Казахстанские аниматоры о казахстанской анимации.

10 Июля 2023

Знаете ли вы, уважаемые читатели, что первый казахстанский мультипликационный фильм получил бронзовую награду на III Нью-Йоркском фестивале анимационных фильмов и побывал в 48 странах мира?
Это была работа режиссера Амена Хайдарова «Почему у ласточки хвост рожками», вышедшая на экраны в 1967 году.

За прошедшие полвека нашими мультипликаторами было создано около 200 анимационных работ, среди которых есть лауреаты международных конкурсов. На сегодня в Казахстане около 30 частных анимационных студий. Чем живет сегодня казахстанская мультипликация?
Мы поговорили с руководителями нескольких частных студий и одним независимым режиссером о достижениях, мечтах и планах, супергероях и суперсиле, а также о проблемах и особенностях современной казахстанской анимации.

Студия «Реанимация»

Меня зовут Иван Ардашов, я режиссёр и продюсер студии и творческого объединения «Реанимация». По образованию я режиссёр анимационного фильма, магистр искусств Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова. Сейчас работаю преподавателем режиссуры анимации.

О том, как пришел в анимацию, я рассказывал часто: всё началось с детской поделки, показанной отцом, а затем эта профессия просто стала частью моей жизни. Студию мы открыли из необходимости создавать иную, независимую анимацию.

Студия на данный момент специализируется на авторских фестивальных работах. Также мы работаем с коммерцией, делаем рекламу ради денег. От студии мы проводим лекции и мастер-классы и скоро анонсируем анимационный фестиваль.

Особенность нашей студии заключается в том, что она представляет собой больше объединение людей, увлеченных анимацией, чем конкретную статичную структуру. Миссия нашей студии — доказать, что анимацию можно делать без государственного финансирования, анимация может быть разнообразной — и не только для детей.

Какой свой проект вы считаете самым значимым и интересным на данный момент?
Как всегда, самый значимый — тот фильм, над которым я сейчас работаю. В целом для меня важным всегда был мой дипломный проект «Оркеш», который помог мне заявить о себе в нашей индустрии и на мировых фестивалях, и сериал «Кенже Кыз», который, к сожалению, навсегда затерялся на полках «Адай продакшн».

По каким каналам сейчас лучше всего продвигаются отечественные мультфильмы? Какую роль играет сейчас телевидение? Важно ли попасть, например, на канал «Балапан»?
Нашей анимации приходится сильно конкурировать с мировым контентом, пока ни один полнометражный фильм не получил широкого проката, за исключением недельного показа на нескольких экранах и пары фестивалей. Сериалы выходят на платформе YouTube. В стране большая нехватка контента на национальном языке, и YouTube является одним из самых удобных способов распространения. Но на данный момент я не встречал удачного кейса анимационного сериала, который был бы по-настоящему популярен за пределами «Балапан». Проблема продвижения казахстанской анимации во многом связана с нехваткой продюсеров, специализирующихся профессионально на анимации.

Для молодых авторов «Балапан» — это как черная метка. Можно попробовать, получить опыт и сбежать в аутсорсинг или частные студии, где и платят больше, и сроки не такие сжатые. Это связано с тем, что сейчас телеканал является монополистом, и приходится мириться с его условиями.

Какую студию в Казахстане считаете лучшей? Чего, по-вашему, не хватает сегодня казахстанской анимации?
На самом деле в Казахстане сейчас множество студий, у каждой есть свои особенности, но мне нравится, как организована студия ARA Studios, и большие надежды я возлагаю на студию Tasqyn.
Сейчас казахстанская анимация испытывает острую нужду в кадрах, и речь идет не столько о самих специалистах, сколько о педагогах. Нам нужно научиться учиться и экспериментировать, не оглядываясь на уже устоявшиеся мировые индустрии, ведь в Казахстане анимационная индустрия как таковая еще только формируется.

Если бы вы были супергероем, какой суперсилой вы бы обладали?
Я бы хотел обладать суперскоростью, так как мне постоянно не хватает времени.

Есть проект, над которым я работаю сейчас и собираю на его производство деньги. Но он имеет взрослый рейтинг, даже не знаю, подойдет ли он вам.
https://www.canva.com/design/DAFZJxQq8EU/7ZalNU6-LZKXOUZm4Xv11A/view?utm_content=DAFZJxQq8EU&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=publishsharelink
Ссылка на дипломный проект https://www.canva.com/design/DAFZJxQq8EU/7ZalNU6-LZKXOUZm4Xv11A/view?utm_content=DAFZJxQq8EU&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=publishsharelink
Ну и трейлер потерянного сериала «Кенже Кыз» https://www.youtube.com/watch?v=JP0IRofJMH8


ARA studios
Мы студия по производству анимационных фильмов в Алматы — ARA studios 2018 года.
Меня зовут Бақытжан, продюсер студии.

По образованию геодезист-картограф из КазНУ имени аль-Фараби.
Образование по анимации раньше было получить сложнее, чем сейчас, в силу недоступности.

Началось всё это с детства, как и у большинства: рисование героев из мультфильмов, игр и кино. Были попытки делать простые комиксы с этими же героями.
Позже, когда появился софт Macromedia Flash, начались попытки анимации, что было потрясением на тот момент, в 2005 году.

Выбор сферы анимации идет из детства, когда игрушки в руках превращаются в настоящих персонажей у себя дома и придумываешь сюжет на ходу из памяти по фильмам и играм, сопровождая всё голосовыми спецэффектами.
Сейчас студия ждет публикации своего второго короткометражного фильма Shyraq — после участия в нескольких фестивалях. В целом мы хотим выпускать фильмы для семейной аудитории.

Особенность студии в том, что мы не особенные, мы такие же фанаты фильмов и игр, как и большинство из этой сферы.
Наша миссия — это производство анимационных фильмов, несущих в себе духовные человеческие ценности.

Что касается самого значимого проекта, то, по данным нашего Youtube-канала, сейчас первый наш короткий метр The Dog является пока самым значимым и интересным.
https://youtu.be/vppaBE1GBKw

Сейчас сложно сказать, по каким каналам продвигаются отечественные мультфильмы, так как мало информации и самого контента. Но есть тенденция делать мультфильмы «среднего» качества и выпускать на Youtube в надежде, что «взлетит».
Роль телевидения в современном понимании, как и всегда, очень важна. Ведь если речь идет о детском контенте особенно, но и о взрослом тоже, то это инструмент влияния, который способен дать какую-то пищу для ума.

Сейчас не важно попасть на канал «Балапан», важно быть профессионалом и уметь налаживать новые контакты.

Назвать какую-либо студию в Казахстане лучшей пока затруднительно. Смотря по каким критериям их называть лучшими.

Казахстанской анимации сейчас не хватает лучшего образования и в условиях хорошей внутренней конкуренции, которая поощряется. Но в целом всё к этому и идет, нет причин жаловаться и паниковать.

Быть супергероем большая ответственность, вряд ли это мне под силу. Но быть простым героем хотя бы для своей семьи — это уже хорошо.

Независимый режиссер Анита Черных

Меня зовут Анита Черных. Я независимый режиссер анимации, также работаю со студией «Реанимация». По образованию я режиссер анимации. Выбрала это направление, потому что оно объединяет всё, что я люблю: и рисование, и литературу, и кино. Плюс в анимации большой простор для экспериментов, а значит, это вряд ли когда-нибудь мне надоест.

Я создаю короткометражные мультфильмы, которые принято называть «авторскими» или «фестивальными». Большинство моих работ созданы в альтернативных техниках: я работаю с куклами, с бумагой, войлоком, тканями и шерстью, лишь иногда добавляя компьютерную рисованную анимацию. Моя личная миссия — популяризировать в Казахстане мультфильмы не только «как у „Диснея“ и „Пиксара“». Ведь анимация может быть какой угодно: снятой из мусора, пластилина, бумаги, песка — и это тоже очень красиво и круто!

«Реанимация» меня в этом поддерживает, так как там большое количество ребят, которые с радостью вписываются в такие авантюры типа «давайте снимем очередной эксперимент за ноль денег и посмотрим, что из этого выйдет».

Самым значимым на сегодня я считаю свой проект «На птичьих правах» (2021), так как он побывал на большом количестве фестивалей и подарил мне много друзей из анимационного сообщества по всему миру. Но самым интересным для меня является мой новый проект Oiyn который я закончила в этом году, потому что там мне удалось поэкспериментировать с техникой кукольной анимации и искусством ready-made. Плюс этот мультфильм является моим «нытьем» относительно событий в мире на сегодняшний день :)

Наши отечественные мультфильмы сейчас не продвигаются. Если и продвигаются, то исключительно по фестивалям. Телеканалы —- это тусовка для своих, там есть ребята, кто давно уже осел в этой нише и чувствует себя комфортно по какой-то причине. Большинство молодежи, конечно, оттуда бежит: проекты потоковые, неинтересные, платят немного, и роста особо никакого там нет. «Балапан» в том числе.

В казахской анимации не хватает продюсеров однозначно. Те, что есть, умеют только на шее госбюджета сидеть, таким важнее заработать себе уже во время съемок, а не во время проката. Поэтому, конечно, ни продвижения, ни роста, ни рыночной экономики тут быть не может. Я сама с такими «продюсерами» работала не один год и поняла, что это, к сожалению, «шоссе в никуда», сплошной поток проходных проектов и ноль творчества.

У нас не хватает продюсеров, кто мог бы привлекать независимые от государства средства, продвигать новые проекты и авторов. А классных творцов у нас хватает.
Какой суперсилой вы бы обладали, если бы были супергероем?
— О, я бы превращала воду в вино :)

Ссылки на мои проекты
https://drive.google.com/drive/folders/12SPd6YFl0VBOPwcT2trCMgbIzZfRnqdK
https://youtu.be/JP0IRofJMH8

Студия Origanima

В 2017 году мы открылись как дизайнерская студия. Я руководитель студии, меня зовут Belek Sadakbek.

Вначале мы разрабатывали логотипы и делали полиграфический дизайн. Далее запросы начали приходить по анимации, и мы решили осваивать эту сферу. Сам я филолог арабского языка. Анимация и мультипликация для меня — это творческие направления, которые позволяют воплотить мечты в жизнь. Мы, Origanima, по своей природе мечтатели, которые через творчество передают свои желания. Вроде того, как человек мечтает летать, не имея возможности сделать это наяву, мультипликатор может воссоздать это в творчестве с персонажем. И потому выбрали нишу, где мечты превращаются в реальность.

Мы участвуем в создании работ: для студии «Союзмультфильм» — «Петя и волк», «Крутиксы», «Три кота», для МЧС Беларуси — «Спецотряд 112». Делаем музыкальные анимационные клипы для Lynx music. А еще готовим коммерческие и социальные ролики для различных компаний СНГ, например: KPMG, Salyk, Coca-Cola, Sber.

Нас в команде 35 творцов из пяти разных стран. Наши ребята находятся в Кыргызстане, Казахстане, Турции, Иране и России. Название нашей студии происходит от сочетания слов «оригами» + «анимация», потому как ранее в Японии создавали оригами как жест доброй воли. Это подарок, который каждый мог создать и подарить. Мы, в свою очередь, также создаем медиаконтент, с помощью которого до каждого доносим свой жест доброй воли, помогаем реализовать их нужды.

Сейчас мы реализуем проект о Центральной Азии. Центральная Азия как регион мало кому известна, и информацию на медиаполе сложно найти. А ведь у нас богатейшая культура и история. И мы решили рассказывать об именитых и важных личностях, исторических событиях, современных крупных проектах.
Главный канал продвижения сейчас, разумеется, Youtube. Мы не работаем с ТВ-каналами, так как там механизмы сотрудничества совершенно другие. Я телевидение не смотрю уже более 10 лет и уверен, что многие из моих сверстников не особо смотрят ТВ, поэтому мне сложно сказать о его роли.

Казахстанской анимации не хватает конкуренции! Так как стоимость аниматоров из Казахстана значительно дороже, чем в других странах СНГ. Так как в Казахстане мало кто занимается этим и выбора почти нет, а ведь это очень прибыльная ниша. И для ее развития необходимо создать несколько крутых брендов, найти амбассадоров, и мы хотим стать таковыми. У нас есть выход на крутых специалистов из Disney, Pixar и Epic Games, за счет которых мы планируем обучить наших ребят из стран Центральной Азии и объединить рынок, как Сообщество Цифровых Творцов. Мы очень хотим, чтобы рынок анимации был даже привлекательнее, чем IT- и нефтерынок.

Если бы я был супергероем, то хотел бы уметь останавливать время, чтобы успевать выспаться и посмотреть все любимые сериалы.

Мои проекты:
https://youtu.be/eXt2lsRfZk4
https://youtu.be/uRKLxCpRVZM
https://youtu.be/aCfrBP1LY-4
https://youtu.be/rjF7Hlw_wrk
https://youtu.be/Ul3LpysEhBg