто в моих рекомендательных письмах). Я упомянула материалы — репортажи и расследования, которыми горжусь, мои способности в визуализации данных, опыт жизни в других странах, а также просто описала свои принципы и ценности. Главное, писать четко по теме и доказывать каждое утверждение, которое вы делаете. Не перескакивать с мысли на мысль. А еще важно перед этим внимательно изучить цели программы и отталкиваться от того, какого кандидата они ищут.

Каковы особенности системы обучения в Дании и какие академические привилегии предоставляет Орхусский университет?
Во-первых, система обучения Дании построена на групповой работе: у нас практически не бывает индивидуальных заданий, поэтому вначале мне и многим моим одногруппникам пришлось преодолевать себя и свое журналистское эго. Но по прошествии полугода чувствуется, что благодаря этому мы значительно улучшили навыки коммуникации и наши проекты становятся более глубокими и деликатными, — часто при обсуждении одногруппники помогают усовершенствовать мои идеи и сообщают неизвестный мне контекст проблемы.
Во-вторых, задолго до начала нового семестра студент Орхусского университета получает детальный план каждого занятия со всем необходимым учебным материалом в цифровом формате, а также описание всех заданий и экзамена. Перед каждым занятием на портале университета открывается доступ к презентации профессора, так что можно учиться хоть дома. Посещаемость не учитывается, при этом аудитория никогда не бывает пустой. Иногда, если я опаздываю, мне даже приходится ждать перемены, потому что сразу не удается найти свободное место в зале, чтобы тихо сесть. Студенты ощущают ценность каждой лекции. Грубо говоря, я могу поспать дольше и не идти на лекцию, но выбираю идти, потому что смотрю на ее описание и знаю, что она проработана, что мне это будет интересно и полезно, — в 80% случаев я оказываюсь права.
Третьим важным пунктом я бы отметила то, сколько академических привилегий дает Орхусский университет: бесплатный доступ к исследовательским базам данных, сайтам для создания визуализаций, отсканированным книгам со всего мира. Даже написание письма спикеру с электронной почты университета (post.au.dk), а не с обычного gmail уже повышает твои шансы на получение ответа. Кроме того, со студенческой картой Орхусского университета вам круглосуточно открыты библиотеки и многие пространства для съемок — во время экзаменов студенты там в прямом смысле живут, оставаясь на ночь.

В университете больше иностранцев или местных студентов?
В университете однозначно учится больше датчан. Иностранных студентов тоже много, но, если не брать в расчет мой поток Erasmus Mundus Journalism (у нас нет ни одного местного студента и используется особая форма обучения), это, как правило, студенты по обмену, приехавшие в рамках Erasmus+ или других проектов. А еще иностранцев можно встретить на факультете Intercultural Studies. Но, так или иначе, эта грань между местными и приезжими стирается, поскольку датчане прекрасно владеют английским. Мои друзья-соседи по общежитию, большинство из которых датчане, например, всегда переходят на английский, если я рядом, поэтому я довольно быстро ощутила себя частью местного сообщества.

Плюсы и минусы жизни в Орхусе?
Из плюсов жизни в Орхусе: все работает как надо; отличные варианты жилья, чистота, экологичность, тишина, уютные заведения, доброжелательные люди, интернациональное сообщество, активная студенческая жизнь, все условия для учебы. Из минусов: дорого (цены между Орхусом и столицей Копенгагеном не сильно различаются, за исключением жилья), небольшое разнообразие еды, неразвитая транспортная система (большинство на велосипедах), не хватает ритма большого города (причем его же мне иногда не хватает и в Копенгагене). Кроме того, я на собственном опыте испытала неэффективность — по крайней мере для иностранцев — датской медицинской системы.
И последний вопрос: каковы отличия в менталитете датчан от казахстанцев?
Их очень много! Но главное — это стремление объединяться. Датчане привыкли жить так, чтобы хорошо было не только им, но и людям вокруг. В первую очередь это проявляется в бережном отношении к природе. Все сортируют мусор, предпочитают передвигаться пешком, на велосипеде или электрокаре, всегда убирают за собой и, если надо, за другими. Недавно датчанка-соседка заметила, что мы стали складывать органический мусор в обыкновенный пакет, — уже на следующий день она поспособствовала тому, чтобы у нас были биоразлагаемые, зеленые пакеты. Коммуникация, умение договариваться и искать компромисс — это важнейшие аспекты датского воспитания. Если ночью у вас планируется шумное мероприятие, то оповестить соседей — незыблемое правило. Здесь люди следуют правилам и доверяют друг другу. Например, мои датские друзья закрывают двери домов, только если уезжают куда-то надолго, а я сама не боюсь оставлять ноутбук в общественном месте, если нужно отойти. Еще мне нравится, что в Дании я уверенно пишу в общие чаты с вопросами, потому что знаю: мне быстро ответят, даже если это никак не касается самого человека. Причем это будет именно помощь, а не ее видимость — и это делает датчан хорошими друзьями и товарищами. Когда я сильно заболела, моя подруга-датчанка каждый день готовила мне еду и ходила за покупками вместо меня. В этом Дания похожа на Казахстан, но в остальном, на мой взгляд, мы больше индивидуалисты и склонны ставить себя и свое благо в приоритет. Однако на это, пожалуй, сильно влияет экономическое положение страны: в борьбе за комфортные условия сложно не ставить свое благо выше общего. Датчанам этот комфорт государство обеспечивает по умолчанию.