Наурыз

Наурыз, Навруз, Ұлыстың ұлы күні, День весеннего равноденствия — у этого события много названий, широкая география и огромная история, уходящая глубоко в древность.


День весеннего равноденствия Наурыз отмечается не только в Казахстане, но и во многих других странах: праздник с зороастрийскими корнями и трехтысячелетней историей распространился из древней Персии на страны Ближнего Востока, Центральной Азии, Кавказа, Причерноморья и Балкан.


В 2009 году Навруз был включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО, а с 2010-го 21 марта официально признан ООН Международным днем Навруза. В нашем большом праздничном материале мы рассказываем о том, как зародился этот праздник, как его отмечают в Казахстане и других странах.

«Новый день»:
из древних времен
и до наших дней
Как и когда зародился праздник Наурыз?
21 марта. Весеннее равноденствие и обновление природы. Каждый год в это время мы с нетерпением ждем театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже и спортивные состязания — арқан тарту, қазақша күрес. Празднование Наурыза — это ежегодная традиция, которая берет начало с давних времен.
Попробуем погрузиться вглубь столетий и узнать больше об этом празднике. Сразу можем сказать, что здесь многое покрыто завесой тайны и уже сложно отделить легенды от исторических фактов. Итак, когда же впервые отмечался Наурыз?

На территории Казахстана не сохранилось каких-либо письменных источников, которые бы могли донести до нас время возникновения древнейшего из праздников тюркских и ирано-персидских народов.

В Казахстане празднование традиционно выпадает на 22 марта, казахи называли этот день – «Ұлыстың ұлы күні». По одной из версий, которую в своей статье приводит доктор исторических наук, профессор Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова Рахым Бекназаров, казахи праздновали весенний день равноденствия под старым названием – Ұлыс. И только после казахско-джунгарских войн и событий, которые вошли в историю под названием Ақтабан шұбырынды, когда большая часть казахских племен была вынуждена откочевать дальше вглубь Центральной Азии, в обиход казахов вошло Наурыз.
Что касается самого праздника, то существует классическая трактовка его возникновения. Общепринятое мнение сводится к тому, что он уходит корнями в язычество, связан с природными явлениями, и праздновался задолго до появления ислама. Несмотря на то что в казахском написании этот праздник называется Наурыз, его этимология говорит нам о том, что это древнеперсидское слово «новруз», что в переводе означает «новый день».

Как пишут исследователи, Наурыз имеет иранское и зороастрийское происхождение, однако на протяжении вот уже более пяти тысяч лет он празднуется различными народами на обширных пространствах: от Памира до Балкан. Наурыз считается светским праздником, которым наслаждаются представители различных вероисповеданий: он остается священным днем как для зороастрийцев и бахаистов, так и для некоторых мусульманских общин. То есть праздник буквально объединил вокруг себя совершенно разные конфессии и народы.

Истоки возникновения праздника

Официальный статус Наурыз, или Новруз, приобрел в Державе Ахеменидов примерно в 550–330 годах до н. э. как религиозный праздник зороастризма. По некоторым данным, происхождение праздника — древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры, а первые упоминания уходят в священную книгу зороастризма — Авесту.
Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике следующее:

«В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сырдарьи и Амударьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».

В произведении персидского поэта Фирдоуси «Шахнаме» начало празднования Наурыза связывается с первыми годами царствования Шаха Джамшида. Согласно преданию, Джамшид спасает подданых от суровой зимы, соорудив трон, усыпанный драгоценными камнями. Он заставил демонов поднять его на колеснице высоко в небо, где он сидел, сияя, как яркое солнце. Его подвиг настолько ошеломил подданных, что они устроили в тот день праздник, провозгласив его Новым днем.

Гениальные просветители Востока Махмуд Кашкари, Абу Райхан Бируни, Алишер Навои, Омар Хайям после себя оставили множество памятников литературы, посвященных празднованию Наурыза.
Старинные ритуалы Наурыза

Наурыз для казахского народа издревле считался временем обновления, и готовились к нему особенно тщательно. Согласно одной из легенд, в ночь с 21 на 22 марта землю обходит Кыдыр-ата, который несет в дом достаток и благополучие. Согласно другой версии, в день весеннего равноденствия землю обходило счастье и заглядывало в каждый дом.

В народе бытует поговорка: «Чем щедрее будет отмечаться праздник, тем благополучнее пройдет год». С этим и связано обилие праздника, обычаев и атрибутов. Накануне дня весеннего равноденствия люди приводили в порядок свои дома, что символизировало очищение и избавление от темноты, отдавали долги, мирились с теми, с кем в ссоре. Как говорили аксакалы: «Когда пир входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной». В ночь перед праздником в знак пожелания изобилия урожая и дождя все емкости были наполнены молоком, кефиром, зерном и родниковой водой.
По словам этнополитолога Сагиндыка Салмурзина, в далеком прошлом этот праздник начинался со встречи рассвета — старинного ритуала «Бұлақ көрсең — көзін аш» («если увидишь родник, расчищай его исток»). Жители собирались у родника или арыка и расчищали его. Затем все вместе под руководством старейшин сажали деревья.

С давних времен у казахского народа существовала собственная, многомерная традиция отмечать Наурыз: она включала көрісу — обряды встреч, очищения природы и почитания памяти предков. В древности, когда казахи вели кочевой образ жизни, ровно за неделю до дня весеннего равноденствия они подсчитывали свой скот и, радуясь, что долгая зима позади, навещали друг друга, обсуждали убытки и приплод, а также готовились к Наурызу. Этот обычай получил название Көрісу күні. До недавнего времени традиция сохранялась преимущественно в западных регионах страны, но в последние годы празднование Көрісу күні масштабно проходит 14 марта по всему Казахстану.
«Көрісу или қауышу күні, или Амал мерекесі — казахская традиция приветствия старших младшими, с просьбой благословения и долголетия. В этот день всем миром, аулом, люди выходят в красочных новых одеждах, приветствуют друг друга рукопожатием, произносят слова «Бір жасын құтты болсын!». При встрече, навещая друг друга, люди справляются о здоровье родных и близких, прощаются давние обиды и ссоры», — рассказывала этнограф Айгерим Мусагажинова.

Однако с течением времени некоторые праздничные обычаи были утрачены. К такому обычаю можно отнести ныне малоизвестный ритуал «Нир-е-Наврузи». Нир-е-Наврузи называли человека, который во время празднования Наурыза верхом на лошади объезжал улицы и развлекал народ своими шутками, песнями и танцевальными представлениями.

Возвращение Наурыза
Двадцатые годы XX века. Позади восстание 1916 года в Степи, революции и Гражданская война. Молодое советское государство активно разрушает прежние устои и строит на их обломках новые. В этом новом времени, конечно, не было места Наурызу. В 1926 году его празднование запретили как проявление национализма и пропаганду религиозного прошлого.
Однако праздник продолжал отмечаться в отдаленных аулах, в кругу семьи и родственников, и память о Наурызе жила. Спустя более чем полвека после запрета праздника, Наурыз снова вернулся в общественную жизнь казахов.

В этом материале рассказывается о событиях, которые происходили в конце 80-х годов XX века, в связи с чем текст содержит топонимы, относящиеся к советскому периоду города.

«Тысячи алмаатинцев стали свидетелями острых словесных состязаний акынов, посмотрели выступления профессиональных и самодеятельных коллективов, соревнования по национальным видам спорта — казахша-курес, тогуз кумалак и многих других», — писала газета «Казахстанская правда» в апреле 1988 года.

Эта статья была посвящена масштабному празднованию Наурыза в столице КазССР 24 апреля 1988 года, которое выпало на воскресный день. Считается, что в этот день, спустя 62 года запрета и попыток предать важный праздник забвению, состоялось первое его празднование. Однако впервые публично и с размахом Наурыз отпраздновали еще в 1986 году — на улицах Ленинского района, в который входили северная и северо-западная части города. Сейчас это Жетысуский район Алматы.

Камила Магзиева в то время работала в райисполкоме Ленинского района: ответсекретарем культурно-спортивного комплекса, одновременно исполняла обязанности ответсекретаря районной комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Искусствовед по образованию, она пришла в райисполком после 10 лет работы в Государственном музее искусств.
— У нас был тогда очень креативный, интересный председатель (Ленинского — Авт.) райисполкома — Гольцов Павел Геннадьевич. Каждое утро он выходил из дома и шел смотреть по району, где у нас чего не так. За каждым из нас была закреплена улица, за порядком на которой мы и следили. Каждую среду в шесть утра я шла по улице Маметовой от Фурманова и до завода Кирова (на улице Космонавтов, ныне Байтурсынова — Авт.) и обратно, смотрела где и что у нас не в порядке. У нас очень хозяйский был такой подход. <…> Наш район в этом отношении был лучшим. Мы зимой проводили пешие походы всем активом района в горы, проводили соревнования по горнолыжному спорту на Шымбулаке, летом ходили на Кок-Жайлау, — вспоминает Камила Тусупхановна.

Камила Тусупхановна вспоминает, что возрождение Наурыза в районе началось с довольно практичной задачи — борьбы с алкоголизмом:

— Идея проведения районного празднования Наурыза появилась в процессе поиска новых форм отвлечения трудящихся от алкоголизма — во время одного из заседаний нашего креативного совета. Это были так называемые посиделки в подвале на проспекте 50-летия Октября, 150, сейчас это улица Райымбека. Подвальчик этот мы своими руками превратили в уютный клуб, где были и фотостудия, и клуб шахматистов, и клуб гитаристов, и нечто, на базе которого потом родился алма-атинский рок-клуб. Зимой у нас был очень удачный новогодний карнавал в ТЮЗе. И кто-то сказал, а давайте весенний карнавал устроим, тем более что казахи новый год весной встречали.
Перед организаторами встал вопрос: как проводить Наурыз и какой должна быть программа праздника, который советская власть запретила аж в далеком 1926 году? К счастью, несмотря на запрет, традиции продолжали жить, а Наурыз праздновали — в отдаленных аулах, в тесном кругу семьи и близких. Так работники райисполкома начали опрашивать знакомых:

— Идея очень понравилась всем. А как его праздновать, мы не знали. И побежали все искать источники: кто в библиотеку, кто в музей. А я побежала домой, к папе, Тусупхану Магзиеву. Он в то время уже закончил свою поэму о Кабанбай-Батыре и завершал перевод Корана, кстати самый полный его вариант. Было ему тогда уже далеко за 80. Поэт, писатель, переводчик, акын и айтысшы, он помнил невероятное количество песен и стихов. Я к нему: «Расскажи мне как это было». Именно он мне рассказал про все традиции празднования Наурыза у казахов, даже то, чем эти праздники отличались у казахов из разных регионов. В общем, на основе всех собранных материалов мы написали первый сценарий. Кстати, почему-то, утверждая наш сценарий, райком партии не разрешил нам называть главное действующее лицо праздника Кыдыр-Ата. Мы его назвали Наурыз-Ата.
В тот год, говорит Камила Тусупхановна, в марте еще было холодно и лежал снег, поэтому праздновать решили в апреле, когда на улице будет сухо и комфортно. Главной площадкой праздника стал ТЮЗ на улице Коммунистической (ныне — Абылай хана). Сейчас это Казахский государственный академический театр для детей и юношества имени Габита Мусрепова на Абылай хана. На территории Ленинского района было множество крупных предприятий: завод имени Кирова, табачный комбинат, ипподром, мясокомбинат и другие. При каждом из них был свой дом культуры.

— Везде самодеятельность, но такая потрясающая. Еще у нас в районе был ипподром, и что мы придумали сделать: они дали нам верблюдов, лошадей… И мы провели шествие по Ленинскому району от ипподрома по маршруту: от улицы Белинского, Сейфуллина и к ТЮЗу. При каждом доме культуре были свои костюмы, были домбристы, которые провели айтыс. Было действительно весело. Но надо же сказать и о том, что до районного праздника смотры коллективов художественной самодеятельности проводились во всех клубах и домах культуры района. Именно оттуда самые талантливые и веселые были приглашены на главный праздник. А потом Наурыз был на ипподроме со всеми необходимыми скачками и соревнованиями, были и байга, и кыз-куу. А вот нашу идею с козлодранием не поддержали. Сказали, что не готовы к таким видам соревнований.

На Наурыз трест столовых и ресторанов подготовил богато уставленные столы с угощениями: и баурсаки, и шелпеки, и кумыс, и бешбармак с казы. Площадки для перетягивания каната, қазақша күрес куресе, соревнования по тоғыз құмалақ и игре в асыки, лянгу.
— Это же уже перестройка, гласность. А потом — мы же молодые, мы в это искренне верили. Была вера, что начинается новая эра, новая эпоха — эпоха свободы. Мы не кричали: «Нам коммунистическая партия!..» Нет. Мы говорили о народном празднике. Мы праздновали Наурыз как рождение новой жизни. Я помню, сценарий переделывали по сто пятьдесят тысяч раз. Тут еще такой момент наступил, что нашим первым секретарем райкома партии стал другой человек. Как бы то ни было, когда что-то делаешь и у тебя поменялось начальство — страшновато, но он — это Таир Аймухаметович Мансуров — нас очень поддержал, и мы с удовольствием такой праздник провели.

В 1987 году Камила Магзиева работала в управлении культуры города. В тот год на Наурыз провели большой смотр художественной самодеятельности, а в 1988 году прошло большое традиционное празднование Наурыза на городском уровне.

— Нам не было трудно, потому что в это время все искали новые формы в проведении культурно-массовых мероприятий, искали новые возможности объединения людей, и нам эти указания поступали сверху. Нам говорили: придумайте что-нибудь, чего не было еще в Советском Союзе, но что было бы народным. И потом — мы были счастливым поколением в свое время. У нас секретарем ЦК по идеологии был Джанибеков (Узбекали Джанибеков, государственный деятель, секретарь Центрального комитета Компартии Казахстана по идеологии и культуре в 1988–1991 годах — Авт.). Это был уникальнейший человек.

Именно с Узбекали Джанибековым связывают возвращение Наурыза в 80-е годы. Он, будучи министром культуры КазССР и секретарем ЦК КП Казахстана, смог донести до московского ЦК, что Наурыз не религиозный праздник, а народный.
— Я считаю, что какой-то очень счастливый промежуток времени мы тогда прожили. Голодно было, конечно, все было в дефиците еще, но тем не менее дух людей был просто потрясающий. И в 1988 году, когда мы готовили празднование, это решалось в горкоме партии.

В 1988 году по городу провели большое шествие: от Старой площади, которая тогда носила название «площадь Ленина», до Центрального стадиона, который стал главной площадкой городского празднования.

— Конечно, было очень трудно найти нужные материалы. Мне мой папа очень сильно помогал. Я приносила песни, которые он помнил наизусть, стихи переписывала, артистам раздавала. А какие у нас артисты были в местных театрах: драматическом, оперном, ТЮЗе!.. Главным режиссером городского праздника была режиссер Оперного театра имени Абая. Да и сами артисты были ходячими энциклопедиями: очень много знали о национальных традициях, большинство из них приехали из аулов, и они были носителями этой культуры, знали как ее подать. И библиотекари с удовольствием, что называется, по крупицам подбирали материалы из библиотечных фондов. А потом и стариков, которые помнили старые традиции тогда было много, — вспоминает Камила Тусупхановна.
Семья Камилы Тусупхановны о Наурызе тоже помнила и праздновала всегда, но очень тихо, в кругу самых близких, чтобы не привлекать лишнего внимания.

— Мы праздновали, но очень тихо, чтобы, не дай бог, кто-нибудь не узнал. Скрывали даже от моего старшего брата, который был членом КПСС. Праздники проходили по-разному. Папа мой вообще был мастер на все руки. Однажды вырезал мне лошадь из дерева. Неожиданный подарок. Оказалось, это был подарок на Наурыз. А апа моя в этот день нарядно одевалась сама и наряжала меня. Потом мы могли пойти в гости к очень близким людям, или они приходили к нам. <…> Я из семьи репрессированных, причем по очень тяжелой статье — 58-10 (статья Уголовного Кодекса СССР за контрреволюционную деятельность — Авт.). Папа двадцать два года по сталинским лагерям, мама — восемь лет. Мама и папа вместе стали жить уже после того, как папа вернулся из лагерей. Маминого мужа расстреляли. Она отсидела и вернулась, стала жить с семьей моего отца, который был младшим братом ее мужа, его женой. Потом папа вернулся, и три старика стали жить вместе.

Дом семьи Камилы Тусупхановны стоял на том самом месте, где позже построят райисполком Ленинского района по адресу Горького, 115, в котором много лет спустя она будет работать. Магзиевых, как и другие семьи репрессированных, выселят из центра на окраины столицы.
— Когда я родилась, меня назвали Гайникамал, потому что апа была Гайни, а мама — Камила. Мама моя была певуньей, она была татаркой и пела татарские песни. У мамы было прекрасное образование. До сих пор храню ее фотографию 1925 года, где она запечатлена с сокурсницами из женской гимназии «Семея». Моя Гайни апа, моя старшая мама, была очень мудрая, очень образованная женщина, училась за границей в свое время, владела семью языками.

Но в советское время ее записали неграмотной, потому что она не владела кириллицей. Она все знала о казахских традициях и многие вещи мне рассказывала: как проводились большие праздники в прежние времена, про Наурыз рассказывала, про то, как наряжались девушки, почему они носили серебряные украшения и украшали свои шапочки перьями филина, как накрывались столы, что и к какому событию готовили, как младшие должны были вести себя перед старшими. Она читала мне наизусть огромные поэмы, такие как «Мунлык-Зарлык», «Алмас Кылыш», учила меня петь. До сих пор помню песню «Ак Тамак».
По словам Камилы Тусупхановны, важной частью возвращения традиции Наурыза стало национальное самосознание, которое во второй половине 80-х годов витало в воздухе.

— В 1988 году нам было тяжелее проводить национальный праздник. Если помните, после декабря 1986-го всех казахов обвиняли в национализме. А нам нужно было сделать этот праздник интернациональным. Но интернациональное возможно только тогда, когда глубоко понимаешь свое национальное. То, что мы начали проводить Наурыз, наконец-то говорить о своем национальном, идентифицировать себя со своей национальностью, гордиться тем, что говоришь на казахском языке, означало, что наступила новая свободная эпоха и что казахи из национального меньшинства в собственной республике превратились в доминирующее большинство, как оно исторически и должно было быть. Подъем национального духа, национального самосознания начался вместе с перестройкой еще в 1985 году. Почему в 1986 году казахи сплоченно поднялись? Потому что уже появилось национальное самосознание, самоидентификация со своим народом, понимание того, что ты тоже имеешь право, — заключает она.
Как празднуют Наурыз
в современном Казахстане
В наши дни Наурыз — один из любимейших праздников казахстанцев, ничуть не уступающий традиционному Новому году. Сегодня Наурыз отмечается не только традиционными обрядами, но и современными мероприятиями, такими как концерты, выставки и культурные программы.

Ежегодное празднование сопровождается различными представлениями и ярмарками, например в Астане в 2013 году состоялось световое шоу, которое создавали всемирно известный художник по свету Курт Вермюлен и сценографист Маркос Виналс Бассолс. В Алматы в 2016 году так же впервые было представлено уникальное световое шоу с 3D-эффектом «Наурыз мейрамы». Это впечатляющее проекционное шоу было показано на фасаде здания Казахского государственного академического театра драмы имени М. Ауэзова.

В связи с пандемией в 2020–2021 годах массовое празднование Наурыза было отменено. К 2022 году распространение коронавируса замедлилось, и все ограничительные меры были сняты, поэтому праздничные мероприятия проводили с размахом. В городах и поселках были организованы концерты, ярмарки, театральные постановки, где жители, спустя долгие два года, смогли насладиться гуляниями.

Обряды, традиции и игры в Наурыз

В преддверии Наурыза казахстанцы традиционно проводят генеральную уборку своих домов, избавляются от ненужных вещей и готовятся к празднику, наряжаясь в праздничную одежду и готовя традиционные угощения. В ночь перед праздником, они наполняют емкости зерном, молоком, айраном и ключевой водой, чтобы обеспечить себе благосостояние в новом году.
Одним из традиционных блюд, готовящихся на Наурыз в Казахстане, является ритуальное блюдо наурыз-коже, которое должно содержать семь основных ингредиентов, включая мясо, злаки, соль, жир и воду, символизирующие удачу, радость, здоровье, благосостояние и божественную защиту. Также на праздничном столе обязательно должно быть угощение белого цвета, символизирующее прибавление света. Еще один праздничный напиток — кумыс, который готовят из кобыльего молока, он считается целебным.

Наурыз отмечается в Казахстане особыми обрядами и традициями. Люди поздравляют друг друга с наступлением весны и желают благополучия. На рассвете совершаются ритуалы, включающие расчистку родников и посадку деревьев, а к полудню накрывается дастархан (считается, что чем щедрее угощения, тем благополучнее будет год).

Один из самых интересных элементов Наурыза — это конкурсы и различные мероприятия, организуемые на улицах и в парках. В честь празднования начала весны, люди играют в национальные казахские игры, устанавливают качели алтыбакан, которые в старину считалась официальным местом встречи молодых юношей и девушек. Только познакомившейся или уже существующей паре можно раскачиваться стоя на разных концах качели и петь песни. В народе существует поверье, что пару, покатавшуюся на алтыбакане ждет счастливое будущее.

На центральных площадях городов устраивают ярмарки и представления, там можно поиграть в разные настольные игры. Например тоғыз құмалақ на быстроту вычислений и логику, где используется деревянная или пластиковая игральная доска с выемками для шариков. Каждая выемка (лунка) носит свое название (арт, тектурмас, атотпес, атсыратар, бель, бельбасар, кандыкакпан, кокмоин, мандай), а две дополнительные называются казанами.
Многие города Казахстана проводят парады, концерты, спектакли и ярмарки, чтобы отметить этот праздник. В Алматы мероприятия проходят в каждом районе, начиная с 21 марта, с утра до вечера. Наиболее популярные места — пешеходные зоны на улицах Панфилова и Жибек жолы, а также на Старой площади. Каждый год на них ставят юрты, проводят ярмарки ремесленников и выставки локальных художников. В разных частях города проходят концерты, с участием детских музыкальных и танцевальных ансамблей, студенческих коллективов и профессиональных музыкантов.

Обязательный атрибут городского празднования — национальные музыкальные инструменты: кобыз, дауылпаз, домбра, сыбызгы и другие. Главный городской концерт традиционно проходит на площади «Астана» у здания КБТУ. В этом году акимат Алматы обещает зрителям театрализованное шоу с участием более 500 артистов, среди которых Алибек Днишев, Роза Рымбаева, Жамиля Серкебаева, Тамара Асар, Парвиз Назаров и другие.

На центральных улицах расставляют палатки, в которых можно приобрести коже, свежеприготовленные баурсаки и другие традиционные угощения.

В этом году программа мероприятий начнется с «Шествия Наурыза»: от Абая до Толе би пройдут беркутчи, артисты в образах героев эпосов, легенд, сказок. Театральные постановки и концерты традиционно будут проходить на центральных улицах Алматы и в разных частях города. Однако самыми зрелищными должны стать спортивно-развлекательные национальные состязания асық ату, жамбы ату, арқан тартыс, қол күрес, қазақша күрес, қөкпар тарту, тоғыз құмалақ.
Откройте разнообразие Наурыза: от огненных традиций Ирана до горных цветов Таджикистана
Как отмечают праздник весны в других странах
День весеннего равноденствия Наурыз отмечается не только в Казахстане, но и во многих других странах. Праздник с зороастрийскими корнями и трехтысячелетней историей распространился из древней Персии на страны Ближнего Востока, Центральной Азии, Кавказа, Причерноморья и Балкан.

21 марта официально признан ООН Международным днем Новруза (одного из многих названий Наурыза), а в 2009 году ЮНЕСКО включила Новруз в список нематериального культурного наследия. Редакция The Voice Media собрала праздничные традиции из разных стран: от пудинга из пророщенной пшеницы до прыжков через костер.

Иран: хафт-син и очищающий огонь

Во многих источниках Новруз называют персидским Новым годом, хотя это название некорректно ввиду широкой распространенности праздника за пределами Персии. После Исламской революции 1979 года здесь пытались запретить Новруз как праздник, не имеющий отношения к исламу. Однако эти попытки не увенчались успехом, и теперь Новруз — официальный государственный праздник. Празднование длится 13 дней. Во вторник перед Новрузом проводят праздник огня Чахаршанбе-Сури: во время обряда нужно перепрыгнуть через костер, чтобы таким образом пройти очищение и отпугнуть неудачи.

В Иране центральным элементом празднования Новруза является хафт-син. В переводе с фарси haft — семь, sin — буква «с», поэтому на праздничном столе размещают семь предметов, начинающихся на букву «с»:

— яблоки (seeb): символ красоты и здоровья;
— гиацинт (sonbol): символ весны и возрождение природы;
— винный уксус (serkeh): символ бессмертия и вечности;
— дикая маслина (senjed): символ плодородия и любви;
— зеленые ростки злаков (sabzeh): символ возрождения;
— пудинг из ростков пшеницы (samanu): символ сладости;
— монеты (sekkeh): символ богатства.
Помимо этого, на столе могут быть зеркало, раскрашенные яйца, апельсин, плавающий в воде, аквариум с золотой рыбкой и свечи. Интересная традиция связана с книгами — Кораном, Авестой или сборниками Фирдоуси и Хафиза. Старшие члены семьи ищут в них решение или мысль для начала нового года. Кроме того, по традиции eidi пожилые кладут между страницами книги новые банкноты, чтобы потом подарить их детям и молодежи.

Афганистан: компот из сухофруктов и выпечка в форме ушей слона

В день Новруза афганцы обычно встают рано, надевают новую одежду, молятся и благодарят Новый год. После этого начинается подготовка к пиршеству. На стол готовят обжаренную смесь весенней зелени — сабзи; обжаренную во фритюре цветную капусту с помидорами — гулпи; жареную выпечку в виде слоновьих ушей, посыпанную сахарной пудрой, — гош-е фил.

Главное блюдо афганского Новруза — это компот хафт мева из семи сухофруктов и орехов. Конкретного состава блюда нет, главное, чтобы ингредиентов было семь. Их часто отправляют друг другу родственники. Курагу, изюм, сушеную вишню и дикую маслину промывают и замачивают в холодной воде. Грецкие орехи, миндаль и фисташки заливают горячей водой, чтобы очистить от кожуры. Размякшие сухофрукты и орехи смешивают, заливают розовой водой и оставляют в холодильнике на два дня.

В марте 2022 года талибы отменили официальное празднование Новруза, так же, как и в предыдущий период их правления с 1996 по 2001 год. В новых условиях даже домашнее празднование Новруза в Афганистане затруднительно.

Азербайджан: священные вторники и поднос со сладостями

Азербайджанцы начинают готовиться к Новрузу за месяц. Каждый вторник посвящен определенной стихии и связанной с ней ритуалам. В первый вторник (Su çərşənbəsi) чествуют Воду: идут за водой к источнику, наполняют все пустые сосуды свежей водой, окропляют друг друга, убираются дома и моются в хамаме. В это же время начинают проращивать семена пшеницы — səməni.
Во вторник Огня (Od çərşənbəsi) принято разжигать костры и перепрыгивать через них от трех до семи раз. Огонь поглощает все болезни и горести прошлого года, и его нельзя заливать водой — костер должен потухнуть сам.
В третий вторник, посвященный Ветру (Yel çərşənbəsi), — проветривали дом и вытряхивали постельное белье и ковры, готовили легкую еду — плов на молоке или рассыпчатый плов из булгура. Последний вторник перед Новрузом (Torpaq çərşənbəsi) посвящен стихии Земли. В этот день зажигают свечи по числу проживающих в доме, гадают на будущее, навещают могилы предков.

Тогда же подготавливают серебряный или медный поднос хонча. На нем должны разместиться зеленые ростки пшеницы səməni, свечи, крашеные яйца, пахлава, слоеная булочка гогал, символизирующая солнце, и шекербура.
Шекербура — сладкие пирожки с начинкой из перемолотого миндаля, фундука или грецких орехов и сахара. Особый узор на тесте вырисовывается с помощью специального инструмента — маггаш.
Узбекистан: пудинг из пшеницы и добрососедство

Навруз в Узбекистане считается праздником взаимопомощи и единства и отмечается всей общиной — махалля. В двадцатых числах марта во всех районах Узбекистана на улицы выставляют огромные казаны для сумаляка — пудинга из пророщенной пшеницы, популярного блюда на Наурыз во многих странах.

Процесс приготовлениясумаляка занимает целые сутки, и для этого нужна помощь соседей. Пророщенные зерна пшеницы измельчают и отжимают, смешивают в казане с маслом и мукой. На дно кладут небольшие камни, чтобы масса не подгорала. Также считается, что тем, кому попадется камушек, сулит удача.

Обычно готовкой сумаляка занимаются женщины. Они сменяют друг друга, беспрестанно помешивая пшеничную массу в казане, поют народные песни про весну и Навруз и загадывают желания. Существует поверье, что отведавший сумаляк из семи котлов обретет счастье. Это довольно легко исполнить, потому что сумаляк готовится в огромном объеме и охотно делится между соседями, друзьями и родственниками. Помимо сумаляка на стол подают плов, шурпу, самсу с первыми ростками зелени, сладости и фрукты.
Кыргызстан: народные гуляния и конные игры

В ночь перед Ноорузом в Кыргызстане различные сосуды наполняют родниковой водой, молоком и зернами, чтобы следующий год был богат на дожди и урожай. Если в этот день выпадает снег, то это считается добрым знаком. Детей, родившихся на Нооруз, непременно называют в честь месяца — Ноорузбек, Ноорузбай или Ноорузгул. Накануне праздника люди приводят в порядок жилье, расплачиваются с долгами, мирятся с теми, с кем были в ссоре.

Празднование кыргызского Нооруза схоже с узбекскими традициями. В этой стране также готовят сүмөлөк (сумаляк). В городах организуют массовые гуляния с концертами, танцами, соревнованиями по национальным конным играм и борьбе. Например, кок-буру — аналог казахского кокпар, когда всадники пытаются отобрать у другой команды тушу барана. В 2017 году кок-бору включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Участие в игре считается престижным, несмотря на высокую травмоопасность.
Таджикистан: первые цветы и генеральная уборка

Навруз в Таджикистане сопровождается красивой традицией гулгардонӣ. Дети и взрослые собирают в горах подснежники, ирисы, тюльпаны, поют песни о весне и раздают цветы жителям деревни. В обмен дети получают от взрослых подарки: конфеты, печенье, изюм, а в некоторых районах пшеницу и горох. Также подготовка к Наврузу обязательно включает генеральную уборку хонабуророн: женщины моют и чистят все в доме, а мужчины убирают дороги, сады, водоемы. В некоторых областях старшие следят за соблюдением обычая примирения оштикунони, когда люди прощают друг другу обиды.

Традиционные блюда Навруза готовятся из различных злаков и трав и включают далда, бодж, дангича и суманак (сумаляк). Помимо этого, устраиваются соревнования по бузкаши (аналогу кок-буру и кокпара), борьбе гуштин, рестлингу и другим современным видам спорта. В Горном Бадахшане, где исповедуется исмаилистское направление ислама, Навруз называется Шогун-бахар (доброе предзнаменование весны) и отмечается жертвоприношением барана.
Так выглядел Казахстан в прошлом по версии нейросети Midjourney
Тексты: Елизавета Нигай, Айсулу Тойшибек, Жанна Анвари, Айзере Малайсарова.
Вижуалы и верстка: Катя Эл.