ОБЩЕСТВО

Не просто картинка: как мемы стали способом общаться, делиться информацией и продвигать продукты

Как часто вы листаете мемы, делитесь ими с друзьями или даже создаете локальные — между собой? Мемы — это картинки, короткие видеоролики или гифки, которые проникли в общественное сознание, и теперь без них невозможно представить какое-либо важное событие или громкий инфоповод. Каждый день пользователи интернета сталкиваются с ними, общаются посредством таких «смешных картинок» и, конечно, генерируют новые. Чем обусловлена такая популярность и как она влияет на массовую культуру в целом — обо всем этом авторка The Voice Media Мадина Нуркина.
Что такое мем
Согласно термину, который в 1976 году ввел Ричард Докинз, мем — это «ген». Если ген — единица генетической информации, то мем — это единица информации в культурной эволюции. Именно такую идею презентовал ученый в своей книге «Эгоистичный ген». Понятия действительно похожие: и то и другое распространяется, реплицируется, эволюционирует, несет в себе информацию, по-разному, но все же несет.

Оксфордский словарь дает такое определение: «Это изображение, видео, фрагмент текста и т. д., которое очень быстро передается от одного интернет-пользователя к другому, часто с небольшими изменениями, которые делают его забавным».
Есть даже наука, которая изучает мемы и их влияние, — она называется меметика. Она связана с социологией, антропологией, социальной психологией, с изучением массовых медийных средств.
Как появились
Конкретное время появления отследить сложно, кто-то приводит примеры еще с самой древности. Тогда люди оставляли информацию с помощью наскальных рисунков. А кто-то пишет о первых популярных зарисовках в СМИ. На просторах интернета мы нашли картинку с молодым человеком, который думает, что будет выглядеть неотразимо с новой прической и смокингом, а на самом деле это не так.

Это своеобразный прообраз современного мема ожидание — реальность.
Почему так популярны

Мемы — это своеобразный способ общения и донесения информации. Раньше из уст в уста передавались пословицы, поговорки, а сейчас передаются мемы. Они помогают быстро выражать мнение: сегодня можно не писать огромный текст, а просто отправить картинку или гифку, выражающую настроение, какие-то фразы или даже подтекст.
Помогают находить единомышленников: образы, которые очевидны для одной группы, могут показаться абсолютно бессмысленными для другой. Это дает людям почувствовать свою принадлежность к определенному сообществу.

Даже СМИ и диджитал-специалисты используют мемы как способ продвижения, создавая информационные продукты. Один из самых ярких примеров — команда Aviasales, которая очень оригинально подходит к производству контента. Команда внедряет тренды и актуальные мемы для того, чтобы продавать продукт. Это короткие видеоролики с интегрированными популярными фразами или изображениями.
Благодаря легкости генерации мемов каждый пользователь получает возможность не только потреблять контент, но и творить его, при этом не нарушая авторских прав.



Быстрые реакции

С помощью мемов люди высмеивают некоторые ситуации или резонансные инфоповоды. Например, на недавнее задержание Павла Дурова общественность отреагировала незамедлительно. Олимпийские игры в Париже также не остались не замеченными интернет-пользователями. Соревнования по стрельбе неожиданно привлекли к себе большое внимание. Турецкий стрелок Юсуф Дикеч стал героем множества мемов. Он завоевал медаль без особых технических устройств, которыми в стрельбе пользуются все остальные. Его соперница из Кореи Ким Е Джи тоже покорила болельщиков Олимпиады — только своим взглядом убийцы и плюшевой игрушкой. Поклонники делали фан-арты и видеоэдиты в стиле K-pop, а также мемы.
Мемы и ментальное здоровье

Простота мемов подкупает интернет-пользователей, но некоторые даже не догадываются, что главный их плюс — помогать справляться со стрессом. К такому выводу пришли специалисты Американской психологической ассоциации в 2021 году. Врачи изучили реакции людей в возрасте от 18 до 88 лет. Картинки, которые показывали, прошли строгий отбор и, по мнению ученых, были смешными. Оказалось, что если человек чаще просматривает мемы, а не новости, то он реже находится в состоянии стресса. У таких людей чаще наблюдается хорошее настроение, а тревожность существенно снижена.

Что было популярно в Казахстане

В 2017 году голливудский актер, продюсер и кинорежиссер Николас Кейдж приезжал в Казахстан. Его фотография в чапане набрала популярность в соцсетях и стала мемом. Юзеры посчитали, что у актера крайне растерянное выражение лица.
Самый популярный казахстанский шампунь, о котором вы наверняка слышали, — шампунь «Жумайсынба». Справляется лучше Head & Shoulders. Или, например, всеобщая боль казахстанцев — очереди в ЦОН.