«Ноль км, made in Kazakhstan»

Беседа с основателями FASCI о том, как начать бизнес по производству плитки ручной работы.

31 мая 2023

Фото: FASCI
Любой, кто сталкивался с ремонтом, замечал, как сложно найти оригинальную плитку для отделки кухни или ванной комнаты. С этой болью столкнулась Айгерим Уразбаева — дизайнер интерьеров с итальянским образованием. Вдохновившись фасадами алматинских домов, украшенными орнаментом, Айгерим вместе с партнером Ильдаром Ибрагимовым в начале 2022 года открыла собственное производство плитки ручной работы FASCI или First Almaty Studio of Ceramic Items. Журналистка The Voice Media Айзере Малайсарова поговорила с основателями студии о первых шагах в собственном производстве, окупаемости и глобальной конкуренции.
К тому, чтобы попробовать начать собственное дело, Айгерим Уразбаеву подтолкнули Январские события — она поняла, что хочет делать что-то для страны:

— В политике от меня толку будет немного. Идея производства уже зарождалась, я начала приходить к тому, что мне нужна миссия в жизни. Хотелось чего-то более глубинного. Родилась идея не выводить валюту за границу, а развивать внутреннюю экономику. Через себя, через свое дело дать что-то этой стране: культурное наследие, переосмысление, вдохновение для молодых.

Когда мы работали с мамой, мы много ездили по городу. Я смотрела в окно, и панельки мелькали перед глазами ежедневно. В один прекрасный день я подумала: «Почему нет нормальных плиток в Казахстане?» У нас в Казахстане огромный дефицит продукции. То есть что происходит: дизайнеры приходят с проектом в шоурум, начинают подбирать комплектацию и получается, что нет вообще ничего. В итоге проект подгоняется под то, что есть на рынке. Все проекты становятся однотипными: у всех сплошной Pinterest (популярный фотосервис для создания мудбордов и вдохновения — Авт.). Боль, боль и еще раз боль. И всё, это связалось в голове.
«На дизайнерской выставке в Милане я наткнулась на ребят из Fornace Brioni. Они производят плитку больше ста лет. Я подумала: “Это глина, которая обжигается в печи. Возможно, это не так сложно. Давайте я тоже попробую”».
В своих плитках Айгерим использует паттерны, которые в 60-70-ых годах использовали архитекторы в Алматы. Как объясняет Ильдар, таким образом они переосмысляют экстерьерные истории в интерьере.

— Стойкость [плитки] как у кирпича, — уверяет Айгерим. — Если не произойдут жуткие землетрясения, она может простоять 2000 лет, как терракотовые кувшины, которые находят с доисторических времен.

— Но если вы уроните ее на бетонный пол, она разобьется, как и любая керамическая плитка, — уточняет Ильдар.

Первый блин комом

Айгерим начинала отливать гипсовые формы у себя на балконе, а пробы отвозила обжигать к керамистам, чьи курсы посещала. Девушка признается, что поначалу романтизировала процесс и заходила в бизнес без масштабного исследования рынка. Им удалось найти двух технологов, которые работали на Капчагайском фарфоровом заводе и смогли дать консультацию по производству.


В апреле прошлого года, еще до юридического оформления студии, Айгерим предложила первому клиенту плитку, до конца не умея ее изготавливать, клиент согласился. На аванс она купила специальную муфельную печь из России за 600 тысяч тенге.

— У нас был цех, мы огромное количество времени делали плитку, но всё сильно сдвигалось по срокам, — рассказывает о первом заказе Ильдар. — В один момент нам ультимативно говорят: «Ребят, нам нужна плитка послезавтра». Айгерим в шоке, у нас не хватало мощностей всю плитку обжечь. Мы начали суетно искать керамистов, которые позволят нам обжечь в своих печах всю нашу продукцию. Я договаривался с одним керамистом — он потом слился. Одна студия в самый финальный момент, когда мы уже приехали, тоже отказалась. Уже пять часов вечера, мы все грязные, в глине и убитые. Мы договорились с чуваком из Талгара, у которого была печь. Приехали к нему в час ночи. В итоге с заказом не срослось, мы сделали возврат. Обидно, потому что на этом объекте всё еще длится ремонт. Но это был хороший опыт. Старт такого формата, мне кажется, довольно правильный. Если бояться что-то делать, никогда не начнешь. Если берешь какой-то таск (задачу — Авт.), который подразумевает рост, это, наоборот, хорошо, если хватает мотивации и внутренней выдержки, чтобы его достичь.
Деньги, клиенты, объемы

Пара не остановилась после первого неудачного опыта и продолжила оттачивать технологию изготовления плитки, параллельно работая над оформлением бренда. В ноябре 2022 года FASCI официально запустилась. Первоначальные вложения сложно посчитать, говорит Ильдар. Первая печь стоила 600 тысяч тенге, первая тонна глины — 500 тысяч, аренда цеха, оплата труда работников — около 300 тысяч. В первые полгода существования проекта они вложили около четырех миллионов тенге. Вначале использовали российскую глину, но из-за проблем с поставками переключились на местную — из Капшагая и Экибастуза. «Не хотелось сильно зависеть от внешних экономик. Наша философия: продукт 0 км, made in Kazakhstan», — подчеркивает Айгерим.

К FASCI обращаются как дизайнеры интерьеров и владельцы недвижимости, так и застройщики, гостинично-ресторанный бизнес. Как объяснил Ильдар, объем заказов на плитку разнится от 5 до 50 кв. метров. В месяц студия производит плитки на 80–100 кв. метров.

Стоимость одного квадратного метра, который вмещает 25 плиток FASCI, начинается со 120 тысяч тенге. В зависимости от покрытия ценник может варьироваться. На сегодня студия уже вышла на окупаемость.

— В Казахстане и на постсоветском пространстве еще не пришло понимание, что handmade — это что-то действительно ценное, и оно стоит дороже фабричного и массового. Это тот пойнт, над которым нужно глубоко и хорошо работать с точки зрения маркетинговой коммуникации, — добавляет Ильдар.
Бизнес — это всегда качели

Сейчас в FASCI пять человек, включая сооснователей. Айгерим и Ильдар занимаются стратегическим планированием и операционным руководством. Само производство и работа с глиной постепенно переходят в руки работников. В планах — расширение команды и переезд в новое помещение: два месяца назад цех в 250 кв. метров казался огромным, а теперь он полностью занят плиткой.

Айгерим и Ильдар признаются, что сложно планировать на долгий срок. Пока в приоритете внедрение системы учетов сырья, плана производства, таблиц прогнозов расходов и доставок. В будущем студия намеревается сегментировать товар: сделать более бюджетную линию плитки, работать не только с керамикой, но и с текстилем. Айгерим надеется, что со временем бренд FASCI выйдет на мировой рынок и проживет 100 лет, ведь конкурентов в сфере плитки ручной работы немного.

— Я надеюсь, что мы делаем что-то масштабное, что запомнится и будет цениться. Если человек приклеил на стену [нашу плитку], вдохновляется, живет, радуется, потом его не станет или он продаст квартиру — и новый хозяин или его дети оставят эту стену, потому что это ручная работа керамистов. Поэтому интересно смотреть, как всё разрослось так быстро, — представляет девушка.

Оглядываясь назад, Айгерим посоветовала бы себе больше исследовать рынок и для экономии нервов нанять профессионала, который мог бы помочь составить бизнес-план.

— У меня каждую неделю случается выгорание. Много вопросов и процессов. Недавно набрали команду, текучка тоже есть, поэтому бывает, что приходится выпрыгивать из стратегии, переодеваться и бежать в цех в субботу-воскресенье, самим работать, разгружать печи, потому что не хватает рук. Хорошо, если случается один выходной в две недели. Я сама еще не поняла, как справляться. Просыпаюсь с утра и не могу не делать этого. Глобальная ответственность за то, что это мое дело, что я не могу подвести людей. Вся ответственность хорошо мотивирует, но и истощает тоже, — признается Айгерим.

— Бизнес — это всегда качели, а если мы говорим про производство, то это ×10 качели — эмоциональные и финансовые. Стабильностью даже не пахнет. Всё, что касается производства, всегда сложно. Всегда случаются факапы (провалы — Авт.), человеческий фактор играет большую роль. Но это суперинтересно, дико заряжает. Круто смотреть на результаты и понимать, что мы делаем уникальную, нескучную, необычную штуку. В этом большая ценность, — делится впечатлениями Ильдар.