Один из факторов, влияющих на успех в NFT, — полезность. Приобретая ваше творчество, покупатель должен быть уверен, что получит что-то полезное для себя: сможет перепродать дороже или попасть в закрытый клуб.
— Если вы человек креативный, хотите зайти в NFT-пространство. Это будет для вас неким доходом, но, опять же, это не гарантия того, что будет продаваться, потому что Web3 (идея новой итерации Сети на основе блокчейна — Авт.) — индустрия. Это другое поколение, для которого важны другие ценности. В NFT важна Utility (от англ. «полезность» — Авт.). Это то, что ты будешь получать от этого NFT, если будешь владеть им. Это самый важный момент, на котором держится стоимость этой картинки. К примеру, знаменитые Bored Ape Yacht Club. Это те обезьянки, которых покупали все знаменитости: Неймар, Эминем, Мадонна. Во-первых, ажиотаж, потому что знаменитости покупали, во-вторых, utility — это пропуск в закрытый клуб. Этот NFT — пропуск на вечеринки, где вы можете встретить знаменитостей. А также сами создатели этого NFT — это одна из самых передовых, мощных компаний в NFT-пространстве, которая приносит много креатива в этот мир, — отмечает Таурат Джанабеков.
Сейчас можно констатировать, что бум на NFT начал спадать вслед за падением курса криптовалют.
— Закрытие той же Meta своей NFT-платформы довольно красноречиво иллюстрирует, что в нынешней форме эти токены большинству людей неинтересны. Вся движуха пошла на спад. На мой взгляд, пока эта технология не нашла ультимативного, функционального применения. Но если вы все-таки решитесь использовать NFT как инвестицию, то только на средства, которые вам не жалко потерять. Лично стал свидетелем, как несколько многомиллионных проектов превратились в ничто, — объясняет Нурмухамед Ибраев.
Художница Светлана Люльчак с большим оптимизмом смотрит на возможности NFT для казахстанских креаторов. По ее словам, художники по-прежнему могут зарабатывать в NFT-пространстве, однако важно то, как вы подходите к своему продвижению в соцсетях. Кстати, большинство NFT-креаторов используют твиттер.
— Заработок зависит от того, сколько времени вы тратите на работу в NFT, сколько часов в день проводите в спейсах (пространствах — Авт.) твиттера. А так, по тому, что я вижу: [можно заработать] от пары долларов в неделю до 1600 долларов. Всё относительно. Тут необходимо ответить на следующие вопросы. Есть ли у вас постоянные коллекционеры? Удается ли этим коллекционерам отбивать или зарабатывать больше на ваших работах? Стоят ли за вашим аккаунтом люди, которые любят ваши работы и готовы их рекламировать просто по доброте душевной на площадках твиттера. Выставляются ли ваши работы на эксклюзивных площадках, куда отбирают работы кураторы? Всё это и определяет стоимость вашей работы. Точнее, стоимость вы можете поставить какую угодно, но сможете ли вы за нее продать — это уже определяет рынок, — заключает Светлана.
Несмотря на глобальный спад интереса к NFT, всё же у этой технологии есть большие перспективы. Помимо больших возможностей для креаторов, с помощью блокчейна можно будет защищать наши цифровые активы, например авторские права, документы и многое другое. Так что самое интересное в цифровом мире у человечества еще впереди.