О чем пишут
На фестивале «Драма.kz» прошедшей осенью театровед Меруерт Жаксылыкова читала целую лекцию о темах, которые затрагиваются в пьесах современными казахстанскими драматургами. Всего она выделила семь тем: глобализация; социальные сети; психическое и ментальное здоровье; самоидентификация и поиск своего «я»; одиночество; отношения внутри семьи, инаковость и буллинг; виртуальная реальность.
К этому списку можно было бы добавить еще и мощную актуальную, социально-политическую повестку новой драмы. Да, это больше характерно для пьес, которые пока остаются в текстах и только в небольшом количестве добираются до театральных подмостков. Оно и понятно: некоторые режиссеры опасаются. Но за последние пять лет появились сильные тексты с общественной составляющей: драматурги писали о митингах 2019 года, январских событиях, земельном вопросе, Ашаршылық, современной коррупции, то есть на злобу дня, как говорится. В этом смысле современный театр ничуть не менее отважен, чем активизм.
Если говорить о жанровом разнообразии, то в театре почти исчезли современные комедии, зато очень много сложных драматических и даже трагических сюжетов. Здесь, конечно, грандиозное отличие от нового казахстанского кино. Но так рождается и свободная ниша: потенциальной звездой может стать молодой драматург, который решится написать для театра приличную комедию о том, что нас сейчас окружает.